За столом воцарилась полная тишина. Мальчики удивленно подняли глаза от тарелок и вопросительно посмотрели на отца. Вахид отложил ложку в сторону и встал.
- Идите в свою комнату, - сказал он сыновьям. - И ты, Назима, тоже иди. Нам с отцом поговорить надо.
Когда за ними закрылась дверь, он развернулся к седому человеку на диване.
- Итак, папа, зачем же вы меня искали?
Семья
Мать Вахида рано умерла. Отца своего он не знал. Тот ушел из дома к другой женщине, когда мальчику было два года. И как ни плакала мать, как ни возмущались родственники, он сделал по-своему. Правда, исправно платил алименты до самого совершеннолетия. Но когда Вахид стал совершеннолетним, связь прервалась и, казалось, уже навсегда. Растила его бабушка со стороны матери, она была старенькой и часто болела. Закончив колледж, парень пошел в армию, а когда вернулся, бабушки уже не было в живых, он остался один.
С Назимой Вахид познакомился в фирме, куда устроился работать после службы автослесарем. Прошло немного времени, и пришло решение - надо налаживать личную и социальную жизнь. Он поступил в институт, а после прошел путь от молодого специалиста до главного инженера. В эти счастливые годы парень женился на любимой девушке, и жизнь семьи Вахида протекала спокойно. Он обеспечивал семью, получил ипотеку на жилье, купил машину. Вот только об отце молодой муж не любил рассказывать, сказал только, что тот уехал жить в другой город.
- Послушайте, - говорила время от времени Назима, - вам все-таки стоит заняться поисками отца.
- Зачем? - безразлично отвечал Вахид. - Я его даже не помню. Неужели ты думаешь, что я нужен ему?
- А как же? Вы же сын! - с - жаром отвечала жена.
- Да у него наверняка таких с десяток, - усмехался в ответ супруг и переводил разговор.
На самом деле о своем отце Вахид нет-нет да вспоминал. Но поисками не занимался, считая, что раз в детстве отцу не был нужен, то и сейчас тот не рад будет его видеть. Но судьба распорядилась иначе.
Письмо
Радостную новость Вахиду сообщила Назима. Она первая обнаружила в почтовом ящике письмо, в котором было сказано, что отец Вахида разыскал его через паспортный стол. Она бежала домой, не чуя под собой ног. А в квартиру ворвалась так, словно следом за ней гнались.
- Что случилось? - испугался Вахид.
- Случилось наконец! - она со смехом протянула ему конверт и тут же отскочила, спрятав его за спину. - Танцуйте, Вахид-ака, вам письмо.
- Письмо мне? - удивился супруг. - Шутишь?
- Ну, раз вы мне не верите, можно его выкинуть, - Назима надула губки и сделала вид, что направляется в кухню, к мусорному контейнеру.
- Ну уж нет! - воскликнул он, пытаясь отнять письмо. - Раз пришло, я просто обязан его прочитать.
- Я уже прочитала, - не удержалась она.
- Ты читаешь мои письма? - возмутился Вахид.
- Да это от вашего отца!
Сказала и испугалась. Так внезапно изменилось лицо мужа, он побледнел и без сил опустился на диван.
- От кого? - переспросил тихим голосом.
- Да от папы вашего. Разыскал он вас. А вы не верили. Теперь, когда нашел, собирается в гости приехать, внуков повидать.
Вахид вскочил, быстрыми шагами пересек комнату, выхватил конверт из рук жены. Прочел. Задумчиво подошел к окну. Жена тихонько вышла из комнаты, оставив Вахида наедине с его мыслями.
Встреча
Вахид пригласил отца в гости и тот обещал приехать в субботу. И к этому знаменательному событию вся семья готовилась с воодушевлением. Все-таки не только отец, но еще свекор и дед должен был приехать. Была подготовлена комната, подарки. В общем, все ждали дорогого гостя. Назима пекла, жарила и парила, как на большой праздник. Вахид, вернувшись с работы, ходил из комнаты в комнату, потому что не мог найти себе места от волнения. Дети радовались в ожидании приезда деда.
На вокзал поехал Вахид. Он жадно всматривался в каждое окно замедляющего ход поезда и пытался угадать, кто же из них тот самый, родной, единственный. И вот в одном из окон промелькнула седая макушка. И тут же каким-то шестым чувством сын понял: отец. Через полчаса он шел по вокзальной площади рядом с седовласым стариком с благородными чертами лица.
« Господи, до чего же похожи», - изумленно подумала Назима, сравнивая двух мужчин, приближающихся к дому. «Даже головы при ходьбе наклоняют одинаково, немного влево».
После праздничного застолья семья отправилась спать, оставив отца с сыном с глазу на глаз.
- Сынок, - неуверенно начал отец. - Я все понимаю. И не обижусь, если ты не особенно рад видеть меня.
- Ну что вы, - взволнованно ответил Вахид. - Я прекрасно понимаю, что в жизни вякое бывает. Поверьте, я давно простил вас.
- Понимаешь, Вахид, у меня другая семья уже много лет, я давно на пенсии, живу с детьми и внуками. Поэтому сложно так сразу входить в новую колею, мне надо привыкнуть.
- Что же, мы все рады вам, особенно дети, так что чувствуйте себя как дома, отец.
Неожиданный поворот
За десять дней, что отец прожил в их доме, он рассказывал о своей жизни, расспрашивал Вахида о его жизни, о мальчиках, жене.
- Хорошая у тебя жизнь, нужная,- сделал наконец вывод. - И ты уже ни о чем не мечтаешь?
- Мечтаю, конечно, - смутился Вахид. - А что, вам это интересно?
- А как же. Ведь ты - мой сын. Так что за мечты такие при достатке во всем? Хочешь стать миллионером?
- Да нет, смеетесь вы, что ли? - удивился Вахид. - У меня мечты скромные. Хочу детей вырастить достойными людьми, хочу, чтобы жена никогда не постарела, хочу расширить жилплощадь, потому что мальчики растут, и становится тесно.
- А, - внезапно весь как-то подобрался старик. - Вот кстати ты заговорил на тему, которая меня, прости, интересует. Скажи, Вахид, будешь ли ты претендовать на наследство после моей смерти?
Для Вахида этот вопрос был неожиданным. Он искренне думал, что отец разыскал его просто потому, что хотел увидеть, узнать ближе. Он встал и молча вышел из комнаты.
А на следующий день во время обеда отец вновь поднял этот вопрос в присутствии всей семьи.
- И все-таки, сынок, - заговорил он, вертя в пальцах ложечку для десерта, - ты так и не ответил на мой вопрос.
- Какой вопрос? - сын сделал вид, что не понимает.
- Будешь ли ты претендовать на наследство после моей смерти?
За столом воцарилась полная тишина. Вахид встал и сказал детям:
- Идите в свою комнату. И ты, Назима, тоже иди. Нам с отцом поговорить надо.
И подождав, пока семья выйдет, развернулся к седому человеку на диване.
- Итак, папа, зачем же вы меня искали?
Эпилог
На следующий день Вахид отправился в районную нотариальную контору и написал отказ от отцовского наследства. Когда он принес эту бумагу и показал старику, тот разразился слезами.
- Зачем ты это сделал, сынок? Я ведь не для этого спросил.
- Давайте не будем, отец, - устало произнес Вахид. Я сам во всем виноват. Вбил себе в голову, что вы сможете полюбить сына, которого не видели тридцать лет.
- Ты не прав, Вахид. Все эти годы я помнил о тебе. Но не знал, как прийти, как объяснить.
- А тут случай удобный представился, - с горечью констатировал Сын.
- Прости меня, сынок, - тихо произнес седой старик. - Я не хотел тебя обидеть. Просто мои дети от второго брака потребовали свою долю наследства после смерти жены. Вот я и решил узнать - а как ты себя поведешь?
- Ну и как? – с насмешкой в голосе поинтересовался Вахид.
- Ты лучший из моих детей, - вдруг сказал отец и направился к двери.
На следующее утро вся семья провожала гостя. Они долго смотрели вслед уходящему поезду, пока последний вагон не скрылся за поворотом. Отец уехал, пообещав вновь навестить семью через несколько месяцев. И хотя Вахид даже самому себе не признавался - капля обиды еще долго оставалась в его сердце.
- Зря обижаетесь, - сказала Назима, поглядывая на нахмуренные брови супруга. - Уверена, что он вас все-таки любит.
- А у нас теперь есть дед, - гордо добавил один из мальчишек.
- Отец, вы ведь нас с мамой никогда не оставите? - неожиданно задал вопрос другой.
- Никогда. Клянусь, - ответил Вахид, положив правую руку на сердце.
…Отец Вахида больше не появился. Неделю назад Вахид и Назима отпраздновали серебряную свадьбу. Все эти годы они прожили душа в душу, вырастили и воспитали хороших детей. Поздравить их пришли друзья и сослуживцы, дети и внуки, все желали им счастья и здоровья.
Оксана БАУЭР