Центральная Азия традиционно рассматривается как один из ключевых транзитных регионов для наркотрафика, идущего из Афганистана — крупнейшего в мире производителя опиатов.
Так называемый «Северный маршрут» проходит через страны Центральной Азии (Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан), направляясь далее в Россию и страны Европы. Географическая близость к Афганистану, протяжённые и слабо контролируемые границы, а также ограниченные ресурсы правоохранительных органов способствуют уязвимости региона к транснациональной наркопреступности.
На фоне продолжающегося запрета на выращивание мака в Афганистане, внимание международных и национальных структур всё больше сосредоточено на росте производства и распространения синтетических наркотиков, включая метамфетамин и новые психоактивные вещества. Эти тенденции сопровождаются активным использованием цифровых платформ, мессенджеров и криптовалют, что усложняет борьбу с незаконным оборотом наркотиков и требует адаптации к новым формам угроз.
По данным официальной статистики, в 2024 году отмечается рост изъятий психотропных веществ в государств-участников ЦАРИКЦ (Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров – прим.ред.) на 15,2%. Тревожным сигналом является увеличение фактов выявления подпольных лабораторий по изготовлению синтетических и других наркотиков на 19,5 %, что указывает на активизацию производства синтетических наркотиков в регионе.
В условиях, когда региональные государства сталкиваются с аналогичными вызовами, они демонстрируют различные подходы к решению проблемы — от институциональных реформ и принятия стратегических документов до усиления международного сотрудничества. Однако эффективность этих мер нередко ограничивается внутренними проблемами, включая высокий уровень коррупции, недостаток технических и кадровых ресурсов, а также слабую межведомственную координацию.
Для более глубокого понимания текущих вызовов и предпринимаемых мер в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков целесообразно рассмотреть антинаркотическую политику на примере ключевых государств Центральной Азии — Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Несмотря на общие географические и исторические предпосылки, каждое из этих государств формирует уникальный ответ на угрозы наркотрафика, обусловленный внутренними политическими, социально-экономическими и институциональными факторами. Рассмотрение их опыта позволит выявить как эффективные практики, так и системные проблемы, препятствующие формированию устойчивого регионального подхода к борьбе с наркоугрозой.
Узбекистан. Правительство Узбекистана сталкивается с возрастающими вызовами со стороны наркоторговцев, перемещающих синтетические наркотики и химические прекурсоры через территорию страны, в связи с этим, страна активно участвует в Глобальной коалиции по противодействию угрозам синтетических наркотиков. Традиционные наркотики (включая опиум и героин из Афганистана) поступают в Узбекистан в основном через труднопроходимую сухопутную границу с Таджикистаном. На фоне продолжающегося запрета на выращивание мака в Афганистане всё большую обеспокоенность вызывают метамфетамин и синтетические наркотики, производимые на территории Афганистана.
Несмотря на рост внутреннего потребления запрещённых веществ, особенно среди молодёжи, Узбекистан в первую очередь остаётся транзитной страной для наркотиков из Афганистана, направляющихся в Россию и Европу по так называемому «Северному маршруту».
В 2024 году Кабинет Министров Республики Узбекистан утвердил Национальную стратегию по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Президент страны Ш. Мирзиёев также повысил статус Национального центра по контролю за наркотиками (НЦКН), переведя его из-под ведения Кабинета Министров в состав Администрации Президента, который является важным шагом, расширяющим его полномочия.
Кроме того, в мае 2025 года Президент страны утвердил Национальную стратегию по борьбе с наркоманией и наркопреступностью на 2024–2028 годы. Документ охватывает меры по предотвращению незаконного оборота наркотиков, ликвидации онлайн-распространения наркотических средств, усилению охраны границ и деятельности правоохранительных органов, а также улучшению лечения наркотической зависимости. Реализацию стратегии координирует НЦКН.
Стоит отметить, что в июне 2024 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, инициированную странами Центральной Азии, призывающую государства региона выступать единым фронтом и сотрудничать для эффективного решения и устранения проблем, связанных с наркотиками.
Ключевые вызовы для страны — продажа и распространение запрещённых наркотических веществ через онлайн-мессенджеры, которые сложно отслеживать и блокировать правоохранительным органам.
Узбекистан входит в состав Глобальной коалиции по противодействию угрозам синтетических наркотиков. Кроме того, страна является участником Соглашения о сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 2004 года по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров.
Также Узбекистан является членом Центрально-Азиатского регионального информационно-координационного центра (ЦАРИКЦ, CARICC).
Таджикистан по-прежнему остаётся основным транзитным маршрутом для опиатов, метамфетамина и других запрещённых наркотиков, поступающих из Афганистана в Узбекистан.
Согласно открытым источникам, в первой половине 2024 года в Узбекистане было зафиксировано увеличение числа наркопреступлений по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Правоохранительные органы на протяжении всего года осуществляют изъятия наркотических средств, в том числе в мае — изъятие 46,7 килограмма гашиша.
Согласно данным ЦАРИКЦ (CARICC), в первые девять месяцев 2024 года узбекскими властями было выявлено 9 209 наркопреступлений, а за преступления, связанные с наркотиками, было задержано более 6 200 человек. За тот же период было изъято в общей сложности 1 558,63 кг наркотиков, в том числе: 94,5 кг героина; 135 кг опиума; 429 кг гашиша; 552 кг марихуаны; 130 кг синтетических наркотиков; 86,1 кг психотропных веществ.
Правительство Узбекистана постоянно проводит мероприятия по профилактике наркомании, организовав более 10 000 встреч и мероприятий в школах, центрах сообщества и на рабочих местах в рамках месяца борьбы с наркотиками. В этих мероприятиях приняли участие около 1 300 000 молодых людей.
Работу 14 наркологических центров и двух специализированных больниц по всей стране координирует Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр психического здоровья.
В сентябре 2024 года Узбекистан и США подписали Соглашение о взаимной помощи в таможенной сфере (Customs Mutual Assistance Agreement). Это соглашение будет способствовать обмену информацией и дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, отмыванием денег, таможенными правонарушениями, торговлей людьми и транснациональными преступными группировками.
Казахстан. Казахстан остаётся ключевой транзитной страной на «Северном маршруте» наркотрафика из Афганистана в Россию и Европу, сталкиваясь с ростом производства и распространения синтетических наркотиков, особенно метамфетамина и новых психоактивных веществ. Наркотики распространяются через интернет и криптовалюту, активно используются подпольные лаборатории, а также зафиксированы случаи вовлечения несовершеннолетних в распространение.
Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно в 2024 году призывал к активным мерам против распространения синтетических наркотиков, подчёркивая, что борьба с их производством и распространением должна стать национальным приоритетом.
Администрация Президента и Генеральная прокуратура РК координируют новые антинаркотические инициативы, предлагаемые правительством и международными организациями. В апреле 2025 Генеральная прокуратура Казахстана учредила Межведомственную рабочую группу по предотвращению и борьбе с наркопреступностью, которая изучает возможность создания Национального центра целевого контроля за химическими прекурсорами и синтетическими наркотиками.
Казахстан активно участвует в Глобальной коалиции по противодействию угрозам синтетических наркотиков. С 7 июля 2023 года страна сопредседательствовала в трёх подгруппах и способствовала проведению обсуждений решений в области синтетических наркотиков.
Казахстан также принимает участие во многих международных антинаркотических инициативах, включая: Программу контроля контейнерных перевозок УНП ООН (UNODC Container Control Programme), Инициативу по взаимодействию на границе (Border Liaison Initiative), Центрально-Азиатский региональный информационно-координационный центр (ЦАРИКЦ / CARICC).
В 2024 году незаконные наркотики продолжали производиться в подпольных лабораториях внутри Казахстана. Среди способов распространения всё чаще встречаются онлайн-продажи с использованием криптовалют, а также перевозка жидкого метамфетамина, опиума и героина контрабандой через «человеческих курьеров».
За первые девять месяцев 2024 года казахстанские правоохранительные органы зарегистрировали 6 772 преступления, связанных с наркотиками, включая: 3 051 наркопреступление (по сравнению с 2 514 за тот же период в 2023 году), 1 766 случаев продажи наркотиков (в 2023 — 1 425), 247 случаев контрабанды.
Правоохранительные органы выявили тревожную тенденцию — использование несовершеннолетних наркокартелями для обхода уголовной ответственности взрослых. В этот период было задержано около 30 несовершеннолетних за нарушение законодательства о наркотиках. Большая часть изъятий связана с каннабисом, выращенным в Казахстане. За первые девять месяцев 2024 года было изъято 22 метрические тонны наркотиков (в 2023 — 36,1 тонн), включая: 795 кг героина (73 кг в 2023), 653 кг гашиша (730 кг в 2023), 38 кг опиума (68 кг в 2023), 5 тонн каннабиса (6,5 тонн в 2023).
Комитет национальной безопасности РК совместно с европейскими правоохранительными органами провёл несколько контролируемых поставок наркотиков афганского происхождения, включая опиум и метамфетамин, по Северному маршруту с конечным пунктом в Европе. Также перехвачено 50 посылок, направленных в Казахстан из Европы, США и Таиланда.
Проблему противодействия наркотрафику в интернете усугубляют зашифрованные мессенджеры. За первые девять месяцев 2024 года Министерство внутренних дел выявило 7 122 случая рекламы запрещённых наркотиков и психотропных веществ в сети. Было отправлено 109 предупреждений владельцам платформ, и удалено 2 868 объявлений.
В 2024 году зарегистрировано 18 233 человека, прошедших лечение от наркозависимости (в 2023 — 18 328), из них 1 527 женщин (1 512 в 2023) и 59 несовершеннолетних (66 в 2023). Министерство внутренних дел заявляет, что реальное число людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, может достигать 200 000.
В Казахстане работают 104 неправительственные организации, которые продвигают профилактику наркомании и здоровый образ жизни, а также оказывают правовую и социальную поддержку бывшим наркозависимым.
Министерство внутренних дел разработало многоэтапную программу профилактики наркотиков для обучения сотрудников образовательных учреждений и школьных психологов. Казахстан и Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) продолжают совместно реализовывать программу «Сильная семья» для детей 10-14 лет. Программа обучает родителей, школьников и учителей снижению конфликтов в семьях, увеличению участия родителей в школьной жизни и развитию позитивных отношений между детьми и родителями.
Вывод. Признавая недостатки в контроле прекурсоров и слабую судебно-химическую экспертизу, Казахстан разрабатывает комплексный подход, направленный на внедрение внутренних мер по контролю за прекурсорами и усилению контроля на границе. Казахстан использует международные инструменты обмена информацией, например, предлагаемые Международным контрольным советом по наркотикам (INCB), чтобы расширить охват расследований. Казахстан продолжает реализовывать национальную стратегию борьбы с наркотиками, принятую в прошлом году, и США поддерживают эти усилия.
Кыргызстан. Кыргызстан расположен на ключевом транзитном маршруте для незаконного перемещения наркотиков с юга на север из соседних стран в Россию и Европу. Он граничит с Таджикистаном, который, в свою очередь, граничит с Афганистаном. Большая часть нелегальных наркотиков попадает в Кыргызстан из Таджикистана через плохо обозначенные или неразграниченные участки границы. Захват власти талибами в Афганистане в 2021 году привел к росту наркоторговли, и этот тренд увеличения контрабанды наркотиков из Афганистана продолжился в 2023-2024 годах, согласно национальным данным о задержаниях и отчетам УНП ООН (UNODC).
Служба по борьбе с наркотиками (СБН) при Министерстве внутренних дел Кыргызстана отвечает за борьбу с незаконным оборотом наркотиков и распространением психотропных веществ, в то время как Министерство здравоохранения регулирует легальное использование наркотиков. Кыргызстан активно работает над выявлением новых психоактивных веществ, улучшением взаимодействия правоохранительных органов для более эффективного пресечения незаконного оборота и усилением охраны границ.
Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах» был принят 24 января 2024 года. Этот закон устанавливает правила правового регулирования оборота таких веществ в Кыргызстане. Основой для нового законодательства стала гармонизация терминологии в различных правовых кодексах, таких как Гражданский и Уголовный кодексы. Закон вводит единые юридические определения и ужесточает наказания за незаконные действия с мощными веществами, особенно если в них вовлечены несовершеннолетние. Эти изменения направлены на усиление борьбы с наркопреступлениями и гармонизацию с международными конвенциями по наркотическим и психотропным веществам.
Кыргызстан является членом Центрально-Азиатского регионального информационного и координационного центра (CARICC), который способствует обмену информацией и совместным операциям по борьбе с транснациональной наркопреступностью. Также страна участвует в других международных инициативах, таких как Программа контроля контейнеров ООН по наркотикам и преступности (UNODC CCP), Инициатива приграничного взаимодействия и финансируемая Евросоюзом Центральноазиатская программа борьбы с наркотиками (CADAP 7). С 2023 года Кыргызстан входит в Глобальную коалицию по противодействию угрозам синтетических наркотиков и является сопредседателем рабочей подгруппы по выявлению новых угроз и моделей употребления наркотиков.
СБН сообщиал, что за первые восемь месяцев 2024 года количество наркопреступлений снизилось на 6,8% по сравнению с предыдущим годом. За этот же период правоохранительные органы зарегистрировали 894 наркопреступления и изъяли 3 тонны 755 килограммов психотропных веществ и прекурсоров, что на 47,6% меньше по сравнению с прошлым годом. Также были изъяты 172 кг гашиша, 1 кг героина, 1,6 кг опиума, 1 кг марихуаны и 11 кг других психотропных веществ.
В Кыргызстане использование инъекционных опиоидов признано ключевым фактором эпидемии ВИЧ, новые данные свидетельствуют о росте употребления синтетических веществ, особенно среди молодых пользователей. Эти вещества включают катиноны, каннабиноиды и, возможно, амфетаминоподобные стимуляторы. Влияние этих меняющихся моделей употребления наркотиков на эпидемию ВИЧ и реагирование на нее остается неопределенным, что подчеркивает необходимость постоянного мониторинга и адаптации стратегий вмешательства.
После смерти в октябре 2023 года подсанкционного в США криминального авторитета и наркобарона Камчыбека Колбаева власти провели масштабную операцию по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Однако, несмотря на это наркоторговля по так называемому «Северному маршруту» из Афганистана через Центральную Азию в значительной степени остается без изменений. Уголовный кодекс содержит статьи о коррупционных преступлениях. Кыргызстан обновил Закон «О борьбе с коррупцией», а Антикоррупционная стратегия 2012 года оставалась в силе до конца 2024 года. В 2024 году также были отменены сроки давности для коррупционных преступлений.
Вывод. Расположение Кыргызстана и ограниченный таможенный контроль в рамках членства в Евразийском экономическом союзе делают страну уязвимой как транзитный маршрут для наркотиков, направляющихся в Казахстан, Россию и на границы Европейского Союза. Долгосрочный пограничный спор с Таджикистаном препятствует совместным усилиям по снижению потока наркотиков из Афганистана. Служба по борьбе с наркотиками в настоящее время не обладает достаточными возможностями для эффективной борьбы с наркоторговлей, но проявляет некоторую готовность к сотрудничеству с международными партнерами по этой проблеме.
Таджикистан. Несмотря на запрет на выращивание опиума, введённый Талибаном в Афганистане, производство опиума остаётся высоким в провинции Бадахшан, которая граничит с большей частью таджикско-афганской границы. В 2024 году объёмы изъятий наркотиков в Таджикистане увеличились, но всё ещё отстают от соседних стран Центральной Азии, через которые проходят транзитные маршруты наркотиков из Афганистана («Северный маршрут»).
Таджикистан входит в Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (CARICC), что позволяет обмениваться информацией и проводить совместные расследования. Однако ограниченные финансирование и кадровый потенциал снижают эффективность этого центра.
В первые шесть месяцев 2024 года правоохранительные и силовые органы Таджикистана изъяли почти четыре тонны наркотиков, что на 25% больше по сравнению с тем же периодом 2023 года. Изъяли 84 кг и 13 731 таблетку синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ, а также почти 81 кг амфетамина и метамфетамина — рост на 173% по сравнению с прошлым годом. Изъятия MDMA (полусинтетическое психоактивное соединение амфетаминового ряда – прим.ред.) выросли на 189% (1 749 таблеток в первые шесть месяцев 2024 года против 605 в том же периоде 2023 года). Изъятия барбитуратов уменьшились на 71% (50 таблеток в 2024 году против 176 в 2023). За первые шесть месяцев 2024 года изъяли 560 таблеток бензодиазепинов, тогда как в 2023 году за этот период изъятий бензодиазепинов не было. Изъятия прегабалина и «Лирики» учитывались отдельно, хотя «Лирика» — это торговая марка прегабалина. В совокупности количество изъятий прегабалина увеличилось на 423% — с 2 174 таблеток в первых шести месяцах 2023 года до 11 372 таблеток в 2024 году.
Зафиксировали 419 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков — на 7% больше, чем в том же периоде 2023 года. По делам о незаконном обороте наркотиков было осуждено 60 человек, что на 9% меньше, чем в 2023 году. Судебно-медицинский отдел DCA провёл 225 экспертиз почти 730 кг наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
Основной проблемой употребления синтетиков власти считают нелегальное использование рецептурного тропикамида и прегабалина, особенно среди школьников. Эти вещества недорогие и широко доступны.
Несколько министерств и комитетов сотрудничали в разработке и утверждении планов и стратегий профилактики. В рамках этой работы правительство Таджикистана организовало встречи с различными демографическими группами для распространения антинаркотических сообщений.
Вывод. Маршруты контрабанды, проходящие через Таджикистан, давно используются злоумышленниками для перемещения наркотиков, оружия и людей. На протяжении нескольких лет таджикские официальные лица отмечают рост наркотрафика из Афганистана и выражают обеспокоенность возможностью проникновения экстремистов из Афганистана в Таджикистан.
Предложения. С учётом вышеизложенного для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков странам Центральной Азии представляется целесообразным:
1) усилить региональное сотрудничество и обмен информацией, что позволит более оперативно выявлять и пресекать трансграничные каналы поставок. Важным шагом является модернизация правоохранительных и таможенных служб, оснащение их современными техническими средствами и повышение квалификации сотрудников для эффективного противодействия новым формам наркопреступности, включая онлайн-продажи и использование криптовалют;
2) не менее значима координация усилий правоохранительных органов с органами здравоохранения для расширения программ профилактики и лечения зависимости, а также внедрение современных реабилитационных методов с учётом уязвимых групп населения, включая молодёжь;
3) Усиление антикоррупционной политики и обеспечение прозрачности в правоохранительной системе позволит снизить внутренние риски, связанные с содействием наркоторговле на различных уровнях.
В целом, комплексный и скоординированный подход, основанный на международных стандартах и учитывающий специфику каждого государства, станет залогом устойчивого прогресса в борьбе с наркопреступностью в регионе.
Исаев Сардор Алишерович,
Главный научный сотрудник Исследовательского института криминологии, подполковник.