Датские чиновники забили тревогу после того, как крупнейший оператор общественного транспорта соседней Норвегии, компания Ruter, обнаружил брешь в системе безопасности китайских автобусов Yutong, сообщает The Guardian.
Выяснилось, что у производителя есть удалённый доступ к своим транспортным средствам и теоретически он может их отключить, хотя таких случаев зафиксировано не было. Стоит отметить, что автобусы Yutong, в том числе и электрические, можно встретить и на дорогах в Узбекистане.
Проверка показала, что в электрических автобусах установлены SIM-карты из Румынии. Как позже разъяснил производитель, эти модули связи нужны его инженерам для удалённой работы с транспортом — они позволяют обновлять программное обеспечение и оперативно устранять технические неполадки на расстоянии.
Фактически это означает, что у завода-изготовителя есть прямой и ничем не ограниченный доступ к своим машинам, и в теории он может их дистанционно отключить. Хотя документальных подтверждений тому, что этой возможностью когда-либо злоупотребляли, не найдено, сама перспектива такого вмешательства из другой страны вызвала озабоченность чиновников в Дании и Норвегии.
Датская транспортная компания Movia была вынуждена начать собственное расследование. Выяснилось, что в их автобусном парке находится 469 машин китайского производства, из которых 262 — это автобусы Yutong. Было предложено простое решение — извлечь эти SIM-карты, чтобы заблокировать канал связи.
Однако от этой идеи отказались, поскольку это действие отключило бы автобусы не только от производителя, но и от других важных внутренних систем. Представитель Movia Йеппе Гаард отметил, что подобная проблема касается не только конкретной марки, но и любого транспорта или устройства, в котором используется китайская электроника.
В компании Yutong поспешили заверить общественность, что строго соблюдают все местные законы и стандарты. Все данные с автобусов хранятся в защищенном центре обработки данных Amazon Web Services во Франкфурте, где информация шифруется, а доступ к ней строго ограничен.
Несмотря на эти заверения, в Дании ситуацию рассматривают через призму национальной безопасности. Чиновники уже призвали ужесточить требования к будущим закупкам транспорта из Китая, заявив, что страна слишком медлит в вопросах снижения технологической зависимости.
Вслед за Данией и Норвегией правительство Великобритании изучает возможность дистанционного отключения сотен китайских электрических автобусов, находящихся в эксплуатации по всей стране. Об этом сообщает Financial Times (FT) со ссылкой на источники в британских правительственных кругах.






