По итогам обсуждений с участием медицинского и экспертного сообщества принят приказ министра здравоохранения Узбекистана, закрепляющий и уточняющий уже реализуемые механизмы, а также определяющий дальнейший поэтапный порядок внедрения системы «Электронный рецепт».
Ранее эта система была подвергнута критике со стороны общественности.
Приказ предусматривает:
1) поэтапное внедрение системы «Электронный рецепт» на территории города Ташкента и 15 пилотных районов (городов) с оформлением электронных рецептов по международному непатентованному наименованию лекарственных средств и внесением всех назначений непосредственно врачом в электронную систему;
2) бесплатное подключение медицинских и фармацевтических организаций к информационной системе DMED, а также интеграцию их действующих информационных систем с цифровой платформой Министерства здравоохранения при наличии необходимых технических условий;
3) поэтапное формирование рецептурных перечней лекарственных средств, переводимых на электронный рецепт, с утверждением отдельных списков на каждом этапе и их подготовкой Экспертным советом с учётом медицинской значимости, социальных рисков и практических потребностей системы здравоохранения;
4) определение первого этапа внедрения, в рамках которого электронный рецепт обязателен для антибиотиков, синтетических антибактериальных препаратов и гормональных препаратов системного действия;
5) закрепление полномочий врача по выписыванию электронных рецептов, включая возможность назначения лекарственных средств, отсутствующих в конкретной медицинской организации с последующим внесением информации в систему фармацевтами аптек;
6) установление порядка отпуска рецептурных лекарственных средств в аптеках на основании электронного рецепта, включая использование ПИНФЛ пациента, а также сохранение возможности оформления бумажных рецептов в исключительных случаях в переходный период и в экстренных ситуациях;
7) определение механизма, при котором в случае отсутствия у пациента или его представителя электронного рецепта, провизор аптеки вправе на основании документа, удостоверяющего личность (в том числе в бумажной или электронной форме), ввести ПИНФЛ и ознакомиться с электронным рецептом через систему с последующим отпуском рецептурного лекарственного средства;
8) обеспечение прав граждан, включая иностранных граждан, на получение медицинской помощи и лекарственных средств, в том числе в экстренных случаях, а также информирование населения об этапах внедрения системы и перечнях лекарственных средств через официальные источники;
9) организацию постоянной разъяснительной работы и обратной связи, включая функционирование круглосуточного call-центра 1003, через который обеспечивается:
– обращение пациентов, находящихся на постельном режиме и страдающих хроническими заболеваниями, к своему семейному врачу;
– получение электронного рецепта путём дистанционного обращения к семейному врачу (в отдельных случаях – к профильному специалисту);
– организация патронажного обслуживания и оказание необходимых медицинских услуг на дому при наличии показаний;
10) установление особого порядка выписывания рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями, предусматривающего возможность назначения:
– до 60 дней лечения – для лекарственных средств, назначаемых при лечении хронических заболеваний, кодируемых в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ) и лекарственных средств с выраженной анаболической активностью;
– до 90 дней лечения – для иных готовых лекарственных средств (в рамках реимбурсации – до 30 дней) по решению лечащего врача.
В указанных случаях срок действия электронного рецепта и соответствующего QR-кода продлевается на период назначенного курса лечения.
При этом Министерство здравоохранения настаивает, что система «Электронный рецепт» направлена на повышение безопасности лечения, усиление ответственности при назначении лекарственных средств и упорядочивание лекарственного оборота. Все изменения внедряются поэтапно с постоянным мониторингом практики и учётом обратной связи от граждан и медицинских работников.






