1

ЛЕГЕНДАРНОМУ АНСАМБЛЮ БАХОР - 60 ЛЕТ

Культура 23.09.2017, 12:28
Теги: Концерт
ЛЕГЕНДАРНОМУ АНСАМБЛЮ БАХОР -  60 ЛЕТ

В этом году исполняется 60 лет со дня создания Государственного заслуженного ансамбля народного танца «Бахор» имени Мукаррам Тургунбаевой.

После легендарной основательницы ансамблем в разное время руководили Кундуз Миркаримова, Равшаной Шарипова, Мамура Эргашева… В 1964 году коллектив был удостоен звания «Заслуженный ансамбль Узбекистана», а в 1979-м ему присвоили имя Мукаррам Тургунбаевой. В репертуаре ансамбля более 200 сольных и групповых постановок, объединивших вековую культуру узбекского танца и достижения современного хореографического искусства. Сколько всего было за годы работы «Бахора»! Не счесть счастливых мгновений, светлых воспоминаний… И все они связаны с именем его легендарной основательницы.

«Бахор» - визитная карточка Узбекистана»

Заслуженная артистка Республики Узбекистан, народная артистка Республики Каракалпакстан Зиёда МАДРАХИМОВА:

- В 1957 году Мукаррам Тургунбаева основала ансамбль «Бахор», состоящий из 12 девушек - учениц Ташкентского хореографического училища, для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Совсем скоро в состав коллектива входило уже сорок девушек, а сам «Бахор» стал одной из визитных карточек Узбекистана в сфере культуры.

Нас называли «Мукаррам и сорок красавиц». C уникальными танцевальными программами вмес­те мы объездили больше 60 государств. И каждый раз обязательно привозили национальный танец той страны, где побывали. Так расширялся репертуар ансамбля, ведь Мукаррам-опа очень хотела, чтобы наше творчество было разноплановым и самобытным.

Я и моя сестра, заслуженная артистка Республики Узбекистан Насиба Мадрахимова, отдали работе в «Бахоре» 20 лет. И мы очень счастливы оттого, что нам удалось поработать с Тургунбаевой - королевой узбекского танца. Она была для нас второй матерью, с особым трепетом относилась к девочкам. Возможно, потому, что у нее был единственный сын, а хотелось иметь и дочерей. Мукаррам-опа являлась очень эрудированным человеком: знала историю, узбекские народные традиции, была для нас образцом для подражания, эталоном во всех отношениях на сцене и в жизни.

«Мукаррам-опа заботилась о каждой из нас»

Заслуженная артистка Республики Узбекистан, доцент кафедры хореографии Угилой МУХАМЕДОВА:

- «Бахор» был создан в 1957 году. Я страстно желала попасть в этот коллектив! И исполнила свою мечту - в 1967-м пополнила ряды участниц легендарного ансамбля, окончив хореографическое училище. Мне запомнилась первая встреча с Мукаррам Тургунбаевой - потрясающе красивой женщиной. С того самого дня для меня, как и для всех девочек, она стала образцом культуры поведения на сцене и в жизни. Ненавязчиво учила всему: как общаться со зрителем, донести до него то, что хочешь, передать гамму чувств, рассказать целую историю посредством жестов, мимики, танцевальных движений…

Перед каждой поездкой, особенно за границу, учила манерам поведения: как сидеть, в какой руке держать столовые приборы. Объясняла, как одеваться за рубежом и как - в самых отдаленных кишлаках. В холодной России советовала носить брюки, а в нашем жарком регионе - атласные платья, дарящие прохладу. В общем, учила жизни, была второй матерью.

Внимание Мукаррам-опа уделяла каждой участнице ансамбля независимо от того, была ли та солисткой или нет. Мы нередко слышали, что если одной из нас не окажется на месте, зритель это обязательно заметит. Помню, когда случилось несчастье - погиб мой муж, Мукаррам-опа тут же добилась для меня выдачи отдельной квартиры, хотя к тому времени я работала в «Бахоре» всего пять лет.

С «Бахором», ставшим для меня жизнью, связаны разные воспоминания. Например, когда только пришла в коллектив, мы отправились на гастроли по России. На концерте после одного из танцев надо было быстро переодеться к моему первому выходу («Андижанская полька»). Боялась не успеть и дважды говорила об этом Мукаррам-опе. Знала, что она жестко наказывает за опоздание: снимает с поездки, лишает премии. Второпях надела атласное платье и направилась к выходу, в то время как не успел завершиться предыдущий танец. Я должна была выйти на сцену первой, а следом еще пять девушек. И вот, с последним музыкальным проигрышем иду вперед, начинаю танцевать. Оглядываюсь, а партнерш нет. Понимаю, что музыка не моя - рано выскочила. В ужасе обежав сцену вокруг, шмыгнула за кулисы. И вновь вышла первой, только уже с другой стороны и на этот раз вовремя.

Честно говоря, думала, что Мукаррам-опа меня убьет. Она же, наоборот, обняла, расцеловала и при этом смеялась до слез. Говорит: «Ты - умница, так быстро переоделась. И зачем все время повторяла, что не успеешь? Вот что значит, когда чего-то сильно хочешь, - все получается». Да и зритель ничего не понял. Мне же в тот момент было совсем не до смеха.

А еще Мукаррам-опа умела прощать. Понимала, что мы молодые, у каждой из сорока девушек - свои характер, предпочтения, вкусы.
И к любой находила подход, спрашивала, чем помочь, и по глазам могла прочесть: с мужем поругалась, ребенок болеет или что-то еще. Она все чувствовала и нередко говорила: «Поссорилась с супругом? Три дня отдыхай. Реши домашние проблемы, а потом возвращайся». Иногда сама вызывала мужей девочек - беседовала, совестила. Для всех ее ранний уход из жизни стал большой потерей. Я счастлива, что многому научилась у нее. А ведь могла попасть в другой коллектив и никогда бы не познакомилась с этой великой женщиной!

«Передадим знания потомкам»

Народная артистка Узбекистана, художественный руководитель ансамбля Мамура ЭРГАШЕВА:

- Моя мама - заслуженная артистка Рес­публики Узбекистан Тохтахон Рисметова тоже была танцовщицей - одной из первых учениц Мукаррам-опы. Они часто общались с наставницей, у них был очень тесный личный и творческий контакт. Так что, можно сказать, я с рождения впитывала эту удивительную атмосферу искусства хореографии… Еще в детстве, с восторгом наблюдая за выступлениями участниц ансамбля «Бахор», решила - буду танцевать! Когда я подросла, Мукаррам-опа отвела меня в хореографическое училище на классическое отделение. А в 1969 году взяла меня в свой легендарный коллектив…

…Помните известную притчу? Однажды человек спросил мудреца: «Как красоту от безобразия отличить? А истину от лжи? Как найти радость в жизни?». Мудрец подумал и… научил человека танцевать. Нашим мудрецом и Мастером была Мукаррам-опа. Всем, что мы умеем, обязаны ей.

«Бахор» повидал немало самых разных лиц и судеб. Когда начинаем вспоминать историю коллектива, перед глазами словно проносится многосерийный фильм. Помню слова Тургунбаевой, которые воспринимаю как жизненное кредо: «Я научила своих девочек тому, что умею сама, отдала им свои силы. И теперь мои ученицы передадут эти знания потомкам». И до сих пор я живу надеждой на то, что наш легендарный ансамбль будет восстановлен и станет вновь блистать на международной сцене, нести в мир нашу богатую национальную культуру. Только возродив «Бахор», мы сможем гордиться танцевальным искусством Узбекистана.

«Бахор» открыл окно в Европу»

Артистка балета, театровед Нурхон ЗУЛИНОВА:

- Я пришла в «Бахор» в 1969 году. Благодаря частым поездкам за рубеж в составе ансамбля мне приходилось нередко общаться с массой интересных и выдающихся личностей.

Помню, в 1975 году мы были на гастролях в Швеции. Тогда король Густав XVI предоставил нам для выступления свой театр. Только представьте - королевская сцена в нашем распоряжении! Для нас это было большим событием и высокой оценкой. Газеты каждый день писали о том, что «Бахор» открыл для Узбекистана окно в Европу.

Вообще, где бы ни были, пресса всегда отзывалась о нас очень хорошо. А мы поднимали на сцене флаг Узбекистана, демонстрировали узбекские традиции, нацио­нальное искусство танца. Одной только «Андижанской польке» доставались такие бурные овации, что, казалось, обрушатся своды залов. И неудивительно: Мукаррам-опа - Мастер с большой буквы, сильнейший балетмейстер.

Ансамбль «Бахор» был женским и многонациональным: в коллективе танцевали русские, татарки, польки, кореянки, казашки. Парней-танцоров не было, мужская часть ансамбля только аккомпанировала на различных музыкальных инструментах. И все прекрасно понимали друг друга, у всех была одна цель, одно любимое дело.

За время своего существования наш коллектив объехал весь мир, оставив в каждой стране частичку узбекской культуры.
А сейчас мы передаем свой опыт молодежи и планируем воссоздать легендарный ансамбль «Бахор», для чего проводим конкурсный отбор среди девочек-танцовщиц.

«Сильный духом коллектив»

- Моя мама, народная артистка Узбекистана Рано Низамова, работала в ансамбле «Бахор». С малых лет я постоянно присутствовала на репетициях и выступлениях коллектива, так что не представляла для себя никакой другой профессии.

Наш необыкновенный коллектив объездил весь мир, и в любой стране нас принимали на ура. Случались и приключения. Однажды приехали в Россию зимой. Естественно, холодно. Для выступления в колхозе выделили помещение - бывший кинотеатр, где вообще не топили. Переодеваемся, а у самих зуб на зуб не попадает. И тут кто-то из старших заявил: «Девочки, мне жарко!» и начал подшучивать над нами, посмеиваться… От злости сразу оттаяли (смеется). Вот такая сила духа была у коллектива!

Иногда у нас были так называемые вагонные поездки, когда мы жили в вагоне поезда, который цепляли то к одному составу, то к другому, - в зависимости от намеченного маршрута. Приехали как-то в Казахстан, где ночью неожиданно грянула минусовая температура. От мороза лопнул титан, вода разлилась по проходу и замерзла. Легли спать весной, а проснулись - уже зимой: пол превратился в каток.

Поездки за границу запомнились. Однажды должны были выступать после Людмилы Зыкиной.
И тут возникла проблема - нет багажа нашего! Не могут танцовщицы выйти на сцену без концертных костюмов! Зыкина не растерялась и пела песню за песней, наверное, часа два. В итоге багаж так и не нашли, пришлось выступать в атласных платьях.

«Благодаря Мукаррам-опе я стала ведущей»

- «Бахор», к сожалению, закрытая страница моей биографии. Однако она во многом стала определяющей. После хореографического училища я отработала в этом коллективе четыре года, а затем ушла в Ташкентский государственный институт театрального искусства им. А. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана - прим. ред.). Тогда и началась совершенно другая жизнь, положившая начало иной творческой биографии. Но ансамбль остался жить в моем сердце…

Здесь я открыла для себя такое творческое направление, как разговорный жанр. Именно Мукаррам-опа поставила меня вести концерты на русском языке, и в течение трех лет я была ведущей и танцевала.

Часто вспоминаю, как проходили гастроли по рес­публике и зарубежным странам… Было тяжело, но в то же время так интересно. Во всем этом большая заслуга Мукаррам-опы. Она вызывала всеобщее уважение своим отношением к работе и коллективу. Каждого нового участника встречала добрым словом, определяла его место в коллективе. Одним ей понятным чутьем эта удивительная женщина видела, кто и на что способен. Например, во мне Мукаррам почему-то разглядела ведущую концертов. Так и получилось…

Также стоит отметить, что это был интернациональный коллектив. Заслуженная артистка Республики Узбекистан Диляра Керимова - крымская татарка, народная артистка Узбекистана Валентина Романова - русская... Всех не перечислить. Я рада, что наш ансамбль до сих пор помнят и любят не только в Узбекистане, но и за рубежом.

«Остались ее традиции»

- Я пришла в «Бахор», когда Мукаррам-опы, к сожалению, уже не было. Но остались традиции, заложенные ею в основу коллектива, такие как уважение к старшим и ответственность. Думаю, это помогло многим девушкам из «Бахора» сформировать особый образ и стиль жизни. Все сорок участниц ансамбля были очень похожи, поэтому на гастролях мы часто слышали: «Вы сестры?». И я всегда отвечала: «Да, все сорок» (смеется).

Ансамбль подарил нам много счастливых лет жизни, путешествий по родному краю и разным странам. Нравилось, с каким восхищением и уважением нас встречали люди. Мы не могли обмануть их ожиданий и станцевать плохо.

В «Бахоре» мы чувствовали себя единым целым. Я была его участницей 24 года - почти четверть века. Было нелегко, но очень интересно работать в коллективе, в котором Мукаррам-опа собрала сорок девочек и научила их танцевать так синхронно, чтобы зрителю это казалось магией.

Такой уникальный ансамбль должен жить. И сегодня искренне хочется, чтобы коллектив возродился, а красота хореографии вновь вернулась к людям.

«Сбылась мечта - стать баянистом»

Заслуженный артист Республики Узбекистан Мухамаджон ШАКИРОВ:

- Больше 50 лет назад я увидел выступление ансамбля «Бахор» по телевидению и с тех пор не пропускал ни одного концерта коллектива. Меня покорили талант и харизматичность его участников, особенно музыканта, игравшего на баяне. Поэтому у меня и возникло желание стать баянистом. Я поступил в музыкальную школу на соответствующее отделение, затем в 1966 году - в Андижанское музыкальное училище для повышения квалификации.

…В 1967 году к нам в село приехала группа артистов, в числе которых была и легендарная Мукаррам Тургунбаева. Как же мне захотелось произвести на нее впечатление! Я пошел на хитрость: недалеко от обеденного стола поставил на видное место баян в надежде на то, что Мукаррам-опа заметит инструмент и попросит на нем сыграть. Так и произошло (улыбается). Сначала я исполнил все три части «Муножат», чем покорил сердце Мукаррам-опы, затем сыграл «Гопак» и «Рохат». И - моя мечта сбылась! Меня как баяниста пригласили в «Бахор»! Я проработал в коллективе 40 лет и могу сказать, что танцы, поставленные Мукаррам Тургунбаевой, стали настоящей классикой!

«Танцы под ритм дойры срывали овации»

Заслуженный артист Республики Узбекистан Мамуржон МИРДАДАЕВ:

- Мне было 7-8 лет, когда на одном из торжеств меня заметил народный артист Узбекистана Хайрулла Лутфуллаев. Поинтересовался, не хочу ли стать певцом. Я же был увлечен музыкой, не вокалом, и ответил, что мечтаю быть дойристом. Тогда Хайрулла-ака привел меня к Мукаррам-опе, которая относилась ко мне, словно к родному сыну. Позже, с 1988 года и до последнего дня существования «Бахора» я был его неизменным участником.

Мой коронный номер - «Соло на трех дойрах» - всегда срывал шквал аплодисментов. Зрителя завораживало одновременно и звучание инструмента, и виртуозная, скоростная техника игры. И вообще самые популярные и массовые танцевальные номера исполнялись именно под ритм дойры, который
удивительным образом может поднимать настроение!

Ольга ФАЗЫЛОВА

Комментарии

Мукаррамхон 01.09.2021, 12:20
Сколько читаю про Бахор но не где не не упоминается про Валентину Ромонанову .Это что потому что она руская или что?Она тоже много лет отдола этому ансамблю много работала а сейчаз про нее все забыли
Шавкат Мирзиёев и Эмомали Рахмон вместе посмотрели концерт "Вечер дружбы"

19.04.2024, 07:52

Во Дворце искусств "Кохи Борбад" города Душанбе состоялся "Вечер дружбы" с участием мастеров искусств из Узбекистана и Таджикистана. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Президент Таджикистана Эмомали...
В Ташкенте выступит оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

22.01.2024, 17:17

25 апреля 2024 года впервые в Узбекистане на сцене Дворца международных форумов состоится выступление оркестра musicAeterna под управлением знаменитого дирижёра Теодора Курентзиса.  Новая симфоническая программа оркестра будет...
В Ташкенте пройдет концерт выдающегося скрипача Максима Венгерова

08.01.2024, 18:12

19 февраля 2024 года всех меломанов Ташкента ждет уникальное событие – выступление выдающегося скрипача Максима Венгерова в сопровождении Национального симфонического оркестра под управлением Алибека Кабдурахманова.  Концерт...
"Волны культуры" и "Путешествие со звездой": определены культурные проекты в Узбекистане

28.12.2023, 15:05

Принято Постановление Президента от 25.12.2023 г. № ПП-406 «О мерах по дальнейшему повышению уровня оказания культурных услуг населению». Для улучшения оказания культурных услуг гражданам, проживающим на...
Погода: Ташкент
Курсы валют