Если попросить, скажем, сто человек, взятых наугад, любого возраста, образования, профессии назвать сразу, не задумываясь, самую знаменитую картину всех времен и народов, то ответ в 99 случаях наверняка будет таким: «Мона Лиза». Так почему настолько знаменита эта «Джоконда», чем она так уж прославилась? Неужели у выдающихся художников, да у того же Леонардо, не найдутся полотна не хуже? Конечно, найдутся. Но у «Джоконды» особая судьба.
Всегда ли так было?
Ошеломляющая слава обрушилась на эту картину далеко не вдруг и не сразу. Даже еще в XIX веке в Лувре куда выше ценилось «Святое семейство» Рафаэля - по музейной описи в десять раз дороже! А подлинной «звездой» Лувра тех времен приходится признать весьма сентиментальное полотно испанца Мурильо «Вознесение Девы Марии». (Любопытно отметить, что в наши дни интерес публики к этому творению понизился почти до нуля - настолько, что французы без особых сожалений и колебаний решили отправить его на родину, в Испанию, в музей Прадо.) А в «Джоконде» видели лишь портрет кокетливой и отчасти забавной итальянской красотки, не более. Пожалуй, первым «разглядел» Джоконду, как ни странно, знаменитый американский изобретатель, придумавший телеграфную азбуку, Сэмюэл Морзе. Произошло это в 1833 году, но «одна ласточка весны не сделала», и до всеобщего признания было еще далеко.
Решающий шаг к повороту сделали писатели-романтики. Вальтер Патер (кстати, вдохновивший Оскара Уайльда на «Портрет Дориана Грея») писал о Джоконде так: «Это красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собран здесь и воплощен в форму женщины - животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа... Она старше скал, среди которых восседает, как вампир; она умирала множество раз и познала тайны смерти; она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными камнями с восточными купцами, как Леда; и все это было для нее не более чем звуком лиры и флейты».
Улыбка «стала» загадочной
А в 1855 году Теофиль Готье «наградил» Джоконду ее главным достоинством - «загадочной улыбкой». До него никто подобного не замечал - улыбку Моны Лизы называли разве что «приятной». А Готье находил в Джоконде (цитируем) «загадочно улыбающегося с картины Леонардо сфинкса красоты... Опасно попасть под обаяние этого призрака... Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична... Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он узнал бы в ней все три тысячи женщин из своего списка».
Свой вклад в легенду о Джоконде внес и Жюль Верн. С его легкой руки получила распространение история, рассказанная в его пьесе о романтической любви между художником и его моделью. Любовный треугольник - красавица Джоконда, старый муж и молодой художник. Хотя на самом деле Леонардо был намного старше мужа своей модели.
Итак, в начале XIX века «Джоконда», известная в основном специалистам, не привлекала особого внимания и даже не считалась ведущим шедевром самого Леонардо. А всего через столетие в нее влюбился весь мир.
Похищение века
В августе 1911 года в салон Лувра, где висела «Джоконда», вошел молодой художник, желавший написать копию с этой картины. К его удивлению, шедевра он не увидел. Служители успокоили его: «Наверное, у фотографов, скоро вернут». Однако возвращать никто не торопился, а фотографы заявили, что вообще не в курсе дела. Только тут до всех дошло, что «Мону Лизу» попросту украли.
Громыхнул невероятный скандал. Директор Лувра, не столь давно бахвалившийся тем, что легче украсть у Франции собор Парижской Богоматери, чем у него «Джоконду», с треском слетел со своего поста. А так как уже назревала большая война, масла в огонь добавило и это. Французские газеты обвиняли германского кайзера Вильгельма, якобы приказавшего своим шпионам украсть картину, чтобы показать слабость Франции. Немецкая пресса не осталась в долгу. Они называли «похищение века» провокацией французского правительства против Германии. Конечно, выдвигались и другие версии, порой самые невероятные. Говорили об анархистах, о влюбленном в Мону Лизу и похитившем ее портрет художнике, об американском миллионере Моргане, возжелавшем иметь шедевр в своей коллекции. Подозревали даже Пабло Пикассо, который ненавидел музеи, где «искусство спрятано от жизни», вот и украл картину в сговоре со своим другом Гийомом Аполлинером из авангардистских побуждений. Молчала только французская полиция, которой нечего было сказать. Знаменитые сыщики, лучшие в мире на тот момент, зашли в тупик. Они обнаружили только раму от картины, что было весьма нетрудно, так как та преспокойно лежала на одной из служебных лестниц Лувра.
Признания дилетанта
С первых газетных полос сенсационную кражу «Джоконды» вытеснила только гибель «Титаника», да и то ненадолго. История получила продолжение 2 декабря 1913 года, когда к флорентийскому антиквару Альфредо Гери явился некий молодой человек, назвавшийся Леонардом, и предложил ни много ни мало... купить у него «Мону Лизу». Потрясенный антиквар отправился к нему в гостиницу, где и увидел шедевр в чемодане, заваленный грудой одежды.
Юноша был арестован. То, что он рассказал на допросах, ошеломило едва ли не больше, чем само преступление. Все романтические версии о шпионах и провокаторах, фантастически подготовленных сверхграбителях, безумных художниках и заокеанских миллионерах лопнули, как мыльные пузыри. Леонард (в действительности Винченцо Перуджа) оказался самым заурядным жуликом.
Он некоторое время работал в Лувре и принимал участие в изготовлении застекленного короба, куда была помещена «Джоконда». В день похищения, 21 августа 1911 года, когда в музее был выходной, он явился навестить своих приятелей-рабочих, и знакомые сторожа спокойно пропустили его. Оказавшись в одиночестве в салоне, мошенник, не торопясь и без труда открыл короб (сам же делал!), достал картину, вынул из рамы, которую бросил на лестнице, спрятал картину под одеждой и унес домой. В снятой им комнатушке он сунул шедевр под матрац, да так и спал на нем целых два года.
Признания афериста-дилетанта опозорили прославленную французскую полицию. Дело в том, что на раме остались отпечатки пальцев Перуджи. Поскольку жулик и раньше имел неприятности с законом, его отпечатки имелись в полицейской картотеке, да вот сличить их никто не удосужился. Великий криминалист Бертильон не любил возиться с отпечатками, веря в свои методы.
Перудже дали всего год тюрьмы, так как он объяснил свои действия стремлением вернуть шедевр итальянскому народу. Потом парень храбро сражался на войне, был не раз награжден, а после открыл небольшой магазинчик, где торговал художественными красками - все же тяга к искусству никуда не делась.
Плата за популярность
Однако «Джоконде» по-прежнему не везло. Правда, ее больше не похищали, а вот от вандалов ей доставалось. В 1956 году некий боливиец по имени Уго Виллегас очень долго стоял перед картиной в Лувре, а потом извлек из кармана камень и что было сил запустил в «Мону Лизу». Попал - с тех пор у левого локтя Джоконды осталась отметина, за которую не рискуют браться реставраторы. Забавно, что этого Виллегаса взял под защиту Сальвадор Дали - тот, мол, «полюбил Джоконду как мать и вдруг решил, что она над ним насмехается». Правда, в этом случае не совсем понятно, зачем на свидание с «матерью» брать с собой камень, ну да ладно - Дали есть Дали.
История почти повторилась в Токио, во время «всемирных гастролей» «Джоконды» в 1974 году. Только на сей раз роль камня в руках вандала сыграла бутылочка с краской - спасло защитное стекло. После этого случая «Джоконду» поместили в особый герметичный ящик - стекло там пуленепробиваемое, воздух выкачан и заменен гелием, способствующим сохранности полотна. А в 2005 году «Джоконда» поселилась в отдельном зале, построенном специально для нее. Немного найдется в истории живописи полотен со столь же драматичной и причудливой судьбой! Что же, за всемирную популярность нужно платить...
Подготовила Шахло РАСУЛОВА
29.04.2024, 17:44
В Вашингтоне четыре зебры пытались убежать от полицейских. Водитель трейлера, где перевозили животных, на минуту потерял бдительность, чем и воспользовались полосатые. Полицейские устроили погоню, пишет Fox...23.04.2024, 16:20
В ходе очередного мероприятия, проведенного отделом БПИ Ферганской области, в «колодце» во дворе доме был обнаружен должник, уклонявшийся от материального обеспечения своего ребенка. Дело в том,...06.04.2024, 21:11
Музыкальные, вокальные и хореографические произведения, которые исполняются в Чечне, должны иметь темп от 80 до 116 ударов в минуту. Об этом сообщает «Грозный-информ» слова министра культуры...05.04.2024, 17:30
В китайской провинции Гуандун 100 хаски сбежали из зоокафе в торговом центре, устроили переполох и едва не потерялись. В день инцидента собаки вели себя взволнованно, так...