1

СКОРАЯ ПОМОЩЬ КАК ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ СЕРВИС: КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЕ ЖДУТ?

Обзор 30.09.2017, 16:05
Теги: Ташкент, Здоровье
СКОРАЯ ПОМОЩЬ КАК ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ СЕРВИС: КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЕ ЖДУТ?

К работе «cкорой помощи» у граждан накопилось много вопросов и претензий. За разъяснениями газета «Даракчи плюс» обратилась к главному врачу станции скорой медицинской помощи (СМП) города Ташкента при Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП) Даврону СУЛТАНОВУ.

- То, что по телефону 103 дозвониться бывает очень проблематично, -известный факт. Как вы можете это прокомментировать?

- В вечернее время, начиная с шести часов, и до часа ночи, когда наблюдается максимальный наплыв заявок в службу 103, происходит перегрузка телефонных линий диспетчерской на станции СМП. В одну смену дежурят 20 диспетчеров - то есть одновременно можно принять 20 вызовов. И 21-й абонент, соответственно, услышит короткие гудки или будет «поставлен» в ожидание. Все это население принимает за игнорирование и халатность сотрудников СМП. Хочу рассказать, что делается для того, минимизировать подобные случаи. Не так давно СМП посетил министр здравоохранения Алишер Шадманов, и в ответ на его вопрос о существующих проблемах я первым делом показал наш узел связи, и он своими глазами увидел его оснащение и оборудование. В этот же день Алишер Каюмович отдал распоряжение связистам Минздрава приехать, изучить положение и внести свои предложения по модернизации. Мне кажется, что благодаря этому результаты будут эффективными и быстрыми.

Сейчас проводятся пять дополнительных телефонных линий для разгрузки существующих двадцати. Стоит вопрос о модернизации имеющегося оборудования на АТС, чтобы увеличить объем памяти сервера, обеспечивающего бесперебойную работу программного обеспечения колл-центра. Так что количество обращений по поводу невозможности дозвониться будет сокращено.

СКОЛЬКО МОЖНО ЕХАТЬ?

- Существуют ли нормы временного интервала между вызовом и прибытием «скорой помощи»?

- Долгое ожидание - это одна из актуальных проблем нашей деятельности. Мы смогли снизить процент опозданий по заявкам, увеличив количество выездных бригад. По сравнению с 2016 годом, когда у нас было 138 бригад, сегодня ежесуточно город обслуживает 161 бригада. Что касается интервала, то он зависит от вида вызовов, которые делятся на экстренные, срочные и неотложные. И в зависимости от вида поступившего вызова определяется время:

  • экстренный вызов - 24 минуты
  • неотложный вызов - 40 минут.

срочный вызов - 30 минут

Если происходит вызов бригады в связи с внезапным ухудшением состояния здоровья при невозможности уточнения причины, то бригада приезжает в течение 30 минут.

НА ЗАМЕТКУ:

Бригады делятся на реанимационные и общепрофильные. Последние - на взрослые и педиатрические. В Ташкенте функционируют три реанимационные бригады, одна неврологическая. Они задействованы непосредственно для экстренных вызовов.

Экстренные вызовы:

  • потеря сознания, отравление химическими или лекарственными веществами, повешение, утопление, обширный ожог, глубокие обширные раны, острые нарушения дыхания, различные чрезвычайные ситуации, ДТП, электротравмы, падение с высоты выше собственного роста.

Срочные вызовы:

  • нарушение ритма сердца, сердечные приступы, приступы астмы, инородные тела, кровотечения (желудочно-кишечные, маточные, носовые), роды, внезапное нарушение двигательной активности.

Неотложные вызовы (60% от всех вызовов):

  • значительные изменения артериального давления, аллергия, головная боль, боль в животе, спине, грудной клетке, неадекватное поведение, почечная колика, рвота, высокая температура (если она не снижается пероральными лекарственными средствами), задержка мочи, пищевые отравления, внезапное изменение поведения у ребенка до одного года.

- Можно ли узнать статистику летальных исходов в связи с задержкой или длительной невозможностью вызвать «скорую помощь»?

- Такую статистику мы сможем предоставить, когда получим возможность определять количество не дошедших до нас звонков. Пока система не позволяет это анализировать. В среднем же по городу Ташкенту летальный результат варьируется от 17 до 22 человек в сутки. И 90% смертей происходят еще до приезда бригады «скорой помощи». Но надо учесть, что такой результат не связан с качеством или своевременностью наших услуг. Эти смерти наступают вследствие продолжительных, хронических болезней, преклонного возраста, и т.д. Конечно, нельзя отрицать, что есть случаи, когда наши врачи просто не успевают по причине проблем со связью, о которых говорилось ранее. Оставшиеся 10% составляют случаи, связанные с получениями травм несовместимых с жизнью. Как, например, недавняя история в Яшнабадском районе, которая вызвала бурное обсуждение в соцсетях.

8 июля произошел вопиющий случай: между 12:00-13:00 часами прогремел взрыв и начался пожар в трансформаторной будке на нашем массиве Ташсельмаш. Приехала ремонтная бригада из Яшнабадской районной электросети. Не соблюдая технику безопасности, без защитных средств и спецодежды, без отключения подачи электроэнергии они открыли будку и начали ремонтные работы. В 17:50 снова произошел взрыв, сопровождавшийся сильным пламенем. Один из работников получил сильные ожоги, других отбросило взрывной волной. Жители массива стали вызывать «скорую помощь» (103) и МДС (1080). «Скорая помощь» приехала только через 30-40 минут после вызова. В это время сами жители оказывали посильную помощь пострадавшему. Медработники государственной «скорой» никакой помощи пострадавшему не оказывали, просто стояли в стороне и смотрели, что делают жители. Чуть позже приехали еще две машины «скорой помощи» (МДС) и сразу уехали, сказав: «Что нам тут делать? Здесь есть другие врачи». В итоге пострадавший умер. Это был молодой парень 26-27 лет.

- Вы разбирали этот случай?

- Да, с нашей стороны Министерству здравоохранения были предоставлены сведения о том, какие бригады выезжали на вызов, время поступления заявки, кто вызывал и пр. Мы побеседовали с сотрудниками 3-ей бригады Яшнабадской подстанции, выезжавшей на вызов, и выяснили, что первая машина приехала в течение13-14 минут. Итогом ЧП стали несовместимые с жизнью электротравмы. И к приезду бригады пострадавший был уже в критическом состоянии. Были проведены реанимационные мероприятия и попытка запустить работу сердца. Но, к сожалению, безуспешно… По этому происшествию идет соответствующее разбирательство, возбуждено дело.

СЕРВИС БЕЗ ЛЕКАРСТВ?

- С какими проблемами сталкивается «скорая», выезжая на места?

- Первая - правильная подача заявки от тех, кто вызывает. Это корректное объяснение повода и адреса, ведь надо сформировать бригаду. Часто бывает, что говорят неверный адрес, и водителю приходится плутать, искать. Нередки и случаи симуляции. Причиной бывает конфликт в семье - кто-то «теряет сознание», родные бегут вызывать «скорую». Бригада приезжает и видит только истерию. Получается - гоняют нужную кому-то машину.

Следующая проблема, с которой мы боремся и стараемся ликвидировать с помощью хокимиятов, - состояние дорог внутри кварталов, несанкционированные заграждения, ограничивающие проезд и парковку автомобилей у подъездов. К сожалению, в число этих автомобилей попадает и «скорая».

***

Что делать, если у бригады не оказалось нужных лекарств?

- У нас всегда есть минимальный набор для оказания медицинской помощи. С середины февраля 2017 года, после изменения списка для укладки, - 36 наименований препаратов у общепрофильной бригады и 41 препарат у специальной (реанимационной). Таким образом, сегодня у нас практически нет жалоб от граждан на то, что врач приехал без лекарств.

- Могут ли врачи «скорой» выдавать имеющиеся лекарства за платные? Брать за вызов деньги с пациентов?

- Нет, станция СМП оказывает услуги бесплатно. Каждый «вымогатель» от медицины строго наказывается при подтверждении данного факта.

- Какими полномочиями наделен врач «скорой помощи»?

- В функциональные обязанности врача СМП входит оказание первой медицинской помощи на месте или в дороге при транспортировке в стационар в случае состояния, угрожающего жизни пациента. Давать какие-либо рекомендации, писать рецепты, а также делать назначения в обязанности врача «скорой помощи» не входит.

ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ БОЛЬНОГО: КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ?

- В каких случаях «скорая» обязана забрать больного и отвезти его в учреждение, где ему окажут экстренную медицинскую помощь?

- Во всех случаях, когда состояние угрожает жизни человека. Госпитализация проводится согласно приказу Министерства здравоохранения за № 180, где указана дислокация тех или иных клиник и лечебных учреждений. Пациента госпитализируют с учетом поставленного диагноза и места проживания. Имеются четыре основных поста, где окажут первую помощь:

  • 1-я городская клиническая больница
  • городская клиническая больница скорой медицинской помощи (неотложка)

4-я городская клиническая больница

7-я городская клиническая больница.

Также по «скорой» принимает РНЦЭМП, инфекционные больницы, родильные комплексы - в зависимости от того, с чем связана госпитализация. Если после оказания первой помощи состояние больного улучшается, и повод для госпитализации отпадает, пациент остается на месте под наблюдением участкового врача. Пациентов, которые имеют хроническую форму заболеваний, сопровождающуюся частыми приступами, необходимо госпитализировать. Если же у больного первый случай сердечного, астматического или иного приступа, то его отправляют в лечебно-профилактические учреждения для профилактики повтора.

- Ведутся ли переговоры между врачами «скорой помощи» и больницы в момент, когда больного забирают из дома? Как работает эта система?

- Вся госпитализация координируется дежурным врачом в центральной диспетчерской СМП. Медицинский сотрудник выходит на дежурного врача, который находится на посту круглосуточно, уточняет дислокацию, куда данный больной будет транспортирован. Если происходят какие-то непредвиденные ситуации в самих больницах, например, отсутствует электроэнергия, то там просто предупреждают: «Сегодня мы не можем принять тяжелых больных». В этом случае пациентов примет другая больница, где есть аппарат вентиляции легких и другая аппаратура, необходимая для обследования и оказания врачебной помощи. Нередко к нам поступает информация о ДТП с участием городских рейсовых автобусов. Мы тут же созваниваемся с Республиканским научным центром, потому что в таких случаях нередко бывают серьезные травмы, вывихи, сотрясение мозга. Сразу предупреждаем, что пострадавших несколько или много, чтобы в центре были готовы их принять. Затем бригады, выехавшие на вызов, сообщают уточненное количество пострадавших. В общем, это большая и сложная работа.

- Правда ли, что машины «скорой помощи» («Дамасы») распределили по поликлиникам?

- Все машины «скорой помощи» относятся к СМП, но не так давно было введено новшество. Вот, к примеру, на Юнусабаде у нас имеется одна подстанция, рядом с телебашней, там дислоцируются 20 машин. Район достаточно большой, и поскольку на каждом квартале имеются семейные поликлиники, то было решено дислоцировать бригады там, чтобы в «час пик» заявок машины не отправлялись из одной точки (подстанции), не стояли в пробке, а направлялись на вызов с территории ближайшей поликлиники. Сегодня диспетчеры, принимая вызов, интересуются, к какой семейной поликлинике прикреплен пациент. Исходя из этих данных, диспетчер выходит на бригаду этой поликлиники и отправляет ее по названному адресу. Вернувшись, бригада информирует участкового врача, что его пациент получил услуги «скорой». Делается это письменно, в «сигнальном листе», который затем вклеивается в амбулаторную карту.

ЧАСТНЫЕ «СКОРЫЕ»: РЕАЛЬНО ЛИ ОНИ ЛУЧШЕ?

- Что вы можете сказать о частных «скорых»? Составляют ли они вам реальную конкуренцию?

- Анализ выполненных заявок показал, что частная «скорая помощь» выполняет около 2% заявок в год от всего количества принятых вызовов. Конечно, в пользу вызова государственной «скорой» говорит тот факт, что наши услуги бесплатны. Если человек один раз в год нуждается в помощи «скорой», он может себе позволить вызвать частников, но существует контингент хронических больных, которые вызывают «скорую помощь» по несколько раз в неделю - им частники, по большей части, не по карману.

Я сам был свидетелем, когда диспетчеры частных «скорых» говорили при вызове: «У нас нет свободных машин» и предлагали подождать, пока бригада освободится. Мы так сказать не можем. Если у подстанции нет машины, бригада выходит на центральную диспетчерскую и берет машину из ближайшего района.

ДЛЯ СПРАВКИ:

На сегодняшний день в республике услуги скорой медицинской помощи осуществляют 15 частных медучреждений, действующих на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения РУз. На министерство возложен контроль за соблюдением лицензионных требований, и в случае оказания некачественной медицинской услуги пациенты имеют право обратиться сюда с жалобой. Так, за 2016 год поступило 135 жалоб на работу частных «скорых», за 7 месяцев этого года - 197 жалоб.

  • Вопрос в тему:

- Действительно ли частники приезжают быстрее и укомплектованы лучше, чем государственная «скорая помощь»?

Отвечает И.О. начальника управления лицензирования и контроля Министерства здравоохранения РУз Ф. РАХИМКУЛОВ:

- У нас нет полномочий проводить проверки деятельности частных «скорых», в том числе и порядок их комплектации лекарствами и медсредствами. Но организация работы в частных и государственных учреждениях основывается на едином принципе соблюдения утвержденных стандартов и протоколов диагностики и лечения, санитарных норм и правил, ведения утвержденной медицинской документации.

За первое полугодие 2017 года на станцию СМП поступило 455 435 заявок. Это на 50 тысяч больше чем в первом полугодии 2016 года.

- Что за новые диспетчерские службы заработают к 2019 году?

- Сегодня подготовлена теоретическая часть по проекту создания единого диспетчерского центра, который будет располагаться на базе РНЦЭМП, а так же его территориальных центров, ТДКЦ (РАСШИФР). Сотрудниками центра будут производиться координирование и контроль всех поступающих заявок по короткому номеру 103. Почему именно 2019 год? Необходимо предварительное оснащение диспетчеров по республике новым компьютерным оборудованием, средствами связи, рациями, программным обеспечением, которое позволит в онлайн-режиме передавать заявку с компьютера диспетчера на подстанцию. Будет решен вопрос снабжения бригад планшетами и другими информационными гаджетами, с помощью которых можно выяснить, к какой поликлинике прикреплен больной, информацию о нем.

Кроме того, этот проект позволит проводить контроль-мониторинг диспетчерских служб и координировать действия бригад скорой медицинской помощи в случаях возникновения ЧП. Это прямая связь передачи заявки в соответствующие органы и другие экстренные службы - МЧС, службу газа, пожарную службу, дежурные части органов внутренних дел. Таким образом, будет осуществлена интеграция всех служб, что не только очень удобно, но еще и оперативно.

Ольга ФАЗЫЛОВА


Комментарии

В Яшнабадском районе перекрыта одна из улиц из-за ремонта в сетях канализации

01.05.2024, 07:52

В Яшнабадском районе Ташкента с 30 апреля примерно на месяц частично перекрыта дорога, ведущая от улицы Катта Олмос к улице Илгор.  Причина - ремонт в сетях...
В некоторых махаллях двух районов Ташкента ожидается отключение света

01.05.2024, 07:48

Сегодня в некоторых локациях Ташкента проводится ремонт электросетей  с отключением света. По данным столичного филиала компании «Региональные электрические сети», отключение электричества производится в целях обеспечения качественной...
Ташкент принимает лицензионный чемпионат Азии по художественной гимнастике

30.04.2024, 18:10

2-4 мая Ташкент примет участниц 15-го чемпионата Азии по художественной гимнастике. Он же является квалификационным.  Соревнования в столице Узбекистана - возможность для гимнасток азиатского континента добыть...
Из Ташкента в Чарвак началось сезонное автобусное сообщение

30.04.2024, 15:01

В целях создания дополнительных удобств иностранным и местным туристам, прибывающим в Ташкентскую область, из столицы в Бостанлыкский район Ташкентской области (зона свободного туризма "Чарвак") организовано...
Погода: Ташкент
Курсы валют