1

ВСЕ ЛИ СПОКОЙНО В ШКОЛАХ СТОЛИЦЫ: ОТВЕТЫ ГУВД И ГУНО

Обзор 13.11.2017, 10:06
Теги: Дети, Происшествия, Ташкент, Образование, Криминал
ВСЕ ЛИ СПОКОЙНО В ШКОЛАХ СТОЛИЦЫ: ОТВЕТЫ ГУВД И ГУНО

В Узбекистане в последнее время весьма серьезно обозначилась тенденция агрессии и насилия в образовательных учреждениях. Только в этом году страну всколыхнули инциденты, связанные с гибелью двух подростков - учащихся столичных колледжей. Действительно ли нынешняя молодежь отбилась от рук, и с чем связано подобное поведение? Участились ли случаи подростковой преступности за последнее время? Как часто наши дети подвергаются агрессии в школах и колледжах? На эти и другие вопросы ответил начальник управления профилактики правонарушений ГУВД г. Ташкента М. ВАФОЕВ.

Сколько у нас трудных подростков?

- Какой смысл сегодня вкладывается в понятие «трудный подросток»?

- Четко определить портрет трудного подростка сложно. Каждый ребенок по-разному переживает этот период и может поменять свои взгляды на увлечения весьма сомнительного характера вне зависимости от того, воспитывается ли он в благополучной или неблагополучной семье.

- Сколько таких подростков сегодня состоит на учете в ГУВД?

- По имеющимся данным информационного центра ГУВД, на учете по совершенно разным причинам состоят 709 подростков. Но каждая из них связана с трудностями воспитания.

- Приведите примеры случаев жестокого обращения подростков по отношению к ровесникам.

- Так, 18 января текущего года в Алмазарском районе на массиве Каракамыш 2/4 произошло ЧП с участием подростков: учащийся Ташкентского колледжа строительства и национальных ремесел по имени Алим вместе со своими друзьями - учащимися Ташкентского колледжа туризма Мухаммадали, Джасур, Шохджахон нанесли ножевые ранения в область спины несовершеннолетнему Нурбеку, жителю Кашкадарьинской области. В отношении подростков возбуждено уголовное дело по ст. 25 ("Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и ч. 2 ст. 97 Уголовного кодекса РУз («Умышленное убийство»). Думаю, общую картину можно представить уже из такого инцидента…

- Сколько подобных случаев фиксируется в Ташкенте за год? Кто чаще бывает вовлечен в подобные происшествия - мальчики или девочки?

- Хочу уточнить, что как такового понятия «трудный подросток» в отчетности ОВД не существует, и тем более мы не разделяем виновников различных происшествий по половому признаку. Разграничены лишь такие категории, как «правонарушители», «психически больной», «употребляющий спиртные напитки» и пр. Точную цифру в настоящий момент назвать сложно.

- Какой психологический тип подростка, как правило, становится жертвой школьной дедовщины?

- Анализ причин жестокого обращения среди школьников указывает на то, что чаше всего это застенчивый тип подростка. Не может ответить на удар или оскорбление? Не может себя защитить? Значит, слабак, значит, можно издеваться - так рассуждают те, кто считает себя правым, сильным, как сегодня говорят, «крутым».

- Ведется ли сегодня работа с подростками из неблагополучных семей?

- Этот вопрос целесообразно направить в Министерство образования страны. Работать с такими подростками - прямая задача педагогов.

- Какие меры должен предпринять подросток, которого обижают сверстники?

- Незамедлительно сообщить своему куратору и школьному работнику по воспитательной части, а также ответственному инспектору по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних ОПП УВД районов. Другой вопрос - станут ли они это делать? Обязательно надо поднимать уровень самосознания в среде молодежи.

ВАЖНО!

Сотрудники правоохранительных органов регулярно проводят мероприятия «Давомат» («Посещаемость») во время занятий учащихся, а в ночных клубах, барах, дискотеках - мероприятия под названием «Рейд-188-2».


«Обязанность родителей - быть в курсе!»

- Какую ответственность несут родители в подобных случаях?

- Родителей могут привлечь к ответственности на основании ст. 47 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности («Невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей»), тем более если их халатное отношение стало причиной совершения несовершеннолетним административного правонарушения. Такой прецедент влечет наложение штрафа от ½ до 3 МРЗП.

Воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного общего среднего, среднего специального, профессионального образования наказывается штрафом от 5 до 10 МРЗП. Согласно статистике в период с января по сентябрь 483 родителя понесли подобную ответственность.

- Как родителям вовремя распознать то, что их ребенка обижают в школе?

- Чаще общаться с ним, обязательно интересоваться, как прошел день в школе. Обращать внимание на изменение настроения при ответе на эти вопросы, следить за его речью и поведением, проверять мобильные телефоны и портфель, интересоваться кругом общения ребенка, личностью друзей и т.д.


Об изъятом оружии и преступлениях

- Известно, что сотрудники правоохранительных органов проверяют сумки школьников. Могли ли бы вы привести статистику, какие колющие или опасные предметы изъяли с начала учебного года у школьников?

- При проведении проверок сотрудниками правоохранительных органов с начала учебного года у школьников было изъято 25 колющих и опасных предметов, 1 пневматическое оружие, 3 резиновые дубинки.

Ранее мы давали информацию, что по данным старшего инспектора Управления профилактики правонарушений ГУВД г. Ташкента Абдурашида Ачилова, с начала учебного года у учащихся столичных лицеев и колледжей изъяли 23 ножа, топорик, деревянную биту и травматический пистолет.

- Какое количество преступлений с начала года в столице совершено подростками? И какие именно правонарушение они совершают?

- За озвученный вами период в Ташкенте выявлено 132 факта совершения преступления со стороны подростков. Чаще всего это кражи (75 случаев) и грабеж (30 случаев).

- Какой из районов Ташкента самый криминальный, согласно статистике драк, в которых участвуют подростки, а какой - самый «чистый»?

- Статистика показывает, что наибольшее количество драк среди учащихся зафиксировано в Юнусабадском районе, а наименьшее - в Яккасарайском. Предоставить более подробную информацию пока не имеем права.


Что касается совместной деятельности правоохранительных органов и представителей образовательных учреждений, т.е. тех же школ, лицеев или колледжей, то ее очень четко охарактеризовал ответ на следующий вопрос.

- Поступают ли жалобы со стороны педагогов на таких неуправляемых подростков?

- Бывает, но администрация большинства школ не хочет оказаться вовлеченной в ситуации, куда вмешиваются представители правоохранительных органов. Скорее всего, это связано с желанием избежать выявления других нарушений в деятельности самой школы.


Действительно, представители общеобразовательных и средних специальных заведений предпочитают демонстрировать в отношении проблемы реакцию, которая порой вызывает как минимум недоумение. Вот что нам письменно ответили на заданные вопросы в Главном управлении народного образования г. Ташкента.

- Зафиксированы ли случаи агрессии, насилия, вымогательства в школах Ташкента?

- В общеобразовательных школах г. Ташкента не допускаются взаимные притеснения, взяточничество, насилие со стороны педагогов или учеников. Такие случаи в данных учреждениях не наблюдаются.

- В каком возрасте школьники больше всего подвержены негативному влиянию окружения?

- Учащиеся старших классов (13-16 лет) сильно подвержены любому воздействию со стороны общества. В этом возрасте требований к установлению дружеских взаимоотношений с ребенком больше, чем в другом.

- Как родители могут повлиять на трудного подростка?

- На трудного ребенка во многих случаях родителям эффективнее воздействовать вместе с классным руководителем и школьным психологом.

- Ведется ли учет так называемых трудных подростков?

- В целях правильного налаживания соответствующих профилактических мероприятий со школьниками, взятыми на внутренний контроль, 1 февраля 2016 года Главным управлением был издан приказ «О внутреннем учете учащихся общеобразовательных школ и упорядочении осуществляемых с ними профилактических мероприятий» за № 29. В соответствии с этим документом утверждена Инструкция о порядке внутреннего учета учащихся общеобразовательных школ г. Ташкента. На основании требований данной Инструкции позволительно ставить учащихся на внутренний контроль.

- Ведется ли анализ поведения трудных подростков, приведшего к постановке на учет?

- Конечно, осуществляется анализ причин взятия учащихся на внутришкольный учет. С этими ребятами (в данный список также включаются те, кто находится на учете в районном ОВД), ведутся соответствующие профилактические работы, идет сотрудничество с профилактическими инспекторами и активистами махали, совместно с представителями схода граждан махалли изучается семейное положение ребенка, социально-моральная обстановка в семье, проводятся соответствующие беседы.

Есть выход?

«Если правильно распределять время ребенка, вести постоянный надзор со стороны родителей и педагогов, он не встанет на путь преступления», - считают представители ГУНО.

Как защититься?

«Главное - своевременно выявлять факты конфликтных ситуаций, проводить обсуждения, выяснять причины, оказывать социальную, педагогическую помощь. Такие задачи возложены и на махаллинский актив, и на членов комиссии по делам несовершеннолетних при хокимияте г. Ташкента», - заявляют органы правопорядка.

- Куда можно обратиться школьнику, подвергающемуся травле в классе? И часты ли такие случаи в школах?

- Именно классные руководители являются ответственными за контроль ежедневной деятельности учащихся и при необходимости обязаны регулировать ее. Поэтому в случае возникновения подобных прецедентов дети в первую очередь должны обращаться к классному руководителю.

- Зафиксированы ли случаи оскорблений учителей школьниками?

- В общеобразовательных школах г. Ташкента нет подобных прецедентов.

- Наблюдались ли случаи проноса ножей либо другого оружия в школах?

- В 2017-2018 учебном году пока не наблюдалось случаев проноса учащимися в школу запрещенных предметов.

Резюме

Таким образом, мы не увидели в ответах, предоставленных ГУНО, ни одного конкретного факта, цифр и другой содержательной информации, кроме как упоминания отчетного характера о проведении мероприятий нравственного формата с подростками и их родителями. Очевидно, что в ответах на все вопросы ведомство пытается заявить об отсутствии проблемы.

Но даже если случаи, вызвавшие громкий общественный резонанс, касаются средних специальных учебных заведений, не стоит забывать, что подростки-нарушители - вчерашние школьники. В стенах школы они проводят самый длительный период своего становления и воспитания. И от атмосферы и порядка в этом образовательном учреждении зависит то, каким подросток выйдет из ее стен и пойдет по жизни дальше.

Давайте задумаемся об этом, уважаемые педагоги!

Ольга ФАЗЫЛОВА

Комментарии

В результате селя в Шерабаде погибли 360 овец

07.05.2024, 14:22

Управление экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Сурхандарьинской области прокомментировало опубликованное в социальных сетях сообщение о том, что туши баранов сбрасывают из грузовика в...
Погиб основатель сети "Центров плова" в Ташкенте

07.05.2024, 13:38

Умер основатель «Камолон Ош Центр» Садулла Саидов,  сообщили его родственники в соцсети.Известно, что бизнесмен скончался во время зарубежной поездки - утонул в море в Таиланде.Для...
Проблему подготовки технических кадров обсудили в ходе презентации главе государства

07.05.2024, 13:09

На презентации главе государства, посвященной проблемам высшего образования, было также проанализировано качество технического образования. В нашей стране ежегодно создаются более трех тысяч промышленных предприятий, на них...
На этой неделе вводятся дополнительные рейсы поезда «Афросиаб» из Самарканда и Карши в Ташкент

07.05.2024, 10:06

В целях создания удобства для пассажиров в связи с 9 мая – Днем памяти и почестей, 10, 11, 12 мая запускаются дополнительные рейсы электропоезда «Афросиаб»...
Погода: Ташкент
Курсы валют