Президентом Республики Узбекистан 30 ноября 2017 года принят Указ «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности».
Его основными целями являются соблюдение прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, обеспечение практической реализации таких конституционных принципов, как верховенство закона, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности, говорится в комментарии к Указу, распространенном УзА.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан всякое отступление от точного исполнения и соблюдения норм законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности в уголовном процессе и влечет за собой установленную ответственность.
Глава государства в своем Указе обратил первостепенное внимание правоохранительных и судебных органов на необходимость строгого и неукоснительного соблюдения данного требования.
Указанные органы предупреждены о недопустимости использования в качестве доказательств по уголовным делам данных, полученных с существенными нарушениями процессуального законодательства или незаконными методами. Среди таких нарушений и недопустимых методов, в первую очередь, отмечены пытки, психологическое и физическое давление, другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения.
Указом запрещается вводить дополнительные требования, ограничивающие принцип открытого разбирательства по уголовным делам в судах, кроме случаев, прямо предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.
Документом поручено считать недопустимым использование в качестве доказательств по уголовным делам данных, полученных с существенными нарушениями процессуального законодательства или незаконными методами, и, соответственно, не имеющих юридической силы, в том числе собранных:
- с применением пыток, психологического и физического давления и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников;
- с нарушением прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту, а также права пользования услугами переводчика;
- с использованием заблуждения лица, участвующего в уголовном процессе, возникшего вследствие не разъяснения ему прав и обязанностей;
- в результате проведения процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному уголовному делу;
- от неизвестного источника либо от источника, который не может быть установлен в процессе производства по уголовному делу;
- из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в ходе предварительного следствия, которые не нашли своего подтверждения в суде совокупностью имеющихся доказательств;
- из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, основанных на догадке, предположении или слухе, за исключением случаев их подтверждения совокупностью имеющихся доказательств.
С учетом имеющегося в законодательстве пробела, вводится уголовная ответственность за фальсификацию доказательств путем внесения заведомо ложных сведений и иных искажений в документы и предметы, принуждения к даче показаний, не соответствующих действительности, искажения фактических обстоятельств по делу, повлекшую незаконное задержание, заключение под стражу, привлечение к уголовной ответственности или осуждение лица. Также усиливается ответственность за лжесвидетельство и ложный донос.
Вводится ряд дополнительных гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Так, задержанному лицу, в отношении которого заочно применена мера пресечения в виде заключения под стражу, предоставляется право обжаловать в судебном порядке определение о применении данной меры пресечения в течение 72 часов с момента его доставления в соответствующий компетентный орган.
В целях своевременного и объективного расследования заявлений о применении пыток вводится обязательная проверка органами прокуратуры или судом обращений о применении недозволенных методов при собирании и закреплении доказательств. При проведении проверки обязательно назначается медицинская экспертиза.
Важным нововведением, направленным на обеспечение законности и объективности при собирании и закреплении доказательств, является обязательная видеофиксация основных процессуальных действий. К таким действиям отнесены осмотр места происшествия при совершении особо тяжкого преступления, обыск, проверка показаний на месте события и следственный эксперимент.
Кроме того, до настоящего времени защитник имел право собирать не доказательства, а сведения, которые могут быть использованы в качестве доказательств, что нарушало принцип состязательности производства в суде. Поэтому защитник наделяется правом собирать и представлять доказательства, которые подлежат приобщению к материалам уголовного дела.
Важная роль в обеспечении законности собирания и закрепления доказательств отводится прокурору, который должен обязательно проверять соблюдение требований закона о немедленной регистрации и разрешении заявлений, сообщений и иных сведений о преступлениях, полученных от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержащихся под стражей, задержанных или подвергнутых административному аресту. На прокурора возлагается также принятие мер по недопущению оказания психологического или физического воздействия на данных лиц либо их близких родственников, введению их в заблуждение относительно освобождения от ответственности.
Прокурорской проверкой будет охватываться законность применения дисциплинарного взыскания к осужденным за нарушение порядка отбывания наказания в виде лишения свободы. Это позволит предотвратить возможные злоупотребления в местах лишения свободы под предлогом совершения осужденными дисциплинарных нарушений.
Перечисленные меры будут отражены в соответствующем законопроекте, который будет внесен Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы.
Помимо изложенного, уполномоченным органам дается ряд поручений организационного характера.
В частности, поручено установить средства видеонаблюдения в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания и специальных приемниках, местах отбывания административного ареста.
На основе изучения передового зарубежного опыта будут выработаны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и методологии расследования и рассмотрения уголовных дел, расширению использования инновационных форм и методов производства судебно-следственных действий, оптимизации и упрощению делопроизводства по уголовным делам, в том числе путем внедрения системы «Электронное уголовное дело».
Реализация Указа Президента Республики Узбекистан будет способствовать устранению системных нарушений и недостатков в деятельности правоохранительных и судебных органов, а также обеспечит безусловное и неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности.