1

ЗА КАДРОМ: 6 ЖЕНЩИН, ЛЮБЯЩИХ КИНО

Культура 19.12.2017, 14:24
Теги: Кино
ЗА КАДРОМ: 6 ЖЕНЩИН, ЛЮБЯЩИХ КИНО

Есть женщины, которые находятся за кадром, но незримо присутствуют в каждом фильме… Они вкладывают в кино свое мастерство, душу, идеи… Здесь на съемочных площадках они находят профессиональное, а подчас и личное счастье. Такие разные и такие похожие в своем преданном служении искусству - наши сегодняшние героини. Знакомьтесь…

«МУЛЬТФИЛЬМЫ СДЕЛАЛИ МЕНЯ ДОБРЕЕ»

Актриса, режиссер мультипликации, заслуженная артистка Узбекистана Светлана МУРАТХОДЖАЕВА:

- Я окончила педагогический институт (ныне - Ташкентский Государственный педагогический институт им. Низами - прим. ред.), получила диплом педагога средней школы по анатомии, физиологии, физкультуре. Даже проработала год в интернате, а в итоге стала… актрисой. Однажды совершенно случайно я оказалась в Доме народного творчества, где учились мои подруги. Студенты народной студии отрабатывали приемы фехтования, и я, как будущий физкультурник, показала им, как делать это более эффектно. Моими умениями заинтересовался педагог, актер, режиссер, сценарист и драматург Анатолий Кабулов и предложил поступать к ним в Театральный институт им. Островского (ныне - Государственный институт искусств и культуры - прим. ред). Через год я поступила на вечерний актерский факультет.

Мама всегда говорила: «У меня трое детей нормальные, а одна - артистка» (смеется). Братья и сестра стали врачами.

За свою творческую жизнь вместе со своими коллегами по цеху я выпустила почти 40 мультфильмов - одни озвучивала, другие режиссировала. Работала и в художественных картинах. 11 лет отдала актерству и дубляжу, озвучила много фильмов: индийских, арабских, немецких и, конечно, легендарных советских кинолент. Например, в «Неуловимых мстителях» я - Ксанка Шульц, в картине «Звонят - откройте дверь» - Генка, в «Дубравке» - Утюг. Вообще, как правило, моим голосом говорят маленькие дети: в одном арабском фильме озвучила аж целых пять детей разного возраста.

А потом «заболела» мультипликацией и с 1970-х являюсь ассистентом режиссера в этом увлекательном жанре. Хотя и не стояла у истоков, но работала с теми, кто создавал нашу узбекскую мультипликацию: Дамиром Салимовым, Юрием Петровым.

…«Маугли», «Кот в сапогах», «Приключения пингвиненка Лоло», «Волшебная серна» - сколько прекрасных работ было сделано, озвучено. Есть фильм, которым могу особо гордиться - «Нить». Он выполнен в необычной технике: под камерой, на стекле талантливейший художник Сергей Алибеков писал кадры маслом. Работа необычайно сложная. Картина получила награду «За лучший фильм» на международном фестивале «Круг» в Киеве и еще ряд премий.

Работа в мультипликации и дубляж дали мне колоссальную возможность для совершенствования узбекского языка. Но главное то, что благодаря той нежности и детской любви, которую излучают с экрана мои персонажи, я и сама не могу сделать кому-то плохо. Мультфильмы сделали меня мудрее, добрее. И есть вечное желание сеять добро в души детей, веру в то, что зло не бывает безнаказанным. И поэтому надо быть добрым, как герои любимых мультфильмов.

«КИНО СТАЛО ВТОРОЙ ЖИЗНЬЮ»

Монтажер Ульмасхон ТЕМИРОВА:

- Всю жизнь, начиная с 1965 года, я проработала на киностудии «Узбекфильм». Образование у меня - филологическое, я училась в ТашГУ (ныне - Национальный университет им. Мирзо Улугбека - прим. ред.) на вечернем отделении. При этом каждый из нас - «вечерников» - должен был представить справку о том, что работает. Директором «Узбекфильма» был тогда Ибрагим Рахимов. Именно он предложил мне поработать монтажницей. Я сначала испугалась, так как не знала даже, что есть такая специальность и целый цех под названием «монтажный». Но когда попала туда, то поразилась тому, какая кипит работа! А режиссеры какие - Камиль Ярматов, Юлдаш Агзамов и другие. Тогда кино снимали на пленку, над каждым фильмом трудилось множество человек. И последний штрих - монтаж, хотя работа монтажера начинается со сценария. Раньше литературный сценарий принимал худсовет, потом режиссер и сценарист разделяли текст на кадры, а каждый кадр на несколько дублей - для монтажа это очень важно. Когда получали отснятый материал, «подкладывали» звук, затем отбирали дубли, которые потом уходили в монтаж. Так что монтажеры всегда ездили на съемки вместе со съемочной группой на так называемые «хлопушки».

Когда я пришла, на студии снимали фильм Латифа Файзиева «Наташа-ханум». Над монтажом работала Евгения Абдиркина из Москвы, к которой меня приставили в качестве помощницы. В те времена из России приезжали специалисты, работали по нескольку месяцев. И мы помогали им, а заодно учились. Потом была работа в фильме «Ташкент - город хлебный» у Шухрата Аббасова, в картине «Минувшие дни» Юлдаша Агзамова. А первой самостоятельной работой стал фильм «Абдуллажон» Зульфикара Мусакова.

Я не ушла из кино, даже окончив вуз. Мне понравилась эта интересная, хоть и сложная работа. Кинематограф стал моей второй жизнью, первой, конечно, была семья. В 1970-е я познакомилась со своим будущим мужем - Бахтияром Темировым - художником-гримером. Мы с ним были коллегами в фильме Али Хамраева «Чрезвычайный комиссар». Поженились, у нас родились три сына, а сегодня уже семь внуков.

Мне повезло работать с такими знаменитыми композиторами, как Мухтар Ашрафи, Анвар Эргашев, общаться с писателями Саидом Ахматом, Эркином Вахидовым. Больше 20 фильмов вышло из моих рук - тысячи километров пленки. Я награждена медалью «Шухрат», ездила на фестивали и кинофорумы - у меня была богатая творческая жизнь…

«ИСКУССТВО И КОММЕРЦИЯ РЕДКО УЖИВАЮТСЯ»

Актриса, актриса дубляжа, заслуженная артистка Узбекистана, Зульхумор МУМИНОВА:

- Я училась во ВГИКе, куда поступила в 1979 году. Правда, в нашей семье не было артистов. Родители - работники торговли, хоть и большие любители искусства: мама, например, писала стихи. А я решила не довольствоваться любительским уровнем и, поскольку с юных лет была очарована кинематографом, влюблена в актеров и актрис, мечтала работать с известными режиссерами, уехала в Москву и поступила во ВГИК на курс Бориса Чиркова. Тогда я увидела многих мастеров кинематографии, что было интересно, поучительно. Дебют состоялся в картине «Легенда о любви» Латифа Файзиева, потом снималась у Камары Камаловой. 2000-е стали периодом серьезной работы в кино. Правда, я долго не могла найти «своего» режиссера. В 2003 году познакомилась с Ёлкином Туйчиевым, и мы начали работать над фильмом «Тюльпаны в снегу», который выиграл студенческий конкурс (призом был показ в Каннах). Затем был еще один совместный проект - картина «Подросток». Параллельно снималась у режиссеров Аюба Шахобиддинова, Джахонгира Касымова.

Но, несмотря на съемки, для меня основой была и осталась озвучка. Занимаюсь ею давно, еще с тех лет, когда после окончания ВГИКа не было работы в кино. В отличие от ролей, которые сегодня есть, а завтра - нет, дубляж и озвучивание кормят всю жизнь.

До сих пор снимаюсь, но только в авторских кинопроектах, в коммерческих принципиально отказываюсь. Слишком уважаю свою работу, в которой всю жизнь - по призванию. Еще в юности, когда только мечтала о кино, мне говорили: «На актерскую зарплату не проживешь». Но я отвечала, что не буду актрисой ради денег. Мне вообще не хотелось превращать творчество в коммерцию, слишком редки случаи, когда они уживаются.

Горжусь тем, что моим голосом говорили такие звезды, как Рано Закирова, Мерил Стрип, Жюльет Бинош, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет. Лучшая сторона дубляжа - когда работаешь с хорошим материалом, ты получаешь многое и как актриса.

Кстати, во ВГИКе мы учились вместе с моим будущим мужем Закиром Муминовым. Потом поженились, он был сильным актером и прекрасным человеком. Но, к сожалению, рано ушел. А вот наш сын - Умид Муминов - веб-дизайнер. И я бы не желала ему становиться актером: давно поняла, что это не самая легкая профессия.

«ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ»

Редактор фильмов Розика МЕРГЕНБАЕВА:

- Родом я из Алматы. Росла и взрослела в то время, когда все буквально болели кинематографом. Я тоже в юности пересмотрела множество фильмов, практически всю зарубежную классику. Все благодаря тому, что в то время существовал так называемый Университет киноискусства - разъездная группа, которая привозила в города отрывки, а потом и целые фильмы для просмотра. А на студии «Казахфильм» была сценарная мастерская, куда молодые люди могли прийти, обсудить увиденное, высказать свои мысли, идеи… И вот мы, завсегдатаи этой творческой мастерской, поехали поступать во ВГИК.

Когда я прибыла в Москву, то даже испугалась: среди абитуриентов были очень подготовленные люди, многие уже с высшим образованием, знающие преподавателей и мэтров кино. Уже начала сомневаться в успехе, но неожиданно для себя прошла собеседование сдала экзамены и поступила в институт.

Таким образом вскоре стала выпускницей сценарно-киноведческого отделения ВГИКа, откуда выходят такие кадры для кинематографа, как сценаристы, кинокритики и редакторы. Во время учебы я познакомилась с будущим мужем - Шухратом Махмудовым, он учился на кинооператорском факультете на два курса старше. Поженившись, мы уехали в Ташкент, где с 1973 года я стала работать на студии «Узбекфильм».

Поначалу смутно представляла специфику профессии киноредактора. Есть мнение, что редактор - это режиссер в теории. То есть с момента прочтения сценария он должен представлять себе фильм в мельчайших подробностях. Если что-то противоречит фактам, характер героев подробно не прописан, отсутствует мотивация, сценарий слаб с точки зрения драматургии или не закончен, - именно редактор обсуждает это с автором сценария и режиссером.

…В 1970-80-х на «Узбекфильме» шла интенсивная работа: в год студия выпускала до 11 картин.

Сначала сценарий обсуждали с авторами. После его принятия начиналась работа с режиссером непосредственно в процессе съемок: подбор актеров, просмотр отснятого материала, укладка текста, монтаж и, наконец, озвучка. На каждом этапе присутствие редактора очень важно. Сегодня, когда эта творческая единица, увы, практически исчезла, ее функции по сути осуществляет продюсер картины.

Профессия дарила нам незабываемые знакомства, встречи с интересными людьми. Запомнилась работа с такими режиссерами, как Эльёр Ишмухамедов, Шухрат Аббасов, Джаник Файзиев, Дамир Салимов, Тамара Камалова, Зульфикар Мусаков и многие другие. Параллельно я писала сценарии для документальных фильмов, над которыми работал мой муж в качестве режиссера.

С началом 1990-х, когда работы на студии практически не стало, я ушла сначала в частную студию, а потом стала работать с мужем. В семейно-творческом тандеме мы сняли много документальных лент, которые были отмечены призами международных фестивалей. Это картина «Пятая графа» об этнических конфликтах и проблемах, «Авиценна» - фильм-биография о нашем великом ученом и многие другие. Сегодня, когда я могу сравнивать работу в игровом и документальном кино, сделала вывод - второе импонирует мне больше. В этом жанре между тобой и реальной жизнью нет посредников. Все честно, а оттого - более глубоко и ярко…

«КИНЕМАТОГРАФ ИЗМЕНИЛ МОЮ ЖИЗНЬ»

Художник-гример Галина ИВАНОВА:

- У меня родители простые, никогда не были связаны с искусством, работали на кирпичном заводе. Они оба очень гордились тем, что их дочь попала в такую среду. А начиналось все очень прозаично: я отучилась в техническом училище на контролера измерительных приборов и автоматики. Около года работала на заводе по производству химических бытовых изделий, трудилась в лаборатории измерительных приборов и автоматики. Но постоянно точила какая-то неустроенность, тоска… И вот случайно в газете «Вечерний Ташкент» прочитала, что на киностудию «Узбекфильм» требуется гример, идет набор на курсы. Я уже давно понимала, что в лаборатории ничего нового не будет, - рутина. Ужасно хотелось другой жизни. А в кинематографе всегда - новые люди, возможность расширить кругозор, путешествовать, работа яркая, творческая.

Я начала свою работу с картины Мухтара Ага-Мирзаева «Бессмертие» в 1982 году. Тогда пришла на студию ученицей; на практике обучалась работе гримера-постижера - самостоятельно изготавливала бороды и усы. После нескольких месяцев ученичества постепенно дошла до художника-гримера 1-й категории. Здесь встретила свою судьбу - муж тоже трудится на студии главным механиком.

Для меня большой радостью было работать с такими прекрасными актерами, как Ульмас Алиходжаев, Тамара Шакирова, Рустам Сагдуллаев. Горжусь, что мой вклад есть и в картинах именитых режиссеров - Шухрата Аббасова («Огненные дороги»), Дамира Салимова («Смысл жизни»), Зульфикара Мусакова («Свинец», «Новда» («Росток»), «Дадам бетоб» («Папа очень болен»), Рустама Сагдиева («Барон»). Вот недавно с молодым режиссером Акбаром Бектурдиевым работали над сказкой «Ойкиз эртага» («Сказка о луноликой девушке»). Много было картин с иностранцами: японцами, корейцами, россиянами. Я принимала участие в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Надеюсь принести еще немало пользы нашему кинематографу.

«ОТДАЛА СЕБЯ ЛЮБИМОЙ РАБОТЕ»

Монтажер документального кино Тамара РАХИМОВА:

- Родители прочили мне будущее врача, но после школы я поступила в педагогический институт, собиралась стать учителем младших классов, как хотел папа. Однако и к педагогике призвания у меня не оказалось. Когда я училась на втором курсе, мой сосед предложил попробовать себя на киностудии. Сказал, что люди в кинопроизводстве всегда нужны, мол, сходи посмотри. Когда я увидела все своими глазами, как люди работают, то сразу решила - мое. И после двух курсов института в 1958 году устроилась туда на работу ученицей-монтажницей. Первый фильм, в котором я была ученицей монтажера, - музыкальная кинолента «Очарован тобой» Юлдаша Агзамова.

В 60-х к нам из «Мосфильма» приехала монтажер Людмила Фейгинова, которая стала самым лучшим моим учителем, обучила всем тонкостям профессии. Со временем меня затянуло документальное кино. Я обосновалась в студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. Работала с такими режиссерами, как Малик Каюмов, Давран Салимов. С Маликом Каюмовичем - над фильмом о трагедии ташкентского землетрясения, картинами об Афганистане, Вьетнаме и т.д. Затем стала работать с Давраном Салимовым: фильмы «Бобо», «Журавлиная степь».

В итоге стала монтажером 1-й категории, получила много благодарностей. Сейчас я на пенсии, ветеран труда, счастлива, что работала в то прекрасное время и отдала себя любимой работе.

Записала Ольга ФАЗЫЛОВА

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала референта Объединения кинодеятелей Узбекистана Светлану ИВАНОВУ

Комментарии

В Ташкенте стартовала неделя «Кино и молодежь»

04.05.2024, 13:15

По случаю старта недели  «Кино и молодежь» в Доме кино «Ренессанс» состоялся показ художественного фильма «Аёл кисмати» (Судьба женщины), снятого по заказу Агентства кинематографии.  В нем...
Стартовали съемки многосерийного сериала "Адолат" с Раъно Шодиевой в главной роли

03.05.2024, 07:57

Съемки многосерийного сериала "Adolat" («Справедливость») начались в сотрудничестве с Агентством кинематографии при Министерстве культуры Республики Узбекистан, Генеральной прокуратурой и студией "Fan entertainment cinema”.  В сериале рассказывается...
В рамках акции "Кинокаравана" в Ургенче был показан фильм «Узбек кизи»

02.05.2024, 14:25

В рамках мероприятий «Кинокараван», который проходит в Хорезме, в кинотеатре имени Худойбергана Девонова в Ургенче был показан фильм «Узбек кизи» (Узбечка).  Также была организована творческая встреча...
Заслуженный артист Узбекистана Машраб Кимсанов скончался в возрасте 69 лет

02.05.2024, 08:09

Заслуженный артист Республики Узбекистан, известный киноактер Машраб Кимсанов скончался в возрасте 69 лет. Соболезнования членам семьи и близким скончавшегося выразил коллектив Национального центра развития кинематографии.Машраб Кимсанов...
Погода: Ташкент
Курсы валют