ГлавнаяОбщество

ПРЕЗИДЕНТ РАСКРИТИКОВАЛ БЕСПОРЯДОЧНУЮ РАБОТУ ПО ИНВЕСТПРОЕКТАМ

Изрображение 'ПРЕЗИДЕНТ РАСКРИТИКОВАЛ БЕСПОРЯДОЧНУЮ РАБОТУ ПО ИНВЕСТПРОЕКТАМ'

В Узбекистане создается абсолютно новая система реализации отраслевых и территориальных проектов.

Глава нашего государства на проведенном 17 января совещании отметил, что работа в этом направлении должна осуществляться в три этапа.

На первом этапе необходимо разработать и утвердить Концепцию развития. Эта концепция будет документом, включающим в себя стратегические задачи по реализации направлений отраслевого, территориального и целевого социально-экономического развития.

На втором этапе следует сформировать на основе Концепции развития трехлетний, то есть рассчитанный на 2019-2021 годы портфель проектов с конкретным указанием их целей и источников финансирования. Эти проекты будут согласованы с Государственным комитетом по инвестициям, министерствами экономики и финансов и пройдут экспертизу в Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. По реализации каждого проекта будет разработан детальный календарный план.

На третьем этапе требуется разработать и утвердить Государственную программу развития на основе утвержденного трехлетнего портфеля проектов.

Впредь в государственные программы развития будут включены только те проекты, которые имеют предварительное технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию, особо отметил Шавкат Мирзиёев.

Очередным важным документом в сфере стало постановление Президента нашей страны "О создании эффективной системы комплексной экспертизы документации в рамках формирования и реализации государственных программ развития Республики Узбекистан, осуществления государственных закупок" от 8 января текущего года. В соответствии с ним при Национальном агентстве проектного управления организован Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов. Теперь проекты, тендерная документация и импортные договоры будут проходить экспертизу в этом центре.

Так как организация работы по новому порядку продолжается, в 2018 году проекты социально-экономического развития, в порядке исключения, будут осуществляться согласно утверждаемому Президентом Перечню инвестиционных проектов.

Глава нашего государства предложил внедрить в качестве эксперимента в городе Ташкенте, Ташкентской и Самаркандской областях практику реализации проектов с использованием энергосберегающих, современных строительных материалов и легких конструкций и достичь посредством этого снижения их стоимости на 20-30 процентов.

Сэкономленные средства останутся в полном распоряжении города или района, где реализуется проект, и будут направлены на решение социальных и коммунальных вопросов этой территории, сказал Президент нашей страны.

На совещании особое внимание уделено роли проектных институтов в разработке экономически, финансово и технологически обоснованных инвестиционных проектов.

Глава нашего государства, отмечая важность инвестиций для достижения высоких темпов экономического роста и обеспечения сильной социальной защиты, подверг критике наблюдавшуюся прежде беспорядочную организацию работы в этой сфере.

Прежде руководители сферы в погоне за громкими цифрами занимались приукрашиванием показателей привлечения и освоения инвестиций. Вследствие этого руководители хокимиятов и отраслей, чтобы выполнить эту "нагрузку", были вынуждены включать в инвестиционные программы неэффективные, несоответствующие развитию регионов и отраслей проекты без конкретных источников финансирования и инициаторов.

Так, в период 2012-2017 годов акционерное общество "Узбекэнерго" включило в инвестиционные программы 14 проектов общей стоимостью 3,3 миллиарда долларов США. Впоследствии все они были признаны нецелесообразными и прекращены решениями правительства. Вызывает недоумение, почему же на подготовку документации по этим проектам затрачено 185 миллионов долларов.

Имеется ряд проблем в формировании инвестиционных программ и экспертизе проектов. Этот процесс осуществлялся по критериям и процедурам, определенным в постановлениях 15-летней давности. В частности, в результате многократных повторных согласований технико-экономического обоснования, бизнес-плана и тендерной документации по проектам их экспертиза затягивалась до 6 месяцев вместо положенных 15 дней. Это приводило к удорожанию и снижению рентабельности инвестиционного проекта.

Включению в инвестиционные программы подлежат экономически обоснованные проекты с готовой проектно-сметной документацией. Однако раньше такая документация готовилась после включения проекта в инвестиционную программу. В результате, в некоторых случаях, между первоначальной и утвержденной стоимостью проекта возникал разрыв в размере до 80 процентов. Это приводило к необоснованным тратам бюджетных средств.

Из-за просчетов в формировании проектов, не привлечения средств инвесторов на их реализацию многие предприятия обанкротились. Коммерческие банки, на которых было возложено оздоровление предприятий, также понесли большие убытки. С учетом этого, начиная с текущего года, прекращена практика передачи предприятий-банкротов на баланс банков.

Вследствие поверхностного экономического анализа проекты не оправдывали себя и после ввода мощностей в строй. Из-за отсутствия сырья, доступа к электроэнергии и газу, экономической неэффективности производство продукции не налаживалось.

Некоторые незавершенные или нереализованные в срок проекты годами кочевали из программы в программу. К примеру, проект лабораторного оснащения Государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора был включен в инвестиционную программу сперва в 2015 году, затем – в 2016 и 2017 годах.

Следите за нами в соц.сетях

Другие новости