Опубликован Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы оплаты платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов».
Об этом говорит в материале, подготовленным телеканалом "Узбекистан 24" совместно с Информационно-аналитическим мультимедийным центром при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Цель закрепленных в документе нововведений – дальнейшее развитие системы, укрепление платежной дисциплины, повышение уровня обеспеченности населения качественными услугами по санитарной очистке.
В нашей стране услуги по сбору и вывозу бытовых отходов оказывают 294 организации, среди которых профильные государственные унитарные предприятия, частные организации и девять кластеров. Но при этом, к сожалению, охват населения составляет лишь чуть больше половины всего населения – 17 миллионов человек. При этом в сельской местности эту услугу оплачивают лишь 57 процентов жителей, в областных центрах – 71 процент и лишь в Ташкенте цифра стремится к идеалу – 95 процентов.
Налицо низкий уровень платежной дисциплины. Естественно, это сказывается на финансовых показателях обслуживающих организаций. Как при такой ситуации говорить об инвестировании в обновление основных фондов, повышении качества услуг? По той же причине и предприниматели не заинтересованы вкладывать в сферу.
Еще среди нынешних проблем значится отсутствие единого учета потребителей и оплаченных ими платежей. А значит, куда направляются средства, непонятно, улучшение экологической обстановки регионов притормаживается, да и санитарная очистка оставляет желать лучшего. Не могут помочь даже хокимияты, ведь у них нет достаточных финансовых и организационных возможностей. Нужны новые схемы совместной работы – административные, рыночные, чтобы завести застывшие механизмы развития. На поэтапное решение всех этих вопросов и направлен подписанный Президентом страны указ.
Самое главное нововведение – это распределение ответственности по сферам. Теперь на Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан с 1 января 2019 года возлагается дополнительная задача по обеспечению полноты и своевременности поступления от населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Вот еще пара изменений. Сегодня периодичность оплаты за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов различается – 60 процентов физических и юридических лиц платят ежемесячно, а остальные - каждые полгода и даже год.
С 2019 года вводится новый порядок, согласно которому оплата должна осуществляться ежемесячно не позднее 10-го числа. При этом платить необходимо на единые транзитные банковские счета, которые откроют нам уже через месяц. Затем средства будут переводиться на специальные казначейские счета территориальных администраций, то есть Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и Ташкента. И уже они централизованно в рамках подписанных соглашений и договоров рассчитываются с обслуживающими организациями за услуги, оказанные населению.
Это что касается бытового мусора. А вот у юридических лиц схема другая. Там предусмотрена стопроцентная предоплата непосредственно обслуживающим организациям, естественно, на основании заключаемых между ними договоров.
И еще один важный момент. С тех, кто не платит уже полгода, задолженность будет взыскиваться через суд. За соответствующие заявления ответственен Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды. При его территориальных органах будут созданы центры по организации услуг санитарной очистки. Задачи на них возлагаются большие, в частности, - выступать от имени заказчика при организации электронных конкурсов, когда распределяются между субъектами предпринимательства территории, где они будут осуществлять работу. Вместе с хокимиятами и органами самоуправления граждан необходимо наладить достоверный учет физических лиц и своевременное внесение информации в единую электронную систему учета.
В целом нужно взаимодействовать со всеми ответственными участниками процесса, формировать тарифы на оказание услуг, обеспечивать взаиморасчеты с обслуживающими организациями, а также вести контроль за их добросовестной работой. Чтобы все было грамотно, за каждым районом и городом от центров санитарной очистки прикрепляется по одному специалисту.
Кстати, о тех самых средствах, что будут аккумулироваться на казначейских счетах территориальных администраций за счет нашей с вами оплаты, так вот 10 процентов из них будут перераспределяться следующим образом: по пять процентов на финансирование деятельности создаваемых центров санитарной очистки и Республиканского объединения специализированных предприятий санитарной очистки, а также на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры обращения с отходами.
Кроме того, в связи с тем, что задачи Бюро принудительного исполнения пополнились пунктом контроля за оплатой, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды сократит численность контролеров. Вместо этого структуре поручено вместе с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций наладить работу единой электронной системы учета и оплаты населением обязательных платежей, подключив к ней центры санитарной очистки и Бюро.
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды также проведет инвентаризацию физических лиц – кто платит, кто не платит, откроет для них лицевые счета и внесет соответствующую задолженность в ту самую единую электронную систему учета. Все будет прозрачно и справедливо. В документе конкретно прописано, какое министерство, ведомство, организация и структура за что отвечает, чтобы исполнение задач было максимально эффективным. И проект новой редакции Правил оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов будет внесен в правительство уже до 20 декабря этого года. За 10 дней до запуска новой системы, которая должна расставить все точки над «и» в сложном вопросе улучшения атмосферы чистоты.
Смотрите комментарий в видеорепортаже (Tas-Ix)