ГлавнаяОбщество

ИТОГИ ГОДА И РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ: ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ОЛИЙ МАЖЛИСУ

Изрображение 'ИТОГИ ГОДА И РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ: ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ОЛИЙ МАЖЛИСУ'

28 декабря 2018 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во второй раз в истории страны выступил с посланием Олий Мажлису.

Пресс-служба главы государства опубликовала текст выступления Президента.

Начало выступления читайте здесь.

Уважаемые члены парламента!

Экономическое развитие и социальная защита – понятия неразделимые. Одно без другого представить невозможно.

В 2019 году – Год активных инвестиций и социального развития мы должны решить следующие задачи в социальной сфере.

Во-первых, снизить уровень безработицы среди населения, повысить доходы людей и семей.

Правительству в месячный срок необходимо утвердить новую Государственную программу содействия занятости населения на 2019 год.

При этом нужно наладить профессиональное обучение безработных, предоставлять им правовые и иные консультации, широко использовать другие формы социальной помощи.

Следует сформировать систему достойной оплаты труда и увеличить реальные доходы населения для повышения уровня жизни. Нам надо пересмотреть порядок определения минимального размера месячной заработной платы и исключить практику исчисления налогов и других платежей исходя из минимального размера заработной платы.

Кабинету Министров поручается в двухмесячный срок разработать комплексные меры по решению данного вопроса.

Во-вторых, пересмотреть порядок назначения и выплаты пенсий и пособий, коренным образом реформировать пенсионную систему.

Как вам известно, по этому вопросу был принят Указ Президента. В соответствии с ним с 1 января 2019 года пенсия всем работающим пенсионерам будет выплачиваться в полном размере.

Также внедряется новая система расчета пенсии, по которой ее максимальный размер будет повышен с 8 до 10 минимальных размеров заработной платы. На следующих этапах реформ такие ограничения будут полностью сняты.

В центре нашего внимания также постоянно будет находиться социальная защита детей с инвалидностью, их семей, лиц до 16 лет, потерявших кормильца. Мы введем отдельный вид социального пособия для матерей, посвятивших свою жизнь уходу за ребенком-инвалидом.

В-третьих, продолжить совершенствование системы развития науки и непрерывного образования, отвечающего требованиям времени.

Воспитание и образование начинаются с колыбели, как говорит наш народ. Ведь только просвещение дает гармоничное развитие личности и обществу.

Поэтому государственная политика в сфере образования должна основываться на его непрерывности на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада.

В развитых странах большое внимание уделяется инвестированию в полный цикл образования, то есть выделяются средства на обучение ребенка с трехлетнего возраста до 22 лет. Такие инвестиции в будущее окупаются в 15-17-кратном размере. У нас в стране – пока лишь в 4-кратном. Следовательно, мы должны усилить внимание к человеческому капиталу, задействовать все возможности для реализации потенциала нашей молодежи.

В 2019 году мы доведем охват детей дошкольным образованием с 34 процентов в настоящее время до 44 процентов, что станет важным шагом на этом пути.

Предстоит работа по совершенствованию системы общего среднего образования на основе современных требований, в том числе надо организовать частные школы, широко использовать в этом возможности государственно-частного партнерства.

Нам нужно усилить меры по обеспечению равного доступа к высшему образованию для всех. В недавнем прошлом в Узбекистане уровень охвата выпускников средних и средних специальных учебных заведений высшим образованием составлял всего 9-10 процентов. Благодаря принятым в последние два года мерам этот показатель превысил 15 процентов. Однако этого недостаточно. Ведь в развитых странах он составляет 60-70 процентов. Поэтому доведение данного показателя до 20 процентов в 2019 году и последовательный рост в дальнейшем – актуальная задача.

Для нас важно повысить престиж наших вузов, увеличить количество негосударственных образовательных учреждений, привлечь в сферу квалифицированные кадры и усилить конкуренцию.

Предоставление нашей молодежи возможности сдавать документы одновременно в несколько вузов, думаю, позволит расширить реализацию ее права на образование.

Необходимо внедрить систему самостоятельного определения вузами приемных квот исходя из реальной ситуации.

У студентов бакалавриата появится еще больше возможностей для продолжения обучения за рубежом. Чем больше в нашем обществе специалистов с высшим образованием и высокой квалификацией, тем быстрее оно будет развиваться.

Кабинету Министров поручается в двухмесячный срок разработать соответствующие меры по указанным предложениям.

Важнейший вопрос – дальнейшее повышение научного потенциала высших учебных заведений, расширение подготовки научных и научно-педагогических кадров.

В каждой производственной сфере должны быть собственные отраслевые научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, опытно-производственные и инновационные центры.

Нам нужно добиться привлечения инвестиций в нашу страну не только в отрасли экономики, но и в науку, сферу «ноу-хау».

Кабинету Министров следует в двухмесячный срок разработать конкретные предложения по коренному реформированию деятельности научно-исследовательских организаций и повышению практической значимости научных разработок.

В-четвертых, улучшить качество и расширить охват населения медицинскими услугами в целях укрепления генофонда нации.

Главная задача здесь – больше внимания уделять профилактике заболеваний.

Следует расширить государственно-частное партнерство в сфере медико-социальной помощи.

Нужно четко очертить круг оказываемых государством медицинских услуг, разграничить платное и бесплатное лечение.

Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов необходимо в двухмесячный срок внести конкретные предложения по совершенствованию финансирования государственных клиник.

Нужно усилить сотрудничество с известными зарубежными медицинскими вузами. В следующем году мы примем практические меры по организации совместных факультетов и филиалов с медицинскими институтами России, Южной Кореи, Германии, Италии.

Еще одна острая проблема – рост количества онкологических заболеваний среди населения.

К примеру, в нашей стране онкологические заболевания выявляются более чем у 22 тысяч человек в год, что требует коренного улучшения соответствующей системы, повышает потребность в высокотехнологичной медицинской помощи.

Кабинету Министров в месячный срок необходимо принять отдельное постановление и программу мер по раннему выявлению таких заболеваний, определить источники ее финансирования.

Следует наладить сотрудничество с международными институтами, ведущими зарубежными клиниками для профилактики ряда других серьезных заболеваний.

В рамках работы по укреплению генофонда нации целесообразно пересмотреть с учетом международных стандартов действующие нормативы питания детей и беременных женщин.

Кабинету Министров поручается в трехмесячный срок разработать соответствующую программу на средне- и долгосрочную перспективу.

В-пятых, усилить социальную поддержку женщин и молодежи со стороны государства.

Нас не может не огорчать тот факт, что, несмотря на принятые в текущем году практические меры, 13 тысяч женщин все еще живут в сложных социально-бытовых условиях и не имеют работы.

Министерству занятости и трудовых отношений и Комитету женщин – в месячный срок разработать совместно с хокимиятами областей специальную программу по обеспечению женщин рабочими местами.

Центральному банку, руководству Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента поручается обеспечить в 2019 году 1600 женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации, доступным жильем на основе льготных кредитов.

Работа с молодежью, составляющей почти половину населения страны, и впредь будет одной из основных наших задач.

Широкому привлечению молодежи к предпринимательству, обеспечению ее занятости будет способствовать дальнейшее расширение деятельности фонда «Молодежь – наше будущее». В 2019 году фонду будет выделено более 2 триллионов сумов и за счет этого создано 50 тысяч новых рабочих мест.

Ограждение наших детей от влияния радикальных и чуждых нам идей – ключевая задача для всех нас. Надо продолжить работу в этом направлении на основе новых подходов, в том числе принять меры по созданию новых парков культуры и отдыха на условиях государственно-частного партнерства, превращению их в современные молодежные центры. Эти парки должны включать в себя в первую очередь спортивные площадки, библиотеки, бук-кафе, амфитеатры и малые сцены.

Не секрет, что сегодня для молодежи основным источником получения различных знаний и информации стал интернет. Поэтому мы должны стимулировать предпринимателей к созданию бесплатных «вай-фай»-зон в общественных местах.

Кабинету Министров поручается в месячный срок разработать соответствующую программу по этим предложениям.

В-шестых, в центре нашего внимания всегда будут находиться вопросы улучшения условий жизни людей, обеспечения их достойным жильем, повышения благосостояния.

В следующем году продолжится последовательная реализация программ строительства доступного жилья. Необходимо усовершенствовать проекты типовых домов, уделить особое внимание использованию энергосберегающих технологий, современных и недорогих строительных материалов.

Надо изучить реальное состояние более 34 тысяч многоквартирных домов и принять практические меры.

Правительство должно обеспечить проведение в трехмесячный срок полной инвентаризации жилого фонда многоквартирных домов. С учетом опыта крупных мегаполисов мира предстоит разработать программу реновации, предусматривающую поэтапное строительство новых многоквартирных домов с самыми современными условиями взамен физически и морально устаревших.

Как известно, коммунальная сфера долгие годы вызывает множество нареканий у населения. Поэтому с 2019 года мы начнем работу в сфере совместно с инвесторами на основе государственно-частного партнерства.

Для снижения административных расходов в товариществах частных собственников жилья целесообразно поддержать деятельность профессиональных управляющих компаний.

В будущем году мы должны довести уровень обеспеченности населения централизованным водоснабжением с сегодняшних 65 процентов до 75 процентов.
Кабинету Министров необходимо в двухмесячный срок разработать меры по развитию систем питьевого водоснабжения и канализации.

В-седьмых, утверждение в обществе здорового образа жизни, дальнейшая популяризация физической культуры и спорта.

Мы и впредь будем придавать большое значение развитию спорта, стимулированию и поддержке спортсменов, достигающих высоких результатов на международных соревнованиях. В целях популяризации спорта среди молодежи детско-юношеские спортивные школы будут организованы и в отдаленных районах.

Уже сегодня нам необходимо начать подготовку к летней Олимпиаде 2020 года в Токио.

Еще один важный вопрос – создание в нашей стране эффективной системы подготовки спортсменов международного уровня по зимним видам спорта.

Этой цели будут служить строящийся в Ташкенте ледовый спортивный дворец «Хумо», современный комплекс «Амирсой» в Ташкентской области, который в ближайшее время будет сдан в эксплуатацию.

К сожалению, до настоящего времени в Узбекистане не проводились такие престижные спортивные соревнования, как Олимпийские или Азиатские игры. Поэтому мы должны начать разработку плана подготовки к возможному проведению в будущем в нашей стране летних Азиатских игр.

Кабинету Министров поручается в трехмесячный срок разработать проект соответствующей программы.

В-восьмых, принять комплексные меры по развитию туризма, привлечению инвестиций в сферу, повышению потенциала кадров.

Для нас туризм ассоциируется прежде всего с нашими древними городами, историко-культурными памятниками. А ведь в стране есть большой потенциал для развития туризма – наша неповторимая природа, национальные заповедники, рекреационные зоны в горных районах.

Развитие разных видов туризма, особенно медицинского, паломнического, экологического, даст мощный импульс укреплению не только экономики, но и социальной сферы.

Кабинету Министров необходимо разработать в месячный срок и обеспечить исполнение Национальной концепции развития туризма на 2019–2025 годы. Мы должны добиться, чтобы к 2025 году количество иностранных туристов, ежегодно посещающих страну, составляло не менее 7 миллионов, а доход от развития туризма превысил 2 миллиарда долларов.

В-девятых, развивать национальную идею, являющуюся для нас источником вдохновения и силы в достижении наших высоких целей.

Нам необходимо укреплять национальное самосознание, более глубоко изучать древнюю и богатую историю нашей Родины, активизировать научно-исследовательскую работу в этом направлении, всемерно поддерживать деятельность ученых гуманитарной сферы.

Оценка прошлого должна быть объективной, самое важное, свободной от каких-либо идеологических догм.

К сожалению, за минувший период археологические работы по изучению истории страны проводились недостаточно системно. Само время требует совершенствования деятельности институтов археологии и искусствоведения Академии наук, организации археологических изысканий вузами и музеями в сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Мы должны уделять особое внимание доведению до молодого поколения бесценного наследия наших великих ученых, поэтов и писателей, мыслителей и богословов, подвигов отважных полководцев, укреплению у наших детей патриотизма и национальной гордости.

С этой целью необходимо организовать телеканал “История Узбекистана” в составе Национальной телерадиокомпании с привлечением к подготовке программ научной общественности и творческой интеллигенции.

Следует провести полную инвентаризацию хранящихся в музеях страны исторических экспонатов с созданием каталога каждого музея.

Кабинету Министров поручается в месячный срок разработать соответствующие меры по выполнению указанных задач.

Дорогие друзья!

Все мы хорошо понимаем, что реформа – это обновление, изменение. Чтобы реформы дали положительный результат, измениться должно все наше общество, прежде всего мы сами, руководители. Изменится человек – изменится и страна.

Само время требует от руководителей и депутатов всех уровней, ведущих специалистов организовать свою деятельность на основе критического анализа, строгой дисциплины, персональной ответственности.

Внедрение современного, рационального управления – ключевое условие выполнения поставленных задач.

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на следующие актуальные вопросы.

Во-первых, необходимо активизировать деятельность парламента в принятии важных решений и контроле за исполнением законов.

Сегодня согласно Конституции парламент утверждает кандидатуру Премьер-министра, но не участвует в назначении министров. Поэтому члены правительства не ощущают должной ответственности перед парламентом. В связи с этим предлагаю ввести практику утверждения членов Кабинета Министров Олий Мажлисом.

Пусть будущий министр защитит перед членами парламента свою программу развития вверяемой ему сферы и обоснует свое видение ее реализации. Одним словом, пусть докажет, что он достоин этой должности. Подобную практику следует внедрить и на местах, для руководителей областных и районных организаций.

Особое внимание нужно уделить принятию и рассмотрению исполнения Государственного бюджета как одной из действенных форм парламентского контроля. Для организации этой работы на высокопрофессиональном уровне было бы целесообразно организовать Управление по Государственному бюджету при Олий Мажлисе.

Во-вторых, мы должны оптимизировать систему исполнительной власти, продолжить административную реформу и широко применять современные методы менеджмента в государственном управлении.

Во всех странах правительство является полномочным органом, несущим ответственность за реформы.

Сегодня в состав комплексов правительства Узбекистана входит более 160 ведомств и организаций. Премьер-министр имеет 8 заместителей по сферам и отраслям. Но стал ли сегодня Кабинет Министров, министерства и ведомства, входящие в его структуру, реальной решающей силой процесса реформ? К сожалению, мы не можем дать положительный ответ на этот вопрос.

Министры и руководители компаний привыкли обращаться в Кабинет Министров даже по самым незначительным вопросам. Вследствие этого правительство превращается в структуру, решающую только повседневные задачи. Без внимания остается работа по глубокому анализу проблем в экономике и социальной сфере, изучению реального положения дел на местах.

В связи с тем, что 2019 году мы дали название – Год активных инвестиций и социального развития, свою деятельность необходимо пересмотреть и Министерству иностранных дел, представительствам нашей страны за рубежом.

Изменятся требования и к нашим послам в зарубежных странах. Их деятельность будет в первую очередь оцениваться исходя из того, как они привлекают инвестиции в республику, и по объему таких инвестиций.

В связи с этим Кабинету Министров поручается в трехмесячный срок в целях предотвращения вышеназванных недостатков разработать и осуществить комплексную программу мер по оптимизации и совершенствованию деятельности министерств и ведомств, входящих в структуру правительства, повышению эффективности деятельности и усилению персональной ответственности руководящих кадров.

Как показал двухгодичный опыт работы приемных Президента, в прошлом органы власти отдалились от народа, его забот и проблем.

Учитывая мнения и предложения граждан, мы должны продолжить реформирование системы государственного управления и поэтапно перейти на принципы передового государственного менеджмента и «умного» управления.

Это означает, что отныне государственные учреждения будут работать непосредственно с гражданами. Государственные органы должны быть помощниками народа, в том числе предпринимателей.

Некоторые функции государственного управления на основе государственно-частного партнерства следует передать частному сектору, в том числе в форме аутсорсинга.

В-третьих, для повышения эффективности государственного управления необходимо сформировать единую кадровую политику, нацеленную на привлечение квалифицированных специалистов на государственную службу.

Нужно признать тот факт, что в государственных органах не хватает квалифицированных и профессиональных кадров. Все еще не определен статус государственных служащих, отсутствуют прозрачные механизмы приема на государственную службу.

Для решения проблем в этой сфере следует внедрить систему объективной оценки деятельности государственных служащих.

Хочу обратить ваше внимание еще на один важный вопрос.

До сих пор нет системы, которая позволяла бы государственным органам прогнозировать, какие задачи будут актуальными завтра и в отдаленной перспективе, проще говоря, какие проблемы могут возникнуть через пять, десять, двадцать лет.

Администрации Президента в целях эффективного управления деятельностью отраслей поручается разработать Концепцию долгосрочной государственной политики, основанной на принципах стратегического анализа, планирования и прогноза. В органах государственного управления необходимо образовать структуры по стратегическому анализу и прогнозированию.

Также следует создать Экспертный совет при Президенте Республики Узбекистан с привлечением авторитетных зарубежных ученых и практиков.

В-четвертых, необходимо пересмотреть полномочия и ответственность органов государственной власти на местах, расширить их самостоятельность.

У большинства хокимов не хватает личной ответственности, инициативности и самостоятельности при принятии решений.

Как вам известно, в 2018 году в городе Ташкенте в качестве эксперимента внедрен новый порядок государственного управления. Хоким города и хокимы районов наделены полномочиями назначать руководителей служб в сферах финансов, экономики, инвестиций, строительства, жилищно-коммунального хозяйства. В результате была прекращена деятельность более 30 комиссий и советов, их полномочия переданы соответствующим территориальным органам. Ликвидировано 12 неэффективно действовавших государственных унитарных предприятий.

Благодаря внедрению нормы, на основании которой часть поступлений в Государственный бюджет остается в распоряжении местных бюджетов, налоговые поступления в Ташкенте превысили прогноз на 2 триллиона сумов.

Этот эксперимент, то есть новый порядок государственного управления, дающий положительные результаты, теперь внедрим и в других регионах.

Мы должны отменить порядок, когда хоким одновременно выполняет функции председателя Кенгаша народных депутатов.

Руководителям палат Олий Мажлиса (Н.Йулдошев, Н.Исмоилов) в следующем году рекомендуется подробно обсудить эти вопросы и принять программу практических мер.

В 2019 году в нашей стране состоятся очередные выборы в Олий Мажлис и местные Кенгаши. Мы уже сегодня должны начать всестороннюю подготовку, чтобы провести этот политический процесс, имеющий важнейшее значение в общественно-политической жизни нашей страны, на высоком уровне в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.

В-пятых, непрерывный диалог с народом и служение интересам человека должны стать не просто обязанностью, а жизненным принципом для руководителей всех уровней.

Организация прямого и открытого диалога с населением, создание условий для реализации права физических и юридических лиц на обращение к Президенту Республики

Узбекистан останется важной, неотъемлемой частью нашей деятельности и в новом году.

Уважаемые депутаты и сенаторы!

Вам хорошо известно, что в последние годы в нашей стране осуществляются широкомасштабные реформы по обеспечению верховенства закона и совершенствованию судебно-правовой сферы. Эти преобразования направлены на обеспечение интересов человека, его прав и свобод, расширение доступа к правосудию, совершенствование деятельности правоохранительных органов.

Я подробно говорил об этом на торжественном собрании, посвященном Дню нашей Конституции, поэтому хочу обратить ваше внимание лишь на приоритетные задачи в этой сфере.

Во-первых, необходимо продолжить совершенствование системы отбора кандидатов и их назначения на должности судей с целью обеспечения подлинной независимости судебной власти.

Следует привести систему формирования судейского корпуса в полное соответствие с принципом независимости судебной власти, обеспечить участие широкой общественности в этом процессе. Целесообразно, чтобы задачу отбора и назначения судей районных, городских и областных судов полностью взяло на себя судейское сообщество. При этом необходимо учитывать мнение общественности и предусмотреть вопрос отчетности судей перед народом.

Во-вторых, необходимо поднять на новый уровень работу по обеспечению мирной жизни и безопасности нашего населения, раннему предупреждению преступности.

В текущем году проделана большая работа в этом направлении. В частности, в целях создания работникам сферы достойных условий жизни и труда и их поддержки инспекторам профилактики предоставлено более 6500 служебных квартир, 1100 частных домов, 7 тысяч личных автомобилей. Строится 1800 домов для сотрудников Национальной гвардии.

Надо признать, что результатом нашей работы стало и то, что в 2018 году не было совершено ни одного преступления в 3520 махаллях. Но успокаиваться еще рано. Для того чтобы люди жили в мире и спокойствии, нужно формировать среду, свободную от криминала, по всей стране.

Передав ряд полномочий и функций нижним звеньям системы органов внутренних дел, мы должны превратить ее в современную действенную структуру по обеспечению правопорядка.

С этой целью мы будем широко внедрять в сферу научный подход и информационно-коммуникационные технологии. Каждый регион должен выработать свой собственный опыт раннего предупреждения и борьбы с преступностью и правонарушениями.

Министр внутренних дел, командующий Национальной гвардией и Генеральный прокурор несут персональную ответственность за повышение эффективности этой работы по всей республике.

Необходимо усилить стимулирование инспекторов профилактики и активистов махаллей, достигших позитивных результатов в борьбе с преступностью. Сотрудникам, добросовестно выполняющим свои обязанности, будут выплачиваться надбавки за счет средств нового специального фонда.

Настало время отменить должность «махалла посбони», действующего сегодня «для галочки». Вместо нее будет введена должность помощника инспектора профилактики по охране общественного порядка. На местах на нее будут назначаться активные граждане, квалифицированные юристы, умеющие разрешать вопросы с точки зрения закона.

Как бы это сложно ни было, мы обязательно должны повсеместно распространить принцип верховенства закона и неотвратимости наказания, не скрывать правду о преступлениях, а дать им справедливую оценку.

Необходимо воспринимать это как задачу не только органов правопорядка, а всего нашего общества и сплоченно вести жесткую борьбу с любыми противозаконными проявлениями.

В-третьих, следует продолжить совершенствование и либерализацию уголовного законодательства.

Действующие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы были приняты почти 25 лет назад. За прошедшее время многое изменилось, в том числе отношения в обществе, образ жизни, сознание, мировоззрение людей. Эти кодексы перестали отвечать требованиям сегодняшнего дня.

Как известно, в законодательстве при определении наказания предусмотрены отягчающие или смягчающие вину обстоятельства. Однако применение этих норм не должно зависеть от прихоти следователя или судьи, иными словами, от человеческого фактора. В противном случае нарушаются принципы законности и справедливости.

В связи с этим необходимо коренным образом пересмотреть уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Межведомственная комиссия под руководством Генерального прокурора должна в срок до 1 июля 2019 года подготовить новые проекты Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.

Уважаемые участники заседания!

Защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности нашей страны, дальнейшее укрепление мира и стабильности – залог всех наших успехов.
В этом направлении перед нами стоят следующие актуальные задачи.

Во-первых, необходимо и дальше повышать обороноспособность страны, укреплять потенциал наших Вооруженных Сил, формировать отечественный комплекс оборонной промышленности, быть готовыми отразить любые угрозы и вызовы.

Нужно довести до логического завершения начатые реформы по военно-экономическому обеспечению обороны страны.

Министерству обороны – в двухмесячный срок разработать программы развития предприятий, входящих в оборонно-промышленный комплекс.

Еще один важный вопрос. Необходимо усилить безопасность наших границ и повысить качество пограничного контроля, широко используя современные информационно-коммуникационные технологии.

Требуется еще больше внимания уделить укреплению боевого духа в Вооруженных Силах, воспитанию наших солдат и офицеров физически и духовно, гармонично развитыми личностями.

Важной задачей для нас является всестороннее совершенствование системы предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, в центре нашего внимания останутся вопросы экологической безопасности, рационального использования водных и других природных ресурсов.

Министерству водного хозяйства совместно с экспертами из стран нашего региона предстоит разработать предложения по рациональному использованию водных ресурсов Центральной Азии.

Как известно, вследствие Аральской катастрофы образовалась пустыня Аралкум площадью более 5,5 миллиона гектаров. Ежегодно с высохшего дна моря поднимается в воздух 100 миллионов тонн песка и соли. Это еще раз подтверждает глобальный характер проблемы высыхания Арала.

Создание при Организации Объединенных Наций многопартнерского Трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья стало большим достижением узбекской дипломатии.

Мы благодарны Генеральному секретарю ООН господину Антониу Гутерришу, структурам ООН и странам-партнерам за поддержку инициативы Узбекистана.

Особое внимание мы уделяем лесопосадкам на высохшем дне Арала. За годы независимости по всему Узбекистану были организованы лесопосадки более чем на 1 миллионе 220 тысячах гектаров, при этом свыше 400 тысяч гектаров из них приходится на Приаралье. Мы принимаем специальную программу, согласно которой в этом регионе в следующем году будет создано еще 500 тысяч гектаров зеленых насаждений.

Развернется новое строительство для улучшения условий жизни в городах и селах Республики Каракалпакстан. В частности, в Муйнакском районе будет возведен современный городок со всей необходимой инфраструктурой.

В-третьих, следует принять меры для дальнейшего повышения эффективности нашей внешнеполитической деятельности, в основу которой заложены принципы открытости, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

Для расширения политических и экономических отношений со странами мира нам необходимо открыть новые дипломатические представительства Узбекистана в зарубежных государствах, увеличить число их сотрудников.

В целях продвижения интересов нашей страны на международной арене необходимо совершенствовать законодательную базу внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности.

Кабинету Министров и аппарату Совета безопасности поручается до 1 апреля 2019 года разработать проект закона в данной сфере.

В следующем году мы продолжим активную внешнюю политику по дальнейшему развитию отношений дружбы и сотрудничества со всеми странами СНГ, в первую очередь с Российской Федерацией, а также с Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, странами Европейского Союза, Республикой Корея и Японией.

Мы придаем особое значение дальнейшему укреплению сотрудничества с государствами мусульманского мира, с которыми нас связывают общие историко-культурные и духовные ценности.

Исходя из этих целей мы намерены наполнить конкретным содержанием отношения с нашими партнерами во всех сферах, представляющих взаимный интерес.

В своей внешней политике мы опираемся на ясное и четкое стратегическое видение путей обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии.

Важным своим приоритетом Узбекистан определил выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений с соседними государствами, а также Турцией, Индией, Пакистаном и Ираном.

В этой стратегии особое место занимает Афганистан. Мы призвали международное сообщество поддержать позицию о необходимости начать процесс мирных переговоров под афганским руководством.

Следует подчеркнуть, что проведенная по инициативе Узбекистана в марте 2018 года Ташкентская конференция высокого уровня по Афганистану стала самым масштабным международным мероприятием в современной истории этой страны. Принятая по ее итогам Ташкентская декларация – своего рода Программа по установлению мира в Афганистане, в которой выражена консолидированная позиция участников форума.

Именно после этой конференции заметно активизировались международные усилия по запуску переговорного процесса с участием всех внутриафганских политических сил, включая движение «Талибан».

Узбекистан, со своей стороны, провел ряд важных переговоров с афганским руководством и представителями ведущих политических сил Афганистана, включая движение «Талибан». Все они признали, что Узбекистан может стать эффективным посредником в афганском урегулировании.

Хорошо известно, что важным условием стабилизации обстановки в Афганистане является его экономическое восстановление. В этом плане мы приступили к совместной реализации крупных проектов в Афганистане в сферах транспорта и логистики, энергетики, торговли и образования. Об этом свидетельствуют строительство Узбекистаном линии электропередачи Сурхан – Пули-Хумри, открытие Образовательного центра по обучению афганских граждан в городе Термезе, логистического центра с таможенным терминалом «Термез-карго», разработка проектов строительства железнодорожных линий Мазари-Шариф – Герат и Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.

Узбекистан будет и далее оказывать всестороннее содействие в урегулировании афганской проблемы. Для нас главным остается конечный результат – начало мирных переговоров и достижение национального примирения.

Уважаемые друзья!

Узбекистан всегда будет верен своим принципам в сфере межнационального согласия и религиозной толерантности.

В нашей стране будет уделяться первостепенное внимание укреплению атмосферы взаимоуважения, дружбы и согласия между представителями разных наций и конфессий. Это – наше самое большое богатство, и наш долг – хранить его как зеницу ока.

Как вы знаете, недавно на заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят важный документ – резолюция «Просвещение и религиозная толерантность». Инициатива о ее принятии была выдвинута Узбекистаном на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2017 года.

Широкая поддержка нашего предложения 193 государствами – членами ООН стала ярким подтверждением признания международным сообществом инициатив Узбекистана, что вызывает у нас чувство удовлетворения и гордости.

Пользуясь возможностью, хочу выразить искреннюю благодарность уважаемым послам зарубежных стран и представителям международных организаций, которые присутствуют на сегодняшнем заседании.

Дорогие соотечественники!

На новом этапе развития нашей страны каждый год связан с реализацией масштабных программ и проектов, все новыми достижениями, обретением новых знаний и опыта для обеспечения процветания Родины.

В новом году в нашей политической жизни мы введем новую практику. Учитывая, что настоящее Послание является главным документом для наступающего года, по каждому из определенных в нем приоритетных направлений Премьер-министр вместе с членами правительства будут ежеквартально представлять Законодательной палате и Сенату отчет о проделанной работе.

Данный процесс будет широко освещаться в средствах массовой информации. Это даст возможность нашим гражданам быть в курсе того, что делается правительством для выполнения поставленных в Послании задач. То есть – деятельности правительства оценку даст сам народ.

Все мы хорошо понимаем, что намеченные на 2019 год планы и программы выполнить будет, конечно, нелегко. Пока они изложены на бумаге, но нам предстоит превратить их в практические действия и реальные результаты, и для этого всем нам нужно упорно трудиться".

    Другие новости