1

ЧАСТИЧКА УЗБЕКИСТАНА В МУЗЕЕ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА В БЕРЛИНЕ

Культура 14.01.2019, 12:49
Теги: Медиа-проект "Культурное наследие Узбекистана", Музей, Германия
ЧАСТИЧКА УЗБЕКИСТАНА В МУЗЕЕ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА В БЕРЛИНЕ

В рамках Международного научно-культурного форум «Наследие Великого шелкового пути как мост между Узбекистаном и Германией», который состоится 15 января 2019 года в Берлине, пройдет и церемония открытия выставки книг-альбомов проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».

Сама выставка откроется в здании посольства Узбекистана в Берлине, а одним из важных ее моментов станет презентация иллюстрированной книги-альбома «Культурное наследие Узбекистана в коллекциях Германии» с приветственным словом Президента Узбекистана.

Данная книга-альбом представляет художественное наследие Узбекистана, хранящееся в музейных собраниях Федеративной Республики Германия.

Одним из таких музеев, представивших свои экспонаты для альбома, является Музей исламского искусства в Берлине, который с 1932 года размещается в Пергамском музее на Музейном острове и входит в состав Государственных музеев Берлина.

Музей исламского искусства в Берлине был основан Вильгельмом фон Боде в 1904 году как исламский отдел Музея кайзера Фридриха (ныне Музея Боде). Поводом для создания послужил фриз дворца в Мшатте, подаренный кайзеру Вильгельму II османским султаном Абдул-Хамидом II. Именно он вместе с переданными в музей Вильгельмом фон Боде 21 ковром легли в основу коллекции нового музея. Экспонаты музея охватывают все регионы и периоды, начиная с произведений искусства из мусульманской Андалусии и кончая шедеврами из Индии периода Моголов. Музей является одним из популярнейших в мире и в год его посещают более 300 тысяч человек.

Гордостью музея по праву являются такие экспонаты, как старейшие ковры из Испании, созданные в начале XIV столетия, когда там правили мусульмане, а также древние ковры из Анатолии. Здесь же хранятся прекрасные рукописи Корана, созданные во времена расцвета династии Сефевидов в XVI столетии в Иране. Каждое из этих произведений искусств по-своему уникально.

Располагает музей и небольшой коллекцией предметов из Узбекистана. Так, в 1905 г. бывшее Исламское художествен­ное отделение музея Кайзера Фридриха приобрело в Париже несколько фрагментов архитектурной керамики, которые были атрибутированы как «Средняя Азия». Это терракотовая угловая плитка, обрамлявшая нишу мавзолея Буйан-Кули-хана в Бухаре (конец XIV в.) и состоявший из семи соединенных блоков фриз с эпиграфическим декором с портала построенного в 1371/1372 гг. мавзолея Шади-Мульк Ага, расположенного в самаркандском комплексе Шахи-Зинда. Оба памятника отличаются рельефной резьбой тонкой работы, покрытой цветной глазурью. На образцах из музейной коллекции можно увидеть, как бирюзовая глазурь полностью покрывает рельефную поверхность плит. На одной из угловых частей фриза - изображение спиралевидного растительного побега с усиками и листьями в стиле ислими, на другом - изысканная арабская надпись, выполненная почерком куфи, на фоне растительного декора. В надписи повторяются слова Al-mulkli-llah («власть Бога»). Изящно выписанная белая вязь арабского письма на темно-бирюзовом фоне плиты придает законченность оформлению фриза.

В альбоме также представлена фигурная мраморная плитка в фор­ме звезды, декорированная узором, выполненным в низком рельефе, которую музей получил в дар в 1923 году. Сам узор представляет собой причудливую пятилепестковую розетку, расположенную на фоне звездчатой формы. Этот мраморный фрагмент некогда украшал, вероятно, медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде.

Упомянутые памятники (за исключением фрагментов мавзолея Буй- ан-Кули-хана) имеют отношение к эпохе Амира Темура и Темуридов.

Еще один артефакт - образец керамического декора, представленный в альбоме, имеет отношение к позднетемуридскому времени - концу XV в. Эта панель обладает необычной надглазурной люстровой росписью оранжевого цвета и проделала непростой путь, прежде чем попала в Музей. Первым ее покупателем был бывший директор музея Фридрих Зарре, который купил этот арте­факт в 1904 г. далеко от Узбекистана, в Алжире. В 1922/1923 гг. панель по­ступила вместе с другими его приобретениями в Музей. Изначально она была частью здания, заказчик возведения которого указывается в курсив­ной арабской надписи прямо на панели: темурид султан Абул-Музаф- фар Абу Сеид Бахадур хан. Причастность панели к какому-либо сооруже­нию на территории Узбекистана вполне возможна, так как упомянутый султан Абу Сеид, правнук Темура, правил Темуридским государством с 1451 по 1469 гг.

Эти и другие фрагменты архитектурного декора радуют сотни тысяч музейных посетителей, дают возмож­ность представить красоту строений средневековых городов Узбекистана, высочайший уровень мастерства зодчих и мастеров, работавших над их созданием. В 1998 г. к этой коллекции добавился еще один замечательный изразцовый фрагмент с самаркандского комплекса Шахи-Зинда, а именно - с портала построенного в 1386 г. мавзолея Эмир-Заде. Артефакт представляет собой крупную плитку на которой изображена стилизованная надпись с именем Пророка Мухаммеда. Переместившись с антикварных аукционов в музейные залы, этот артефакт уже в 1989 г. был представлен на выставке Музея исламско­го искусства в музейном центре Берлин-Далем и далее (после воссоедине­ния государственных музеев западного и восточного Берлина) - в Пергамском музее.

В 1925 году коллекция музея пополнилась 16 целыми керамическими сосудами и бо­лее 100 фрагментами посуды из Самарканда, которые поступили из российской коллекции. Несколько ящиков с тысячами фрагментов керами­ки прибыли в конце 1930-х гг. из берлинского Музея этнографии. Большая часть этих предметов происходит с руин Афрасиаба, городища древнего Самарканда. Часть фрагментов керами­ки была приобретена Адольфом Бастианом (1826-1905), руководителем Королевского этнографического музея (1876-1905). Среди всех этих сосу­дов и фрагментов были образцы Темуридской эпохи, но самая большая часть принадлежала более раннему, но не менее блестящему периоду в истории Узбекистана - периоду Саманидов и последующих династий, пришедших им на смену. С конца 1970-х гг. коллекция пополнялась новыми по­ступлениями с археологических объектов и из Музея этнографии. Это посуда, целая и фрагментированная, образцы архитектурного декора. С 2014 г. научная работа с этим обширным собранием ведется в рамках проекта сотрудничества с университетом Бамберга и Линден-музеем в Штутгарте.

Помимо этого музей располагает скромной коллекцией узбекского текстиля. Это сузани из Шахрисабза очень деликатной колористической гаммы, с гармоничной композицией и сузани, относящееся к известной группе вышивок «с боль­шим медальоном». Центральный медальон этого сузани вышит полностью, исходящие от него лучи дополнены растительными и геомет­рическими мотивами, а также изображениями маленьких кувшинов. Каждый из этих элементов имел определенное символическое значение. Все вместе они воспринимаются как гармонично звучащий гимн жизни. Ранее это сузани находилось в частном владении поэта Йоханнеса Р. Бехера, ко­торый в 1940-е годы в течение недолгого времени жил в Ташкенте. Гувер­нантка его сына использовала вышитое панно как покрывало на кровать. После войны поэт и его семья отправляются в Берлин, захватив сузани с собой. Среди всех известных «сузани с большим медальоном» берлин­ский образец занимает ключевое место благодаря его богатому декору и впечатляющему колориту.

Сурия МАГДЕЕВА

Комментарии

Книги серии «Архитектурная эпиграфика Узбекистана» переданы 340 школам Ташкента

01.05.2024, 17:52

1 мая в доме кино «Ренессанс» состоялся медиа-ивент «Архитектурная эпиграфика Узбекистана: свет из глубины веков». В рамках мероприятия состоялась торжественная церемония вручения сертификатов для безвозмездного получения...
В Ташкенте открылось новое здание музея, посвященного истории жизни японских граждан в Узбекистане

01.05.2024, 11:24

30 апреля состоялось торжественное открытие в Ташкенте нового здания музея «Памятная экспозиция о пребывании в 40-х годах граждан Японии в Узбекистане». В мероприятии приняли участие министр...
Книги «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» переданы штаб-квартире ЮНЕСКО

25.04.2024, 08:16

В штаб-квартире ЮНЕСКО при участии заместителя генерального директора ЮНЕСКО по культуре Эрнесто Оттоне и представителей Секретариата состоялась презентация 50-томного книги-альбома «Культурное наследие Узбекистана в собраниях...
Проект строительства музея Абу Райхана Беруни представлен главе государства

17.04.2024, 08:20

В  центре Берунийского района Республики Каракалпакстан запланировано создание музея Абу Райхана Беруни.  Инициативу озвучил глава государства в целях  увековечивания жизненного пути мыслителя и его неоценимого вклада...
Погода: Ташкент
Курсы валют