Автор и руководитель проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», заслуженный журналист Узбекистана Фирдавс Абдухаликов рассказал о сенсациях и открытиях Международного научно-культурного форума «Наследие Великого шелкового пути как мост между Узбекистаном и Германией» и о том, почему страны мира тратят миллионы долларов на пропаганду культурного наследия.
- Фирдавс Фридунович, так какое событие произойдёт в Берлине 15 января?
- Это событие, над которым ученые Узбекистана и Германии совместно работали два последних года. Главным событием 15 января 2019 года в столице Германии в здании посольства Узбекистана станет презентация книги-альбома «Культурное наследие Узбекистана в коллекциях Германии». Данная книга-альбом представляет художественное наследие Узбекистана, хранящееся в музейных собраниях Федеративной Республики Германия.
- Как начиналась работа над созданием этой книги?
- Всё началось с того, что 3 года назад мне посчастливилось посетить Рюсткамер в Дрездене. В сопровождении моих друзей доктора Маттиаса Рёсслера, председателя Парламента федеральной земли Саксония и доктора Томаса Кунце, руководителя представительства Фонда им.Конрада Аденауэра в Узбекистане, у меня была возможность увидеть замечательные коллекции узбекского холодного оружия - сабель и красивых ножей в оружейной палате Дрездена. Здесь я был восхищен искусным исполнением наших мастеров из разных эпох. Позже мне довелось посетить Музей исламского искусства в Берлине, где я увидел оригинальные коллекции керамики из древнего Самарканда, собранные здесь. Посещение немецкой национальной библиотеки окончательно натолкнуло к решению посвятить отдельную книгу из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» сокровищницам германских музеев и Национальной библиотеке Германии, в которых хранятся не только артефакты, но и уникальные рукописи, связанные с историей нашего народа. Так и началась работа по созданию 11-го тома из серии книг-альбомов, посвященных искусству Узбекистана. Мы совершили около 10 целевых поездок в ФРГ, первая из которых был 3 года назад. С идеями воплощения нашего проекта мы побывали с визитами практически во всех германских музеях. Это был очень длительный процесс, потому как для реализации проекта нужна была чёткая договоренность с руководством музеев Германии и главное их доверие.
- Как вас встречали в немецких музеях, как они отнеслись к проекту?
- Сразу стоит отметить, что все далось очень нелегко, так как немцы любят пунктуальность и при этом всё заранее тщательно планируют за годы вперед. Поэтому изначально, откровенно говоря, они отнеслись с недоверием к нашему проекту. В их глазах мы были представителями ННО, которые затеяли такой серьёзный, но очень трудно выполнимый проект даже для солидных госучереждений.
Немецкие ученые справедливо сомневались, потому что для реализации идеи требовалось не только большое количество финансовых ресурсов, но и высокая организация. К примеру, стояла задача в короткие сроки "поднять" из хранилищ немецких музеев наши культурные ценности и изучить их - а это крайне не просто. Ведь главная задача заключалась в том, что о коллекциях узбекского искусства должны были рассказать сами немецкие ученые.
- Не легче ли было сфотографировать эти материалы, сделать некий каталог и обратиться к нашим специалистам за информацией?
- Бесспорно. В Узбекистане есть эксперты, которые могут интересно рассказать об этом, но здесь важен один аспект. Ценность книг-альбомов в разы возрастает, когда именно сотрудники зарубежных музеев, эксперты, иностранные ученые непосредственно сами начинают заниматься изучением своих коллекций, связанных с искусством Узбекистана. Они включаются в новые исследования богатой узбекской культуры и, таким образом, за рубежом происходят новые открытия, и миру представляются неизвестные страницы нашей древней истории. Сталкиваясь с шедеврами произведений наших великих предков, ученые понимают, что эти коллекции должны быть непременно открыты широкому обществу. Таким образом, эти артефакты выставляются в музеях, что также является важным видом популяризации нашего культурного наследия. В этом и есть одна из сторон уникальности нашего проекта. Судите сами, в ходе работы над первыми 20 томами серии нам удалось объединить около 200 учёных по всему миру, и это не предел. В этом году мы планируем выпустить еще около 15 альбомов и порядка двух десятков фильмов, над которыми уже работают около 150 известных экспертов, исследователей, журналистов.
- Какой из немецких музеев был первым в вашем списке исследований?
- При определении списка музеев, с которыми нам предстояла большая работа, мы первым делом провели определенный анализ. Нам хотелось побывать во всех музеях и ознакомиться с их коллекциями. В их числе музеи городов Берлина, Гамбурга, Дрездена, Лейпцига, Любека, Штутгарта и другие. Одной из первых, кто вышел на контакт, была доктор Уте Франке, заместитель директора Музея исламского искусства в Берлине. Этот Музей является частью большого сообщества музеев в Берлине и в год его посещают более 300 тысяч человек. Так вот, в 1925 году коллекция Исламского музея пополнилась керамическими сосудами и фрагментами посуды из Самарканда, которые поступили туда из России. Еще несколько ящиков с тысячами фрагментов керамики прибыли в конце 1930-х гг. из берлинского Музея этнографии. Большая часть этих предметов происходила из руин Афросиаба - древнего Самарканда, который располагался в центре Великого шёлкового пути. Только представьте, сколько неизученного материала! Доктор Уте Франке смело взялась за исследование коллекции артефактов, относящихся к узбекской культуре и это было очень большой удачей для нашего проекта.
По воле судьбы, спустя ровно три года - в канун 2019-го, я уже в девятый раз посетил этот уникальный музей и вновь встретился с госпожой Уте Франке. На этот раз встреча была радостная и волнительная - мы подарили ей и директору Музея доктору Рихарду Хаасу пилотный вариант нашей книги, которая вызвала восторг у наших немецких коллег. Что может быть лучше - увидеть плоды своих трудов и исследований!
- Во время презентации новых альбомов в Берлине будут показаны и фильмы о коллекциях немецких музеев. Расскажите, как происходили съемки в Германии?
- Это был уже третий этап нашей работы. Мы с телегруппой, которую возглавляла известная телеведущая, журналист и искусствовед Шахноза Ганиева, дважды выезжали в Германию для съёмок музейных коллекций. Мы провели интервью с ведущими экспертами, изучающими исламскую культуру и историю Средней Азии. Были созданы 2 полноценных фильма о коллекциях музеев ФРГ, вобравших в себя широкий перечень культурных сокровищ узбекской земли. Благодаря просмотру данных фильмов, читатели и зрители могут расширить свое представление о богатой культуре и искусстве Узбекистана.
- Возникали ли у вас какие-то сложности во время подготовки нового издания?
- Многие коллекции нашего культурного наследия в музеях и собраниях мира не каталогизированы и не изучены. Дело в том, что, к сожалению, в связи с нехваткой специалистов по нашему региону в некоторых музеях наши коллекции в лучшем случае лежат в коробках на складах. Еще в одном случае - они представлены как предметы из других стран, имеющих отношение к Ирану, Афганистану... Примеров тому масса. В ходе поездки по музеям Германии мы столкнулись с ещё одной проблемой. Нам долго не хотел открывать свои двери музей Линдена в Штутгарте. Как выяснилось позже, в изданном в 1996 году этим знаменитым музеем каталоге «Наследники Шелкового пути», посвященном коллекции Центральной Азии, было представлено множество предметов из Узбекистана. Данный каталог и выставка, приуроченная к открытию данного собрания, были профинансированы известной немецкой компанией Mercedes-Benz, которая выделила музею Линдена около 1 миллиона долларов. Но в ходе нашей поездки мы обнаружили, что некоторые из предметов уже представлены в музейных экспозициях как происходящие с территории Ирана, Афганистана и других восточных стран. Точно так же во многих мировых библиотеках многочисленные шедевры рукописного искусства бухарской и самаркандской школ сегодня приписываются другим странам только потому, что они написаны на фарси. В этой связи мы снова обратились к ряду музеев Германии с предложением об изучении предметов, относящихся к культуре нашего народа и выпуске новой книги, где будут отмечены все предметы нашего искусства в немецких музеях.
- А чем связаны внесенные изменения в каталогах немецких музеев с указаниями о месте происхождения артефактов? Может это обыкновенный научный вопрос или вы считаете, что есть некий подтекст в этом?
- Конечно, это можно назвать научным вопросом. Но уверен, что за такого рода случаями скрываются не только рвение работников музеев восстановить научную справедливость. Уже имея 5-летний опыт работы над проектом «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», и побывав во многих музеях, мы убедились, что в мире сильнее и сильнее набирает обороты новый тренд в конкурентной борьбе между странами. Это борьба, в отличие от других видов соперничества, таких как информационная, идеологическая, экономическая, спортивная и другие, не носит открытый характер. Это соперничество за историческую значимость того или иного народа, если хотите соперничество за вклад народов в развитие мировой цивилизации. На этом фоне наблюдается скрытое перетягивание некоторыми странами имён великих личностей, трудов и рукописей древних философов и учёных, шедевров мирового искусства других народов. И переатрибутирование музейных артефактов под прикрытием научных исследований, на что, кстати, заинтересованные страны выделяют миллионы долларов, становится все больше и больше распространённым явлением.
На этом новом этапе развития нашей страны к нам пришло осознание того, что великие ученые, исторические личности, созданные ими открытия и бесценные предметы искусства, научные труды и манускрипты, внесшие вклад в развитие мировой цивилизации, всё это достояние не только всего человечества, но прежде всего достояние нашего народа и нашей земли. Говоря современным языком - это мощные бренды узбекского народа. И мы должны как зеницу ока не только беречь, изучать свою величайшую культуру и историю, но и широко это популяризировать.
- Разве это не делается сегодня государством? Ведь принимаются многочисленные программы и документы по этим вопросам, и мы видим также их исполнение?
- Вот здесь и главная ошибка мышления наших граждан. Мы все должны понимать, что эти вопросы - не только задача государства, и в частности Президента, который усиленно инициирует процесс изучения, сохранения и популяризации истории и культуры нашего народа. Это вопрос каждого из нас, граждан этой страны. На каких ценностях мы должны воспитывать наших детей и внуков? Конечно, в первую очередь, на духовных ценностях нашего мудрого народа. Как неоднократно подчеркивал руководитель страны, мы обязаны дать не только понять, но и главное осознать нашему молодому поколению, что они являются представителями великой земли и наследниками великих цивилизаций. И это не должно делаться старыми и изжившими себя методами нравоучительных бесед и бесконечных собраний, направленных на так называемую «промывку мозгов». Нам как можно скорее надо создавать и распространять медиа-продукцию, основанную на самых современных информационных технологиях, начиная от мультфильмов, компьютерных программ для детей вплоть до экшн и документальных фильмов, и, если хотите, блокбастеров, в которых тот же самый Джалолитдин Мангуберды разбивает наголову непобедимые армии Чингизхана или, в конце концов, снять правдивый фильм о настоящей дружбе таких великих людей, как Алишер Навои и Хусейн Байкара.
И в этой связи очень своевременна инициатива Шавката Миромоновича создать телеканал о нашей великой истории, который и должен производить или заказывать создание такого рода продукции.
- Не думаете ли вы, что появится очередной телеканал со своей определенной аудиторией ?
-Думаю, что Президент видит воплощение своего замысла не как очередной традиционный канал со своей местничковой аудиторией. Скорее всего, это некая мультимедийная мегаплатформа, призванная качественно, современно и масштабно производить или заказывать создание продукции не только о нашей великой истории, но и о истории культуры, искусства, наших традиций и обрядов и даже о современной истории развития нашей страны.
- Как это? Ведь речь идет об историческом канале?
- Да именно об историческом! Ведь мы уже сегодня все понимаем и заявляем, что создание нового Узбекистана - это не временная пиар компания, а огромный исторический процесс. Ведь прошло уже два года масштабных перемен в Узбекистане, а значит произошли значительные изменения в жизни каждого из нас. Но где и в какой медиа продукции этот процесс и его отдельные весомые части запечатлены и показываются? Уверен, что у зрителя вызовут огромный интерес фильмы о том, как создавались масштабные объекты, которых сегодня десятки и десятки по всей стране, как это делают ведущие в мире телеканалы типа Discovery или History Channel.
- Давайте вернемся к событию в Берлине. Итак, цель достигнута. Работа над книгой завершена и как её презентуете?
- В декабре 2018 года прошла презентация данной книги в рамках Международного медиа-форума проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», проходившего в Ташкенте. И теперь мы с гордостью готовы представить нашу книгу-альбом и фильмы 15 января на медиа-ивенте в Берлине. В этой связи, я хотел бы отдельно поблагодарить за финансовую и организационную поддержку этого мероприятия Кабинет Министров Республики Узбекистан. С их помощью сегодня в Берлине в первой половине дня проходит форум, с участием более 50 зарубежных экспертов, где ведущие ученые-искусствоведы Германии сами расскажут об исторических коллекциях великого узбекского искусства в музеях Берлина, Дрездена, Лейпцига и Штутгарта. А во второй половине дня пройдет торжественный вечер под названием «Узбекистан как сердце Великого шелкового пути».
Гостям вечера будет презентован 11-й том из серии книг “Культурное наследие Узбекистан в собраниях мира”, который посвящен собраниям музеев Германии. Эта издание войдет в историю книгопечатания Узбекистана как первая книга с использованием современных мультимедийных технологий, которую можно не только читать, но и видеть на своих смартфонах ее отдельные страницы, в том числе и с 3D эффектом.
Кроме того, 150-ти участникам и гостям вечера, в числе которых политики, ученые, работники СМИ Германии презентуют итоги об узбекско-германском сотрудничестве в области культуры и искусства. Итоговым событием медиа-ивента в Берлине станет Гала-ужин в национальном стиле, где гостям будут представлены лучшие блюда узбекской кухни, в частности, наш любимый узбекский плов. Вечер украсят яркие концертные выступления узбекского ансамбля «Мумтоз Наво», а также танцевальные номера коллектива «Jugendstern», действующего при культурном центре немцев Узбекистана. Однако, мы не хотим останавливаться на достигнутом. В наших планах издание отдельных книг по коллекциям наших рукописей в Берлинской национальной библиотеке и музее Линдена в Штутгарте, и до 2020 года выпустить отдельные фильмы по ним.
- Как удалось скоординировать весь этот масштабный проект, который наряду с прочими усилиями, подразумевает и финансовые затраты?
- Прежде всего это личное внимание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к вопросам бережного сохранения, обогащения и приумножения исторического, культурного и интеллектуального наследия узбекского народа. И в качестве примера, хочу отметить, что глава нашего государства, ознакомившись с книгой-альбомом, дал свою собственную оценку этой книге, посредством обращения к читателям на первой странице нашего нового издания.
Особо хочу подчеркнуть, что это яркий пример того, как в новом Узбекистане, государственные, общественные, международные организации, ученые мира объединяют усилия и достигают общих результатов. Сегодня в Узбекистане гражданское общество для реализации своих инициатив нуждается в поддержке не только государства, но и социально-ответственного бизнеса. В частности, одним из главных спонсоров проекта является международная нефтесервисная компания ERIELL, которая понимает, что важно поддерживать социально важные проекты не только деньгами, но и правильным менеджментом осуществления этих идей. Активная команда во главе с руководителем группы ERIELL Бахтиером Фазыловым обеспечила нас не только человеческими ресурсами, но и решила многие организационные вопросы. Иными словами, мы видим новый вид меценатства, когда компания, которая осуществляет свою деятельность по всему миру, объединила усилия всех своих подразделений, чтобы помочь вернуть шедевры богатого культурного наследия на свою историческую Родину в виде этих прекрасных книг альбомов и роскошных факсимиле.
Кроме того, мне бы хотелось выразить слова благодарности за оказанную помощь представительству Фонда им.Конрада Аденауэра в Узбекистане в лице доктора Томаса Кунце и председателю парламента федеральной земли Саксония (ФРГ) Матиасу Рёсслеру. Кроме того, я бы хотел поблагодарить за поддержку представителей государственных и общественных организаций, наших дорогих ученых и представителей и медиаструктур – всех тех, кому близка тема культурного наследия Узбекистана.
З.Турсунов