С этого момента многих жителей Узбекистана волнует вопрос что будет с музеем, как долго он будет находиться на реконструкции и кто будет ею заниматься. На все эти вопросы ответили представители Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры на состоявшейся на днях пресс-конференции в здании Агентстве информации и массовых коммуникаций.
В конференции приняли участие заместитель исполнительного директора Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Гаяне Умерова, представитель администрации президента Аббосжон Мирзорахимов, генеральный директор музея «Альбертина» (Вена), профессор Клаус Альбрехт Шрёдер, и основатель и генеральный директор компании «AltertivWeltAG» Эдриан Чиприан Барсан.
В августе прошлого года Президент Узбекистана подписал Постановление «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан», в соответствии с которым была утверждена Программа по реновации музеев. И одним из масштабных проектов в рамках данной программы станет реконструкция Государственного музея искусств Узбекистана.
- В целях реализации проекта по реконструкции Музея искусств Узбекистана 26 августа этого года в городе Осака (Япония) Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры подписал договор со студией «Tadao Ando Architects & Associates», руководителем которой является лауреат Притцкеровской премии, всемирно известный японский архитектор Тадао Андо. Согласно договору он вступит архитектором данного проекта в партнерстве со швейцарской компанией «AlternativWelt», которая будет вести контроль над реализацией музейного проекта, - отметила в своем выступлении Гаяне Умерова. – Программа реновации будет включать в себя не только реконструкцию, обновление архитектуры и технических активов, но также и концептуальное наполнение музея. Для этого была создана целевая группа, в которую вошли ведущие международные эксперты в области музейного дела, одним из которых является ведущий специалист по управлению, кураторству, ребрендингу музеев Клаус Альбрехт Шрёдер.
Можно привести большое количество примеров, когда музей и другие культурные институции становятся центральным элементом в стратегии города или района, который хочет перестроиться и показать всему миру свое новое лицо. Для Фонда развития культуры и искусства расширение и модернизация Государственного музея искусств обладает потенциалом реализации аналогичного эффекта в нашей стране. Реконструкция музея внесет значительный вклад в достижение ключевых целей, поставленных перед фондом, а именно – поддержке творческого межкультурного диалога, интеграции узбекского искусства в мировое культурное сообщество, а также освещение культурного, научного и технического потенциала страны, равно как и ее конкурентоспособности в этих сферах. Фонд реализует эти цели путем строительства новых культурных учреждений с международными стандартами, что не представляется возможным без сотрудничества с международными экспертами. При этом нам важно учитывать точку зрения общественности нашей страны. Реконструкция музея искусств будет проводится на основе прошлого опыта и одновременно с современным взглядом в будущее, чтобы поддержать гармоничный диалог между поколениями жителей Узбекистана. Министерство культуры Республики Узбекистан и Фонд развития искусства и культуры сформировали команду местных специалистов, которые помогут международным экспертам с локальным контекстом.
Также Гаяне Умерова отметила, что предварительную концепцию реконструкции музея Узбекистан получит в ноябре. После этого будут проводиться обсуждения с рабочей группой, в состав которой входят отечественные и зарубежные эксперты. В конце декабря команда Тадао Андо приедет в Ташкент, чтобы представить драфт обновлённой концепции. Сам архитектор приедет в Узбекистан в феврале 2020 года и поставит точку в первом этапе работы над проектом и даст старт самой реконструкции. Предварительно музей закроется на три года и, есть вероятность того, что после его открытия статус государственного у музея останется, а вот название эксперты планируют заменить на что-то более современное и благозвучное.
- Это первая пресс-конференция о реконструкции музея и это очень значимо событие, так как в течении 100 лет существования музея такой реконструкции, глобального изменения с привлечением зарубежных архитекторов, дизайнеров не было. Это очень большой проект, который осуществляет Фонд развития искусства и культуры и нужно отметить, что этот проект будет служить дальнейшему укреплению материально-технической базы музея, созданию условий для творческих личностей и посетителей музея. Это самый крупный музей не только в Узбекистане, но и в Средней Азии по состоянию коллекций и по количеству экспонатов. На сегодняшний день фонд музея насчитывает более 100 тысяч экспонатов – это искусство живописи Узбекистана, народно-прикладное искусство, зарубежный Восток, русское и западно-европейское искусство, - отметила в своем интервью директор музея искусств Узбекистана Васила Файзиева. – Музей искусств очень многое значит для Узбекистана, в особенности для тех людей, которые ведут свою деятельность в сфере искусства. Я хочу поблагодарить Правительство страны, руководство Фонда за особое внимание к нашему музею.
- Я до сих пор нахожусь под впечатлением от коллекции музея, которую я увидел. Это было настолько захватывающе и я был настолько впечатлен и спросил себя «Нуждаются ли люди Узбекистана, или создатели этого проекта к моем совете?». Думаю, что нет. Но, мне напомнило это о моей личной ситуации 20 лет назад, когда я стал директором музея «Альбертино» и на тот момент там было 20 тысяч посетителей в год, - говорит Клаус Альбрехт Шрёдер. - Я начал проект реновации музея и через два года после его открытия у нас был 1 миллион посетителей в год. это означает, что очень многое в музее было изменено.
Вызов сегодняшнего дня в том что люди, которые посещают музей ожидают намного больше, чем просто увидеть картины. Они ожидают дизайн музея, выставочных залов, инсталляции. То есть что-то, что будет влиять на их жизнь и обогащать ее интеллектуально, кто-то приходи в музей чтобы научиться чему-то. Поэтому важна не только коллекция музея, но и то, как она показана. Можно сказать, что это рама, в которой представлена коллекция. Ведь если картину поместить в неправильную раму, то можно разрушить эффект картины, а если рама подобрана правильно, то это делает ее влияние еще сильнее. То же самое и с архитектурой музея. Он нуждается в правильной архитектуре, продуманном дизайне.
Когда я услышал, что архитектором проекта будет Тадао Андо, я остолбенел. Считаю, что он единственный архитектор, который способен работать с прошлым и заниматься реновацией и модернизацией здания при этом уважая прошлое. Поэтому, когда я узнал, что он сейчас, в свои почти 80 лет хочет продумать проект реновации музея искусств Узбекистана с его прекрасными коллекциями, я просто позавидовал Узбекистану и очень горд, что могу быть здесь и принимать участие в этом проекте. Я считаю, что вы действительно должны реконструировать этот музей, ему необходима модернизация. Будьте храбрыми и готовыми смотреть в будущее. Вы должны работать с вашей коллекцией, но она не должна быть целью, она должна быть начальной точкой, чтобы идти дальше, развиваться, становиться лучше, идти вперед.
Музей «Альбертина» выступает домом для одной из самых ценных в мире коллекций графики и живописи. Он был капитально отремонтирован под руководством профессора Шредера в период с 1993 по 2003 год, после чего вновь открылся для посетителей. В процессе реконструкции выставочные залы были расширены с 150 м² до более 5000 м² и в настоящее время это самый технически-оснащенный музей, в здании музея которого есть и датчики дождя и роботы для перемещения произведений искусства в случае чрезмерного количества осадков. Музей был преобразован в соответствии со своей новой стратегией развития. В настоящее время его посещают до одного миллиона посетителей каждый год. С тех пор, как здание было открыто в 2003 году, в музее было представлено более 130 выставок и привлечено более 12 миллионов посетителей.
- Для Андо аутентичная архитектура – это не пространство, которое выражает себя через посредников, а место дающее опыт и конкретную форму. И он не заинтересован в эстетически идеальной архитектуре, его интересует бесстрашная архитектура, которая определяется победой над конфликтом, страданием и страхом, - подчеркнул Эдриан Чиприан Барсан. - Пожалуйста, не думайте о Тадао Андо как об архитекторе-разрушителе. Это человек, который понимает значение и важность истории. Цель проекта – создать здание, которое будет символизировать диалог поколений.
Сурия МАГДЕЕВА
19.04.2024, 15:11
Пресс-служба ГУВД опубликовала сюжет о задержании группы лиц, задействованных в схеме мошенничества, известной под названием "Алло, мама!". Напомним, в последнее время участились случаи мошенничества с помощью...19.04.2024, 08:13
21 апреля текущего года в Ташкенте пройдут марафоны «BYD-Tashkent International Marathon» и «Янги нафас». В связи с этим с 04:30 до 14:00 часов 21 апреля 2024...19.04.2024, 07:44
В рамках подготовки к осенне-зимнему сезону 2024-2025 гг. будут проведены ремонтные работы на 260-метровой сети горячего водоснабжения, проходящей по Малой кольцевой автомобильной дороге в Юнусабадском...18.04.2024, 15:54
В соцсетях появилось видео, как 15 апреля неизвестные в масках ночью с помощью специальной строительной техники на 8-м квартале Юнусабадского района города Ташкента умышленно уничтожали...