1

Кто должен известить о сроке поверки счетчика или вновь о наболевшем вопросе...

Обзор 18.02.2020, 11:31
Теги: Потребитель, ЖКХ-сфера, Документы
Кто должен известить о сроке поверки счетчика или вновь о наболевшем вопросе...

В октябре 2019 года на страницах нашего еженедельника была опубликована статья под названием «Поверка счетчика горячей воды: стоит ли ждать уведомления?» о правильной поверке прибора учета горячей воды, в которой на вопросы редакции ответил директор ГУП «Тошиссиккуввати» Тулкун АНВАРОВ. 

 

Правомерно или неправомерно?

В частности, в статье был поднят и наболевший вопрос о том, должен ли производиться перерасчет и вестись начисление по количеству прописанных в квартире людей, если потребитель вовремя не поверил счетчик. Так, на вопрос «Является ли виноватым потребитель, если он в срок не поверил счетчик ввиду того, что не получил уведомление от ГУП «Тошиссиккуввати», Тулкун Исмаилович ответил: «В случае отсутствия у потребителя уведомления об окончании срока поверки ИПУ ГВ со стороны ГУП «Тошиссиккуввати» производить начисление по количеству прописанных людей неправомерно». Но спустя время после выхода материала ГУП «Тошиссиккуввати» обратилось в редакцию с официальным письмом, в котором было сообщалось, что в данном ответе была допущена техническая ошибка, и следует читать вместо слова «неправомерно» - «правомерно».

Также в письме отмечалось, что в Правилах оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Кабинета Министров РУз «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг» за № 194 от 15 июля 2014 года,  есть пункт 56, в котором говорится, что «В случае обнаружения повреждения индивидуальных приборов учета, срыва или нарушения целостности их пломб, а также при истечении срока поверки Потребитель обязан немедленно поставить об этом в известность Поставщика. По данному факту сторонами составляется соответствующий совместный акт с последующим принятием решения об устранении нарушений в работе индивидуальных приборов учета, а также проведении плановой поверки».

Данная поправка заставила усомниться редакцию в правильности такой трактовки ответа и для разъяснения мы обратились в ряд компетентных инстанций с просьбой разъяснить данную ситуацию. Дело в том, что некоторое время назад в социальных сетях, а также в Телеграм-каналах потребители жаловались, что узнавали о том, что им ведется начисление не по  прибору учета, а по количеству прописанных  человек в связи с тем,  что у счетчика прошел срок поверки, но никаких уведомлений от ГУП «Тошиссиккуввати» они не получали.

Важно отметить, что практически все инстанции в своих ответах руководствуются «Правилами оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах», утвержденных вышеуказанным постановлением Кабинета Министров РУз, а также Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по установке, снятию и поверке приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды»за №698 от 20 августа  2019 года. 

 

Ответ Министерства финансов РУз

Вот как прокомментировал данную ситуацию Ёркин ТУРСУНОВ, заместитель министра финансов:

- Данный вопрос поднимался еще весной  2019 года,  и тогда в ответ на письменный запрос ГУП «Тошиссиккуввати» Министерством финансов 5 апреля 2019 года было направлено письмо в адрес ГУП «Тошиссиккуввати» и копии - Министерству жилищно-коммунального обслуживания и Министерству юстиции с разъяснением позиции Министерства финансов с учетом требований действующих нормативно-правовых актов.

* В соответствии с требованием пункта 61 «Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах» Поставщик обязан до истечения установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета заранее (не менее, чем за 10 календарных дней) направить Потребителю уведомление об истечении предельного срока эксплуатации индивидуального прибора учета.

* В соответствии с пунктом 56 настоящих Правил в случае обнаружения повреждения индивидуальных приборов учета, срыва или нарушения целостности их пломб, а также при истечении срока поверки Потребитель обязан немедленно поставить об этом в известность Поставщика.

* В пункте 57 указано что в случаях непредупреждения о повреждении приборов учета согласно порядку, оговоренному в пункте 56, в течение суток, расчет за тепловую энергию производится по количеству прописанных (проживающих) людей до проведения поверки с момента последнего фиксирования показаний исправного прибора учета горячей воды. Согласно требованиям данных пунктов потребитель обязуется поставить в известность поставщика о визуальном обнаружении физических повреждений приборов учета и установленных на них пломб.

* В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О метрологии» поверка средств измерений выполняется с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Истечение срока поверки приборов учета горячей воды не является причиной считать их поврежденными и неработоспособными.

* В соответствии с пунктом 58 Правил поставщик обязан один раз в квартал проводить обследование системы отопления и горячего водоснабжения потребителей, сверять со своими данными правильность снятия потребителями показаний индивидуального прибора учета и предоставления ими сведений о потребленном объеме горячей воды.Во время проведения данных обследований у представителя поставщика имеется возможность уведомить лично  потребителя о приближении (истечении) предельного срока эксплуатации индивидуального прибора учета.

Кроме того, в соответствии со статьей 21 Закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» «Условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Если в результате их применения потребителю нанесены убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом).

Примечательно также то, что согласно пункту 69 Правил: 

- до истечения установленного предельного срока эксплуатации прибора учета организация ВКХ  (организация, осуществляющая отпуск воды из системы коммунального водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему коммунального водоотведения и эксплуатирующая эти системы)  или Бюро принудительного исполнения заранее (не менее, чем за 30 календарных дней) направляет потребителю уведомление по форме, указанной в договоре (по почте, нарочно, по электронной почте, через социальные сети и т. д.), о наступлении срока поверки приборов учета, указав контактное лицо, адрес, номер телефона и электронной почты.

- в случае если организация ВКХ или Бюро не уведомили потребителя в порядке, определенном абзацем первым настоящего пункта, запрещается перерасчет потребленной всеми группами потребителей воды по прибору учета, у которого истек срок поверки.

Более того, «истечение срока поверки прибора учета» не является «истечением срока его годности» - срок годности определяется заводом-изготовителем и подтверждается метрологическими службами в установленном порядке, и на практике он составляет более длительный период времени, чем межповерочный интервал. 

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах»:

- нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно­-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу;

- в случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой.

Исходя из вышеизложенного, считаем неправомерным произведение расчетов за использованную горячую воду по числу прописанных (проживающих) в квартире жителей в случае несвоевременного проведения госповерки индивидуального прибора учета горячей воды потребителем вследствие не направления уведомления об истечении предельного срока эксплуатации прибора учета теплоснабжающей организацией.

 

Ответ Министра жилищно-коммунального обслуживания РУз

Гофир Джамалов, заместитель министра жилищно-коммунального обслуживания РУз:

- Взаимоотношения поставщиков и потребителей тепловой энергии в многоквартирном жилом фонде регулируются требованиями «Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах», утвержденных ПКМ № 194 от 15 июля 2014.

Указанными правилами закреплены права и обязанности сторон, участвующих в вопросе поставки и потребления тепловой энергии и отмечено, что: «до истечения установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета Поставщик заранее (не менее чем за 10 календарных дней) направляет Потребителю уведомление об истечении предельного срока эксплуатации индивидуального прибора учета, оговоренного в договоре в установленном порядке».

В то же время в пункте 7 постановления Кабинета Министров РУз «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по установке, снятию и поверке приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды» от 20 августа 2019 года (далее - ПКМ № 698) говорится :«Поставщик за 30 дней до окончания периодической поверки должен письменно уведомить потребителя об окончании срока поверки индивидуального прибора учета горячей воды. Не извещение потребителя со стороны поставщика в установленном порядке о необходимости проведения поверки прибора не влечет ответственности потребителя при несвоевременном проведении поверки прибора».

Поэтому считаем необходимым в вопросах проведения периодической поверки приборов учета горячей воды руководствоваться вышеназванными документами.

Вместе с тем, важно отметить, что в соответствии с ПКМ №698 от 20 августа 2019 года в целях уточнения существующих норм и пунктов Правил Министерством жилищно-коммунального обслуживания готовится проект постановления Кабинета Министров РУз «О внесении изменений и дополнений в Правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах».

 

Ответ Министерства юстиции РУз

Умид ШАДИЕВ, заместитель начальника Управления защиты прав человека Министерства юстиции РУз:

- В Правилах оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах, утвержденных ПКМ № 194 от 15 июля 2014 года, указано, что в период проведения поверки или ремонта индивидуальных приборов учета, расчет за горячее водоснабжение производится для потребителей в течение 30 календарных дней с момента снятия по среднесуточным показаниям индивидуальных приборов учета за три предыдущих месяца. Однако данными Правилами не предусмотрен порядок расчета за горячее водоснабжение в случае несвоевременного уведомления потребителя поставщиком об истечении установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения.

Вместе с тем согласно пунктам 69 и 70 вышеназванных Правил в случае, если организация ВКХ или Бюро не уведомили потребителя в порядке, определенном абзацем первым настоящего пункта, запрещается перерасчет потребленной всеми группами потребителей воды по прибору учета, у которого истек срок поверки.

Организация ВКХ и Бюро ответственны за своевременное проведение поверки приборов учета, раннее оповещение потребителей о ее проведении, снятие/установку, контроль показаний приборов учета.

Статьей 5 Гражданского кодекса предусмотрено применение аналогии закона, согласно которой применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон.

С учетом вышеизложенного и аналогии закона, по мнению Министерства юстиции, не допускается перерасчет потребленной потребителем горячей воды по прибору учета, у которого истек срок поверки, в случае несвоевременного уведомления потребителя поставщиком об истечении установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета.

 

Ответ Антимонопольного комитета Республики Узбекистан:

В соответствии с пунктом 7 Административного регламента оказания государственных услуг по снятию, поверке и установке прибора учета (счетчика) питьевой и горячей воды, утвержденного ПКМ № 698 от 20.08.2019 г.:

- снабжающее предприятие за 30 дней до окончания срока действия периодической поверки прибора учета письменно предупреждает заявителя о необходимости проведения периодической проверки прибора учета; 

- отсутствие в установленный срок официального предупреждения заявителя со стороны снабжающего предприятия снимает с заявителя ответственность за несвоевременное проведение поверки прибора учета.

С учетом вышеизложенного, в случаях не уведомления потребителей об истечения предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета, расчеты осуществляются по показателям индивидуального прибора учета.

 

Ответ Агентства государственных услуг

Хусан ОЧИЛОВ, начальник управления г. Ташкента Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции РУз,  советник юстиции  I класса:

- В октябре прошлого года ГУП«Тошиссиккуввати» было направлено письмо управлению г. Ташкента Агентства госуслуг, где руководством предприятия признается факт нарушения, а именно, что со стороны ГУП «Тошиссиккуввати» не выполнены требования п.61 Правил по уведомлению потребителей. В порядке исключения было принято решение произвести перерасчет тем потребителям, которым не были направлены уведомления (Приказ № 180 от 30.04.2019 года «О перерасчете произведенных начислений за горячую воду потребителям с истекшим сроком госповерки ИПУ ГВ»), и таким образом в апреле 2019 года 49665 потребителям был сделан перерасчет на сумму 34,55 млрд сумов.

 

ГУП «Тошиссиккуввати»: «Если уведомления нет - начисление по количеству прописанных человек не производится»

А вот что по этому поводу, отстаивая свою точку зрения, говорит Тулкун АНВАРОВ, директор ГУП «Тошиссиккуввати»: 

- Взаимоотношения между потребителями тепловой энергии и поставщиком регулируются «Правилами оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах», утвержденными ПКМ № 194. На сегодняшний день ответственность за уведомление, согласно этим правилам, ложится и на поставщика, и на потребителя. Так, пункт 56 данных Правил гласит, что «в случае обнаружения повреждения индивидуальных приборов учета, срыва или нарушения целостности их пломб, а также при истечении срока поверки Потребитель обязан немедленно поставить об этом в известность Поставщика». А пункт 61 гласит, что до истечения установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета Поставщик заранее (не менее, чем за 10 календарных дней) направляет Потребителю уведомление об истечении предельного срока эксплуатации индивидуального прибора учета». То есть это взаимная ответственность между потребителем и поставщиком, при этом пунктом 43 данных Правил устанавливается конкретный порядок производства начисления исключительно в случаях несвоевременной поверки приборов учета горячей воды, установлен однозначно,  без всяких оговорок и исключений: «При несвоевременной поверке приборов учета горячей воды начисление поставщиком тепловой энергии производится до момента поверки по жилым помещениям - по количеству прописанных (проживающих) людей до проведения поверки с момента последнего фиксирования показаний исправного прибора учета». То есть прибор учета имеет свой срок поверки, и на следующий день, как ее срок прошел, независимо от того, по чьей вине это произошло, начинаются начисления по количеству прописанных (проживающих) людей.

И я скажу, что в этой ситуации виноваты обе стороны - и поставщик, и потребитель привлекаются к ответственности -в нашем ведомстве кто-то уволен, кто-то оштрафован. Мы уведомляем потребителей о подошедшем сроке поверки и осуществляем это путем почтового извещения. Проконтролировать, дошло ли уведомление до адресата, - уже не в наших возможностях. К тому же нередки случаи, когда потребители отказываются взять уведомление от инспектора и расписаться в его получении. Есть факты, когда человек отказывался от своей подписи и в суде. 

Также хочу отметить, что, начиная с 6 февраля 2019 года, со дня назначения на данную должность, я стараюсь регулировать данный процесс - выдачу уведомлений. У нас есть база данных, где есть все данные о каждом абоненте, каждый район отслеживается, и если подходит срок поверки, мы отправляем потребителю уведомление. Если у потребителя есть уведомление, а счетчик так и не прошел поверку, то начисление производится по количеству прописанных в квартире людей. Если же уведомления нет - то начисление не производится. 

Хотелось бы обратиться к жителям, проживающим в многоквартирных домах города Ташкента: уважаемые потребители, приборы учета горячей воды являются вашей собственностью, относитесь внимательно к своему имуществу, не жалейте нескольких минут своего времени и проверьте сроки поверки своих приборов учета. Тогда ни у ГУП «Tошиссиккуввати», ни у потребителей не будет никаких проблем по этому вопросу

P.S. Подводя итог всему вышеизложенному, а также учитывая ответы всех инстанций, можно сказать, что данная ситуация получилась из-за несоответствия пунктов документов, регламентирующих взаимоотношения потребителя и поставщика. Именно поэтому  ответственным министерствам и ведомствам, в частности, Министерству жилищно-коммунального  обслуживания РУз и хокимияту города Ташкента, которому непосредственно подчиняется ГУП «Тошиссиккуввати», было рекомендовано пересмотреть Правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах и Административный регламент оказания государственных услуг по снятию, поверке и установке прибора учета (счетчика) питьевой и горячей воды, чтобы  все пункты данных  документов не противоречили друг другу, а четко формулировали  одни и те же правила, понятные  и для потребителя, и для поставщика, чтобы впредь не возникало  таких спорных  ситуаций.

Подготовила Сурия МАГДЕЕВА

Комментарии

Гость 20.01.2022, 18:33
Можно было бы без уведомления приходить снимать на поверку,без бумагомарательства ,всем проще было бы.
ГостьСомова А.В. 30.07.2021, 10:43
В базе данных иссиккувати на мой адрес и мою фамилию внесли чужой номер счётчика,номер сертификата и показания. Кто и где могут исправить ошибки? В Мирабабском сказали,что не могут это сделать. Как быть?
ИбрагимАзиз 19.02.2020, 15:17
При проверке счетчиков идет махинация. В лаборатории из 30 счетчиков бракован 25. И за ремонт дополнительно требует 30 тысяч. Мой газовый счетчик за четыре года 500 куб.м. не куритиль. Сказали что у кого то новый счетчик 0.0000 дома ни кого не живёт тоже браковали. Они это специально делает.
Главы Узбекистана и Таджикистана подписали Договор о союзнических отношениях

18.04.2024, 16:39

По итогам прошедших переговоров на высшем уровне Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев и Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подписали Договор о союзнических отношениях. Кроме того, в...
«Худудгазтаъминот» в свете повышения тарифов посоветовал установить автоматические газовые горелки

18.04.2024, 16:17

В связи с повышением тарифов на услуги газоснабжения АО «Худудгазтаъминот» попросило потребителей внимательно сверять показания на табло приборов учета газа и в персональном кабинете абонента...
В Veolia Energy Tashkent объяснили, почему раскопали трубопровод на улице на Чиланзаре

18.04.2024, 13:23

 Veolia Energy Tashkent меняет 424 метра сетевого трубопровода диаметром 400 мм по улице Чупонота Чиланзарского района. Работы позволят увеличить надежность подачи горячей воды и отопления для...
Глава "Юксалиш" призвал обеспечить открытость расходов на модернизацию энергоотрасли

18.04.2024, 12:37

Председатель движения «Юксалиш», депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Бобур Бекмурадов призвал при внедрении рыночных механизмов при расчетах за электроэнергию и газ учитывать некоторые моменты.  Напомним, постановлением...
Погода: Ташкент
Курсы валют