ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УТЕРЯН КАДАСТР

Общество 01.08.2016, 11:26
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УТЕРЯН КАДАСТР

Не раз в нашу газету обращались читатели с вопросами, касающимися оформления документов в службе кадастра после их утери. Некоторые уверены, что последнее влечет за собой такие непоправимые последствия, как мошенничество, отчуждение собственности обманным путем и многое другое. О том, как на самом деле решается этот вопрос и что необходимо делать, чтобы не попасть в затруднительное положение, нам рассказал руководитель юридического отдела Государственного комитета РУз по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Джахонгир ЮЛДАШЕВ.

 

- Джахонгир, как должен действовать гражданин, потерявший кадастровые документы? С чего начинать? Многие считают, что с уплаты штрафа.

- Кадастровые документы после их утери вполне реально восстановить быстро и без проволочек. При этом штрафные санкции для лиц, допустивших пропажу, не предусмотрены. А вот в случае их несвоевременной государственной регистрации Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности предусмотрена ответственность в виде

 

Дубликат или новый кадастр?

 

- Существуют ли какие-либо сроки восстановления утерянных кадастровых документов?

- Сроки зависят от того, какой вид восстановления документов предпочитает заявитель: дубликат или новый кадастр.

Дубликат - это лишь копия утерянного документа, на каждом листе которого будет проставлен соответствующий штамп. Его выдача осуществляется бесплатно в течение трех рабочих дней.

 

Новый кадастр оформляется в более продолжительные сроки (от 7 до 15 дней), за него взимается госпошлина (сколько) в зависимости от площади объекта. Заметьте, не земельной территории, а именно фактической площади недвижимости. Это касается как жилых, так и нежилых помещений. 

 

- В каких же случаях оформляется дубликат, а когда выдается новый кадастр?

- По желанию заявителя ему будет выдан или тот или другой документ. Право выбора - за владельцем, но важно знать, что его предпочтение может отразиться в первую очередь на последующих действиях, касающихся сделок с этой недвижимостью. Нотариус вправе отказаться от оказания услуги по оформлению купли-продажи или дарения, если ему будет представлен дубликат. По ряду причин он может потребовать оригинал кадастра.

- По каким же именно причинам?

- Если появляются спорные вопросы, которые ставят под сомнение оформление сделки. Когда хозяин имущества - один, у нотариуса, как правило, они не возникают. Но представьте, что у дома несколько совладельцев и, соответственно, кадастров, а один из совладельцев потерял свой документ. В этом случае ему лучше сделать не дубликат, а новый кадастр, так как в случае дальнейшей продажи нотариус будет требовать именно его.

Дело в том, что в дубликат нельзя внести никаких изменений, произошедших с вашей недвижимостью. Перестройка, перепланировка, новые замеры, перестроение, захват, самовольные постройки, а может, вообще имел место какой-либо снос - нотариусу важно знать обо всем, что происходило с жильем за весь период вашего собственничества. А это можно увидеть только в кадастре. Поэтому сделку с дубликатом ни один нотариус оформлять не будет. Отсюда тенденция: большая часть обращений при утере именно за получением нового документа.

 

Какие документы необходимы?

 

- Что для этого необходимо предоставить?

-  Прежде всего владелец утраченного кадастрового документа дает объявление об этом в печатные СМИ (газету, журнал). Затем, обращаясь в районные службы кадастра, предоставляет газетное объявление вместе с заявлением об утере, на основании чего документ аннулируется. Затем следует написать заявление на восстановление, представить список утраченных документов, копию паспорта.

 

- Кто из работников службы кадастра имеет право принимать заявления и рассматривать вопросы?

- У нас действует принцип «Единого окна», то есть посетитель имеет дело только с одним человеком. Ему не приходится вместе со своей документацией обходить все инстанции, скитаться от одной двери к другой, выстаивать очереди, просить о приеме. Все делается без его участия. Он только сдал и забрал в назначенный срок.

 

Почему могут не выдать?

 

- В каких случаях ваша организация может задержать выдачу нового кадастра?

- Без причины такого быть не может, только в случае возможных разногласий между владельцами собственности, о которых известно нашим сотрудникам. Тогда оформление приостанавливается до их устранения. Также возможна задержка, если у хозяина есть самовольно захваченный земельный участок или постройки.

 

- И как решается проблема в этом случае?

- При всех районных хокимиятах создана комиссия во главе с первым заместителем хокима района, которая уполномочена решать вопросы по самовольным постройкам и захваченным земельным участкам. Затем составляется заявление в (какой?) суд о привлечении незаконопослушных владельцев к административной ответственности либо в гражданские суды для устранения этих построек и освобождения захваченных земельных участков.

По закону мы в установленные сроки обязаны выдать кадастр, поэтому вносим и учитываем все фактические параметры недвижимости, отражаем в документе все постройки, даже незаконные. И в течение 10 дней передаем сведения данной комиссии.

Она может посчитать, что есть возможность сделать данную территорию или пристройку законной. Для такого действия нужны определенные причины, оправданные законодательством.

 

- Что это за причины?

- Например, если  в течение 15 лет человек, не являясь владельцем, добросовестно оплачивает данное имущество, налоги, не ущемляет права третьих лиц, т.е. соседей, совладельцев, то он вправе узаконить данную постройку, но только после решения суда.

 

Перестройку, перепланировку, новые замеры, перестроение, захват, самовольные постройки, а может, и какой-либо снос можно увидеть только в кадастре. Поэтому сделку с дубликатом ни один нотариус оформлять не будет.

 

О возможных рисках

 

- А теперь главное: чем может грозить утеря документов?

- У людей, потерявших документы на дом или квартиру, прежде всего появляется страх, что ими воспользуются в мошеннических целях. Но бояться нечего, есть определенные правила, которые исключают такую возможность. Человек, нашедший ваш кадастр, не сможет переоформить дом или квартиру на себя, поскольку все действия с этим документом будут требовать только присутствия владельца недвижимости. Либо его уполномоченного лица, имеющего на руках нотариально оформленную доверенность. А юридическое лицо получает документы только на представителя, на которого данный объект нотариально оформлен.

А вот кого стоит опасаться, так это… себя. Точнее, такого человеческого фактора, как халатность. Приведу пример из практики. Допустим, гражданин приобрел квартиру, но не поторопился оформить на себя право владения. Продавец данного жилья, зная об этом, способен совершить махинацию. Учтите, что пока недвижимость не оформлена юридически, в регистрационных органах сведений о ее продаже нет. В этом случае бывший владелец может подойти и сказать: «Я утерял свой документ, сделайте мне новый кадастр или дубликат», а после получения такового - пойти и оформить другую сделку. Конечно, в суде новый хозяин квартиры отстоит свои права, но сколько нервов и средств будет потрачено! А ведь виноват он сам. Поэтому законом предусмотрены официальные сроки - в течение месяца. А затем, как говорилось выше, штраф, и все это для блага самого же владельца.

Таким образом, не стоит бояться, что утерянным документом кто-то воспользуется. У нас все продумано и отлажено, поэтому в случае утери не стоит волноваться. Просто делайте все вовремя, тогда вы не оставите ни одного шанса аферистам.

 

 

Если гражданин приобрел квартиру, но не поторопился оформить на себя право владения, продавец данного жилья, зная об этом, способен совершить махинацию. Учтите, что пока недвижимость не оформлена юридически, в регистрационных органах сведений о ее продаже нет.

  

Записала Ольга ФАЗЫЛОВА

 

Доп.вопросы.

 

Что касается перепланировки квартир. Сегодня многие выносят на балкон кухню. Или объединяют санузел. Как в этом случае это оформить законно?

 

Наказывается ли когда первые этажи делают самовольный вход через балкон и огораживают двор. Есть ли легальный порядок таких действий?

 

Комментарии

Гость 01.07.2022, 22:48
Что делать если есть кадастр,но нет справки о выделении земли владельцу,задолжности по налогам за землю нет,прошу разъяснения
Максим 14.09.2021, 12:47
Утерян кадастр жилья, а тоесть, жил мой дядя, бабулен брат, он уехал в казахстан и умер, дом никому не завещал, жил мой дед 15 лет, дедушка тоже умер, топерь живу я, документов нету на дом, что мне делать в данной ситуации!? Подскажите пожалуйста, долгов никаких за дом нет, все своевременно уплачено! +998999886502. Спасибо огромное.
Дилбар 15.07.2021, 22:05
Утерян кадастр собственного двора с чего начать
Гость 28.04.2021, 14:22
можно номер
Погода: Ташкент
Курсы валют