1

Внедрят ли практику сортировки мусора в Ташкенте: интервью с замглавы ГУП "Махсустранс"

Обзор 16.01.2021, 13:03
Теги: Ташкент, Экология
Внедрят ли практику сортировки мусора в Ташкенте: интервью с замглавы ГУП "Махсустранс"

Все мы хотим жить в чистом и красивом городе. Но, к сожалению, не все из нас достаточно хорошо экологически воспитаны, чтобы не выкинуть мусор куда попало, не найдя урны на улице, или донести пакет с бытовыми отходами до места назначения, а не бросить его в арык возле дома, а потом с возмущением говорить: «Куда смотрит ТЧCЖ и «Махсустранс»?!». 

 

Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. 

Как сегодня обстоят дела с уборкой, а вернее, вывозом мусора, будет ли в Ташкенте внедряться проект по разделению мусора и эффективны ли подземные контейнеры - об этом мы побеседовали с заместителем управляющего ГУП «Махсустранс» Шерзодом КАТТАХОДЖАЕВЫМ.

Где урны?

- Шерзод Иргашевич, сегодня многие горожане недоумевают, почему в городе мало урн, а если они есть, то всегда переполнены. Кто занимается установкой и очисткой урн в городе? 

- К сожалению, сегодня многие люди, не зная специфику нашей работы, обвиняют именно нас в отсутствии урн. Но их установка и очищение - это работа управления благоустройства. Мы же являемся транспортной компанией, которая ВЫВОЗИТ мусор. Чтобы было понятно, я расскажу о видах работы нашего предприятия. 

У нас 4 вида сбора мусора. Первый вид - сбор из мусоросборочных пунктов (МСП), которые мы организуем возле многоэтажных домов. Второй вид - сбор мусора с организаций и предприятий, с которыми мы заключаем договоры. На основе договора мы устанавливаем в организации контейнер, который освобождается нами согласно утвержденному в договоре графику. Третий вид - сбор мусора в махаллях, где нет МСП, где наши машины работают сигнальным методом, приезжая в махаллю также согласно утвержденному графику (обычно это бывает два раза в неделю). И четвертый вид сбора мусора - это уличный подбор нашими дежурными машинами обычно на больших улицах. Не так давно мы стали устанавливать большие контейнеры вдоль центральных дорог, чтобы автомобилисты не выкидывали мусор из окна машины, а могли подъехать к контейнеру и выкинуть мусор туда. 

Если говорить о территориях парков, аллей, территорий возле многоэтажных домов - мы их не обслуживаем, этим занимается управление благоустройства (или та организация, за которой закреплена территория), оно же устанавливает маленькие урны на улицах и следит за их очищением. Мы же на основе договора, например, с парком или ТЧCЖ можем предоставить им большие контейнеры (на 770 и 1100 литров), куда складывается мусор из маленьких урн, и забирать их. У нас нет такого количества персонала, который мог бы ходить и следить за этими урнами. 

Если говорить о махаллях, то там проблема в том, что никто не хочет, чтобы возле его дома находилась урна или большой контейнер, начинают его передвигать. Из-за этого мы не можем определить точку дислокации контейнера, материальная ответственность за который лежит на нашей организации, а каждый такой контейнер стоит около 350 долларов. Поэтому мы не можем ставить эти контейнеры где попало и без надзора. 

То есть еще раз повторю, что мы чисто транспортная компания, задачей которой является собрать мусор с точек, которые я обозначил, вывезти его и захоронить. Также стоит отметить, что мы являемся хозрасчетной организацией, не получаем субсидий и дотаций из госбюджета, т.е. работаем на тарифной базе. Берем оплату с жителей и организаций и на эти деньги закупаем топливо, выплачиваем зарплаты сотрудникам, кредиты, ремонтируем свои машины и т.д. 

Экологический аспект

- Скажите, а как часто должны освобождаться контейнеры на МСП? 

- Все зависит от объема мусора. Когда мы заключаем договор с организацией, компанией или ТЧCЖ, то определяем приблизительный объем мусора (например, владелец предприятия говорит, что контейнер заполняется каждый второй день). Исходя из этого мы подчитываем объем на сутки, месяц и год и все это прописываем в договоре. И согласно договорам разрабатываем маршрут выезда наших машин. Есть организации, которые не могут сказать, как быстро у них заполняется контейнер, тогда мы можем прописать в договоре, что они будут вызывать нас по мере надобности. Но это тоже должно делаться заранее, чтобы мы могли проложить маршрут следования машины.

- Уже несколько лет идет разговор о том, что в МСП будут устанавливаться отдельные контейнеры для батареек, ртутьсодержащих ламп. На каком этапе эта работа сегодня? 

- Вопрос очень актуальный с точки зрения экологии, т.к. весь этот мусор вперемешку идет на полигон, где осуществляется его захоронение, а это значит, что идет загрязнение почвы, воздуха, воды и т. д. Установка отдельных контейнеров для батареек на МСП началась в прошлом году. Для ламп пока нет таких урн. Но, хочу сказать, что есть ответственные граждане, которые приносят лампа на МСП в отдельных пакетах и не бросают их в общую кучу. Мы работаем над этим вопросом, сейчас есть инициатива по строительству новых МСП, где непосредственно будет разделяться весь мусор и будут отдельные урны для ламп, батареек и т.д. Строительство таких МСП по стоимости будет значительно отличаться от тех, что вы видите сейчас, но это требование времени. И когда в специально отведенных урнах будет накапливаться достаточный объем батареек, ламп, мы будем вывозить их и передавать компаниям, которые занимаются переработкой этого сырья. Конечно, сейчас таких предприятий нет, но это социальный и экологический проект, и мы ведем переговоры с различными экологическими фондами, которые могли бы профинансировать создание такого предприятия. То есть мы открыты для диалога и сотрудничества. 

Информированность и штрафы

- Не так давно в Ташкенте начали устанавливать подземные контейнеры. Если это пилотный проект, то как он себя показал и будет ли его продолжение?

Пилотный проект по установке подземного контейнера был проведен возле Государственного комитета РУз по экологии и охране окружающей среды (улица Тойтепа). Могу сказать, что, наверное, проект нужно немного доработать в том плане, что некоторые люди не выкидывают мусор непосредственно в контейнер, а кладут рядом. Для того, чтобы контейнер открылся, необходимо нажать на педаль, а люди часто оставляют мусор возле контейнера. Из-за этого вокруг скапливается мусор, так как нет никого, кто мог бы проинформировать людей или чистить территорию возле контейнера. Наша машина ежедневно вывозит мусор из этого контейнера, сотрудники очищают территорию возле него, но до приезда машины снова скапливается мусор. Подобный контейнер имеется в парке «Tashkent City», но там обстановка лучше, так как имеется обслуживающий персонал. Самый большой плюс подземного контейнера - его расположение, т.е. мусор скрыт от человеческих глаз и не портит окружающий пейзаж. И если все будут правильно выкидывать в него мусор, то не будет никаких проблем. Но так как он не совсем герметичный, от запахов это не спасает и немного сложно его вычищать. То есть здесь нужны небольшие доработки. 

- Сегодня нередко можно увидеть мусор в совсем неположенном месте: выкинули пустую баклажку на дорогу или в арык, не донесли пакет с отходами до МСП. То есть это воспитание людей или, точнее, его отсутствие. Есть ли у вашей организации какие-то рычаги воздействия на таких граждан? 

- К сожалению, у нас нет такого права - штрафовать граждан или организации. Мы унитарное предприятие, сервисная компания, и у нас нет штата уполномоченных людей, которые имели бы право штрафовать. Для этого создана надзорная инспекция при Государственном комитете РУз по экологии и охране окружающей среды. Но ситуация там тоже не очень простая, и недавно этот вопрос обсуждался в Олий Мажлисе. Во-первых, штрафы очень низкие, инспектора не мотивированы. Сегодня штраф за выбрасывание мусора в неположенном месте составляет 50% БРВ. Это очень маленькая сумма, которая не окупает ни расходов самого инспектора, ни расходов сервисной компании, которая потом убирает этот мусор, да и людей такой штраф не пугает. Нужно повышать штрафные санкции. Например, в Японии, Германии очень большие штрафы (повторно - вплоть до тюремного заключения) даже за выброшенный в неположенном месте окурок, поэтому люди не бросают мусор где попало, т. к. знают, что будут наказаны. 

Планы

- Не испытывает ли сегодня ваше предприятие нехватку в технике?

- Нет, на оснащение техникой мы не жалуемся. Недавно была закуплена вторая партия новых мусороуборочых машин (в 2018 году была закуплена первая партия - 132 мусоровоза), сейчас еще 59 машин. Кадров тоже хватает. Но мы задумываемся и над тем, чтобы, если будет финансовая возможность, нанимать более квалифицированных специалистов, которые могли бы заниматься пропагандой правильной сортировки мусора. Сейчас работаем над уменьшением объема мусора путем его сортировки. И если сейчас в день нами вывозится 2 тыс. тонн мусора, то мы ставим перед собой цель уменьшить эту цифру путем сортировки отходов до 1,5 тыс. тонн

- О внедрении сортировки мусора речь идет уже давно, будет ли такая практика наконец внедрена? 

- Легко сказать, а на самом деле не так просто кого-то заставить сортировать дома мусор. Но мы об этом говорим. В начале года мы запустили два пилотных проекта в махаллях Яккасарайского и Мирзо-Улугбекского районов, в рамках которого спонсоры предоставили нам 120-литровые цветные контейнеры (желтые, красные и зеленые), и мы раздали их в 400 домов (по 200 в каждой махалле), проработали маршрут и каждый день забирали мусор из урны определенного цвета. Конечно, предварительно совместно с волонтерами мы подробно все объяснили гражданам, и многие, что особенно приятно, поняли и поддержали нашу инициативу. Мы подписали с людьми договор на 5 лет, и проект показывает себя очень хорошо. Результат нас порадовал - около 40% мусора, который может пойти на переработку, уже отсортировано.

Сейчас на основе этих проектов мы думаем о внедрении новых и, можно надеяться, что постепенно эту практику можно будет внедрить уже во всех махаллях города. 

Но отмечу, что здесь нужно постоянно объяснять людям, для чего это необходимо, а также вести контроль вывозимого мусора конкретно от каждого абонента, т.е. мы должны идентифицировать каждого абонента и получаемые от него отходы, и если он все делает правильно, то к нему можно применять социальный тариф (4500 сумов с человека за месяц), а если абонент не занимается сортировкой, то к нему уже будет применяться коммерческий тариф. Вот такие планы. 

Подготовила Сурия МАГДЕЕВА 

Комментарии

Гость 16.01.2021, 12:08
А что мусорщики будут делать,мы им деньги платим. Они готовое продавать будут и работать не надо. И не надо как в европе,там дибилы не уничтожают деревья.
Ташкент 16.01.2021, 10:56
Очень интересная, полезная статья,, все так грамотно разъяснено .....
Кувейтская компания выразила намерение построить в Сергели завод по производству реактивов

17.05.2024, 08:15

Между хокимиятом Сергелийского района Ташкента и кувейтской компанией «Gulf General Trading Co. Ltd.» подписан меморандум о сотрудничестве по проектам создания современной медицинской лаборатории и строительства...
Какие улицы и перекрестки в Ташкенте подвергнут масштабной реконструкции: перечень

16.05.2024, 17:09

Ташкентский хокимият опубликовал перечень перекрестков и улиц, которые будут подвергнуты "масштабным работам по ремонту и реконструкции".  Напомним, что работы будут проводиться преимущественно в ночное время, для...
На Чиланзаре молодой человек захотел броситься с моста и был оштрафован (видео)

16.05.2024, 16:21

В Ташкенте молодой человек попытался броситься с моста, сообщили в программе "Миллар". Известно, что молодой человек залез на опору автомобильного моста на Чиланзаре и написал маркером...
Президент ознакомится с новыми объектами в Ташкенте

16.05.2024, 12:57

Сегодня Президент Шавкат Мирзиёев примет участие в церемонии открытия памятника народному артисту Узбекистана Батыру Закирову в Ташкенте. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Шерзод Асадов. Президент также...
Погода: Ташкент
Курсы валют