1

Обид Абдурахманов: "Двери молодежного театра Узбекистана всегда открыты"

Культура 19.03.2021, 16:50
Теги: Театр
Обид Абдурахманов: "Двери молодежного театра Узбекистана всегда открыты"

В насыщенной, искренней и очень эмоциональной беседе с главным режиссером Государственного молодежного театра Узбекистана Обидом АБДУРАХМАНОВЫМ мы обсудили темы, которые волнуют коллектив театра этой весной. 
 

Чем интересен нынешний, 93-й сезон? Чем сегодня живет театр? Какие события ждут зрителей уже совсем скоро? 

Напомним, что в феврале в Ташкент приезжал известный российский кино- и театральный режиссер, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Ника» (2012 г.) Дмитрий Астрахан, который на сцене Молодежного театра начал работу над спектаклем «Леди на день». Премьера запланирована на начало мая, а восемь февральских дней шли интенсивные репетиции.

Насыщенный график

- С каким настроением артисты театра включились в работу с режиссером такого «крупного калибра»? Это стало для них новым долгожданным приключением? Или больше преодолением себя, выходом из зоны комфорта? 

- У артиста в принципе нет понятия «зона комфорта», по крайней мере, не должно быть. Самоуспокоенность, расслабленность - это начало конца для актера. Тем более, что за время антиковидных ограничений мы соскучились по работе, по дыханию полного зрительного зала. Поэтому мы с удовольствием, азартом, желанием поделиться всем, что у нас накопилось за время вынужденной разлуки со зрителем, «нырнули» в эту историю. 

- А что было самым интересным или самым сложным в работе?

- В «Леди на день» главная трудность, главный барьер, который нам пришлось взять - предельно сжатые сроки, обусловленные безумной занятостью Дмитрия Ханановича. За несколько дней репетиций под его руководством нам нужно было выстроить каркас спектакля, сложить его основу. И мне кажется, мы смогли мобилизоваться и отработать по максимуму. 

Рабочие моменты

- Дмитрий Астрахан отметил, что труппа заряжена на успех и хорошо оттренирована. А кто занят в главных ролях? Репетируете одним составом или двумя?

- Полноценных двух составов не сложилось, но на ключевые роли дублеры подобраны. Главную героиню Ани в одном составе репетирует наша опытная актриса Лейла Сейд-оглы, а в другом - молодая, но уже опытная Феруза Рахматова. Для нее, романтической героини, это предложение было неожиданным и даже несколько шокирующим. Но все-таки удалось убедить Ферузу, что ей выпал редкий шанс - сыграть серьезную возрастную роль, будучи молодой артисткой. Другую важную роль - мэра города - готовят замечательный Бобур Юлдашев (наше медийное лицо) и искрометный, обаятельный Шерзод Игамназаров. Над ролью хозяйки кабаре работают заслуженная артистка республики харизматичная Фатима Режаметова и очаровательная Нилуфар Октамова.

- Как сейчас идет процесс репетиций? Какие задачи стоят перед вами? 

- Главная наша задача на этом этапе - выучить текст так, чтобы он «ушел в ноги», записался на подкорку. Сейчас мы проходим спектакль покартинно, договариваемся о каких-то важных вещах. Добиваемся того, чтобы никто не тянул одеяло на себя, и всем актерам было комфортно существовать в сценическом пространстве. К следующему приезду Дмитрия Ханановича мы должны быть внутренне готовы к очередному этапу, когда образы героев прорисовываются уже более детально, наполняются жизнью, облекаются в плоть и кровь.

- Как вам работается с таким мэтром, как Дмитрий Астрахан? Он жесткий режиссер или демократичный? Приветствует импровизацию или требует строго следовать заданному рисунку роли? 

- Нет, наверное, такого режиссера, который не приветствует актерскую импровизацию. Но… она должна быть направлена в правильную сторону, работать на спектакль. Когда импровизация уводит роль не туда, это уже называется отсебятиной и жестко пресекается. Пока, из-за ограниченного времени, у нас еще не было особых возможностей предлагать какие-то свои решения. Хотя интуитивные находки есть. Не буду спойлерить, но все-таки скажу. Решение, предложенное в финале спектакля Анваром Картаевым, очень понравилось Дмитрию Ханановичу: «Я ставил эту пьесу на 12 сценах, и ни один из актеров до такого хода не додумался!».

Новые постановки

- Премьеру «Леди» мы ждем в начале мая, а в мартовской афише заявлена еще одна - «Сны Гамлета» (на 12 марта, во время интервью, спектакль готовился к выпуску - прим. ред.). Можно несколько слов об этой работе?

- Гамлет - заветная мечта любого артиста, но мы пока не замахиваемся на Шекспира. Пьеса немецкого драматурга Нины Мазур - это классная возможность в малой форме прикоснуться к вечным экзистенциальным вопросам, которые волнуют сегодняшних тинейджеров ничуть не меньше, чем поколения их предшественников. «Сны Гамлета» - это попытка взглянуть на Шекспира глазами современной молодежи. Это разговор о жизни и смерти, о поисках смысла жизни с поколением тик-токеров на понятном для них языке. Поставила этот спектакль Камилла Абдурхаманова. Я даже затрудняюсь сейчас определить жанр этой работы. На сцене играют электрогитары, звучат старинные датские народные средневековые мотивы в современной обработке. Думаю, то, что у нас получилось, можно назвать контентом. 

- И не за горами еще одна премьера?

- Да совсем скоро к нам приезжает режиссер из Санкт-Петербурга Игорь Качаев. Он будет ставить на сцене Молодежного театра пьесу по повести Франца Кафки «Превращение».

- А не слишком ли сложно? 

- Зато очень интересно. Это вызов себе: как мы справимся с такой сложной, философской драматургией? Сможем ли увлечь зрителя? Поговорить о серьезных, основополагающих вещах, не впадая в менторский, назидательный тон?

Международные проекты

- Чувствуется, что коллектив театра рвется в бой! Еще чем-то будете удивлять?

- Совместно с Посольством Франции мы проведем ставший уже традиционным фестиваль «Франкофония». Этот смотр направлен на популяризацию французской культуры в мире. В нем участвуют школьники и студенты, изучающие французский язык, со всего Узбекистана. И атмосферу фестиваля можно сравнить с настроением и аурой «Оскара». Подростки из самых дальних уголков страны приезжают в Ташкент, общаются с артистами столичного театра, с носителями французского языка, сражаются за награды в разных номинациях. Это настоящий праздник! Для коллектива театра - это тоже очень ожидаемое, знаковое событие. По итогам прошедших фестивалей «Франкофония» у нас в репертуаре появились новые спектакли («Жаворонок», «Это я - Эдит Пиаф»). А еще среди участников мы находим талантливых ребят и даже учредили специальный приз от Молодежного театра - обучение в нашей школе-студии с 50%-ной скидкой. Видео с ташкентской «Франкофонией» французское посольство распространило по миру - в качестве примера того, как должен быть организован подобный смотр. Надеюсь, что и в этом году фестиваль будет таким же ярким и запоминающимся.

- Молодежный театр вновь подтверждает, что искусство не знает границ. Возможно, в ваших планах намечены еще какие-то международные проекты?

- Давняя дружба, которая не прерывается в течение многих лет, связывает наш театр с Посольством Израиля. Вот и в этом сезоне мы собираемся пригласить очень интересного режиссера из Израиля Мони Йосефа, руководителя Театрального центра в городе Акко. 

- И, кроме того, вы приготовили театралам еще один подарок? 

- Да, в двадцатых числах апреля на сцене Молодежного театра покажут два спектакля артисты Московского театра им. Вахтангова. Мы их ждем с особым нетерпением, потому что школа нашего театра, школа Наби Абдурахманова, очень близка по духу вахтанговской, «Щукинской» стилистике.

«Двери театра всегда открыты»

- Весна в Молодежном театре ожидается феерически интересной. Наверное, вы знаете секрет, как за сутки сделать то, на что требуется 48 часов? 

- Секрет прост: мы любим свою работу и своего зрителя. И хочу особо подчеркнуть, что такой яркий насыщенный сезон не мог бы состояться без Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан.

- В завершение разговора давайте вернемся к тому, с чего мы начали. Как вы считаете, чем будет особенно интересен ташкентскому зрителю спектакль «Леди на день»?

- Эта простая, добрая история, поставленная замечательным, талантливым режиссером, автором культовых фильмов и потрясающе светлым, искренним человеком Дмитрием Астраханом, позволит еще раз напомнить всем о радости бытия, о том, что жизнь прекрасна и о том, что «дружба помогает нам делать настоящие чудеса», хоть мы вовсе не волшебники. Это «прививка» какого-то запредельного добра и света от Астрахана.

- От таких масштабных планов захватывает дух, хочется увидеть все!

- Двери театра всегда открыты. У нас есть все для любого зрителя! Выбирайте: хотите - комедия, хотите - моноспектакль, хотите - экспериментальное шоу, хотите - философская драма. Мы с радостью поделимся всем, что у нас накопилось: мыслями, идеями, энергией любви и надежды. А ведь это те самые вечные ценности - вера, надежда и любовь - которые нужны всем и всегда!

Беседовала Виктория СЕЙФУЛЛИНА.

Комментарии

В ГАБТе имени Навои пройдет VII Международный фестиваль оперы и балета “Тошкент бахори”

05.04.2024, 09:53

7 апреля начинается VII Международный фестиваль оперы и балета “Тошкент бахори”.В фестивале примут участие ведущие оперные и балетные солисты, дирижеры  с разных стран мира, которые...
Государственные театры Узбекистана проводят акцию "День открытых дверей"

19.03.2024, 16:48

21-27 марта в рамках «Недели театральных представлений» в Узбекистане будет объявлен «День открытых дверей». Посещение всех мероприятий, организованных в государственных театрах, абсолютно бесплатно, сообщает Минкультуры. В рамках...
Балет «Лазги. Танец души и любви» дебютировал на сцене в Баку (видео)

18.03.2024, 17:43

Балетный спектакль «Лазги. Танец души и любви» дебютировал на сцене Государственного академического музыкального театра в Баку 16 марта. Национальный балет Узбекистана впервые выступил с постановкой известного...
В Ташкенте завершился ежегодный Международный фестиваль оперы и балета (видео)

13.03.2024, 08:11

В Ташкенте завершился ежегодный Международный фестиваль оперы и балета, организованный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана.  На сцене ГАБТа имени Алишера Навои были представлены спектакли ведущих...
Погода: Ташкент
Курсы валют