1

ДОЦЕНТЫ ТГЮУ: РЕШЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ

Общество 13.09.2016, 11:47
Теги: Отставки и назначения
ДОЦЕНТЫ ТГЮУ: РЕШЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАННЫМ

8 сентября 2016 года Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан провели совместное заседание, в ходе которого  временное исполнение обязательств президента было возложено на Премьер-министра Республики Узбекистан.

Юридическим обоснованием этого прецедента с нами поделились заведующие кафедрами ТГЮУ, кандидат юридических наук, доцент  И.Р.Рустамбеков и доцент юридических наук О.М.Махкамов.

"Следует отметить, что согласно статье 7 Конституции Республики Узбекистан народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе.

В аспекте указанного органом, уполномоченным волей народа и имеющей полномочия принятия соответствующего решения, является Парламент страны. Данный факт подтверждает и следующие нормы Конституции. Так, согласно статье 10 Конституции от имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис (Парламент) и Президент республики. Также, согласно статье 76 Конституции, высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.

Все это показывает полномочность Парламента страны принимать соответствующие решения от имени народа и в его интересах. При этом такие решения соответственно принимаются на совместном заседании палат Парламента согласно статье 78 Конституции.

При рассмотрении действий Парламента и принятого решения, в первую очередь можно отметить международную практику, согласно которой известны два вида вакансии должности президента:

1) временная (в случае временной неспособности главы государства по тем или иным причинам осуществлять свои функции)

2) постоянная (в случае его смерти, отставки или постоянной неспособности осуществлять свои функции).

При этом, следует отметить, что Конституция и законодательство Республики Узбекистан не устанавливает порядок постоянного замещения президента или возложения исполнения его обязательств в случае смерти.

Зарубежная практика показывает, что в случае вакансии поста президента его обычно занимает одно из следующих лиц:

1) вице-президент (США, Бразилия, Индия, Колумбия, Коста-Рика, Нигерия),

2) премьер-министр (России, Украина, Тунис),

3) председатель парламента или одной из его палат (Германия, Франция, Венгрия, Польша, Грузия, Монголия, Пакистан, Израиль).

Также в некоторых странах СНГ (Казахстан, Кыргызстан) установлен порядок передачи временного исполнения обязательств президента на председателя парламента, при его отказе или не возможности им исполнения данных обязательств они возлагаются на премьер-министра страны. Схожий порядок имеется и в Армении, в соответствии со ст. 60 Конституции Республики Армения временно исполняющим обязанности президента становится председатель однопалатного парламента – Национального собрания, а если это невозможно – премьер-министр. В Российской Федерации согласно п. 3 ст. 92 Конституции России «во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ». Тем самым, опыт зарубежных стран показывает положительную тенденцию принятия решений о передачи временного исполнения обязательств – Премьер-министру страны.

В Республике Узбекистан статьей 96 Конституции установлено, что при невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей, его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны.

Но, как было отмечено ранее, данная норма устанавливает только временное возложение обязательств и не устанавливает все случаи, в частности, смерть президента и при этом не запрещает Парламенту страны принимать в таких случаях другое решение. При этом, совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан предоставлено право обсуждения широкого круга вопросов и принятия соответствующих решений по ним, вплоть до принятия Конституции Республики Узбекистан, внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесения в них изменений и дополнений, а также другие полномочия.

С учетом указанного, а также учитывая статью 96 Конституции страны, где не предусмотрен порядок замещения президента страны при его смерти, а также не имеется запрет на временное возложение полномочий президента на какое-либо ответственное лицо, обсуждение данного вопроса в Парламенте и вынесение соответствующего решения является всесторонне правильным, как с точки зрения государственности, так и исходя из целей обеспечения интереса народа, в соответствии со статьями 7 и 10 Конституции Республики Узбекистан.

Все это показывает, что проведение совместного заседания палат Парламента и обсуждение на нем вопроса временного возложения обязательств президента страны и вынесение решения о назначении временно исполняющего обязанностей президента на основании предложения самого председателя Сената является законным, обоснованным и осуществленным в интересах народа".

Комментарии

Сменился председатель Федерации лёгкой атлетики Узбекистана

10.05.2024, 13:57

В Национальном Олимпийском комитете страны состоялась внеочередная отчётно-выборная конференция Федерации лёгкой атлетики Узбекистана.  Было рассмотрено заявление об уходе с поста председателя Федерации по собственному желанию Мехриддина...
Назначен новый начальник УВД Бухарской области

10.05.2024, 13:45

Министр внутренних дел Узбекистана Пулат Бобожонов подписал приказ о назначении подполковника Икромжона Турсунова начальником УВД Бухарской области. До этого назначения он работал первым заместителем начальника УВД...
Глава МИД принял верительные грамоты вновь назначенного Посла Молдовы

07.05.2024, 15:21

6 мая 2024 года министр иностранных дел Республики Узбекистан Бахтиёр Саидов принял верительные грамоты вновь назначенного Посла Молдовы Валериу Кивера. В ходе встречи стороны рассмотрели динамику...
Президент принял верительные грамоты у послов Венгрии, Ирана, Чехии, Омана и Алжира

07.05.2024, 14:30

7 мая состоялась торжественная церемония вручения верительных грамот вновь назначенными в нашу страну зарубежными послами. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял верительные грамоты у чрезвычайных и...
Погода: Ташкент
Курсы валют