В октябре 2022 года цены на товары и услуги в потребительском секторе выросли в среднем на 1,2%.
При годовом росте темп роста индекса потребительских цен достиг 12,2%.
В октябре 2022 года лидирующие позиции в росте цен и тарифов заняли платные услуги населению, цены на которые за месяц выросли в среднем на 1,5 %.
За этот период цены на продовольственные товары выросли на 1,4%, а на непродовольственные товары на 0,9%.
Продовольственные товары в октябре текущего года сохранили лидерство по росту цен относительно конца прошлого года (11,5 %) при среднемесячном приросте за январь-октябрь 2022 года на 1,1 %. Непродовольственные товары за указанный период подорожали на 8,9 % при среднемесячном приросте на 0,9 %. Прирост цен на платные услуги за январь-октябрь 2022 года достиг 6,4 % при среднемесячном значении 0,6 %.
Прирост цен на продовольственные товары в годовом выражении за октябрь 2022 года достиг 15,9 %, обеспечив бесспорное лидерство этой группе товаров. Непродовольственные товары, по сравнению с октябрем 2021 года, стали дороже на 10,7 %, услуги – на 7,5 %
Несмотря на то, что лидером по росту цен за месяц в октябре текущего года стали услуги, ключевым инфляционным фактором в краткосрочном периоде с учетом удельного веса выступил рост цен на продовольственные товары.
В октябре текущего года по росту цен за месяц с ощутимым отрывом лидируют молоко, прочие молочные продукты и яйца (4,2 %). Далее, по росту цен следуют овощи, клубнеплоды и зернобобовые (1,5 %), мясная продукция (1,2 %).
Однопроцентный рубеж по росту цен за месяц также преодолели зерновые культуры и крупяные изделия (1,1 %). Безалкогольные напитки, сахар, кондитерские изделия и десерты подорожали на 0,9 %, а минимальный ценовой прирост отмечен на масложировую продукцию, фрукты и орехи (по 0,5 %).
В тройку лидеров по росту цен за январь-октябрь 2022 года вошли зерновые культуры и крупяные изделия (27,9 %), сахар, кондитерские изделия и десерты (25,0 %) и масложировая продукция (12,7 %).
Средний уровень цен на плодоовощную продукцию в октябре текущего года оставался ниже, чем в конце прошлого года. Так, фрукты и орехи, по сравнению с концом прошлого года, продавались дешевле на 8,3 %, овощи, клубнеплоды и зернобобовые – на 3,3 %.
В октябре 2022 года ведущие позиции по росту цен в годовом выражении среди групп «Продукты питания и безалкогольные напитки» удерживают зерновые культуры и крупяные изделия (31,4 %), а также сахар, кондитерские изделия и десерты (30,6 %). Наименее значительный ценовой прирост к уровню октября прошлого года отмечен на фрукты и орехи (1,6 %).
В сравнении с аналогичным показателем за октябрь 2021 года, прирост цен в годовом выражении за октябрь 2022 года был ниже по следующим позициям: мясная продукция (8,2 % против 14,6 %); масло и жиры (14,6 % против 31,2 %); фрукты и орехи (1,6 % против 15,4 %); овощи, клубнеплоды и бобовые (7,5 % против 28,7 %)
В октябре 2022 года из основных наблюдаемых продуктов питания (исключая плодоовощную продукцию) лидерами по росту цен со значительным отрывом стали яйца (14,4 %). По росту цен относительно конца 2021 года ведущие позиции сохраняют сахар-песок и хлеб из пшеничной муки 1-го сорта (в 1,5 раз). В годовом выражении значительнее других подорожали сахар-песок и хлеб из пшеничной муки 1-го сорта (в 1,6 раз).
Сезонный фактор продолжает оказывать определяющее влияние на уровень цен фруктов и овощей. Лидером по росту цен за месяц стали огурцы (в 1,3 раза).
Цены на лимоны снижаются второй месяц подряд. В октябре текущего года эти цитрусовые вновь вышли в лидеры по их снижению (-19,5 %).
Репчатый лук удерживает лидерство по росту цен относительно конца прошлого года – за январь-октябрь текущего года он стал дороже в 1,6 раз. Самое ощутимое снижение цен отмечено на баклажаны, которые, по сравнению с декабрем 2021 года, стали дешевле на 53,5 %.
Лук также лидирует по росту цен в годовом выражении. Так, в октябре 2022 года, по сравнению с октябрем 2021 года, цены на него повысились в 1,7 раз. Морковь стала лидером среди основных видов фруктов и овощей по снижению цен к уровню октября 2021 года (-19,0 %).
Среди товаров, входящих в раздел «Продукты питания и безалкогольные напитки», наиболее весомый вклад в прирост сводного ИПЦ внесло повышение цен на молоко, прочие молочные продукты и яйца, мясную продукцию, зерновые культуры и крупяные изделия, а также на овощи, клубнеплоды и зернобобовые (суммарно +0,44 п.п., или 83,0 %).