1

Комментарии к некоторым положениям Конституции в новой редакции

Обзор 31.03.2023, 17:18
Теги: Новое в законодательстве, Конституция
Комментарии к некоторым положениям Конституции в новой редакции

Конституция в новой редакции является первым Основным законом, которая принимается непосредственно народом путем референдума и вступает в силу напрямую.

 

Прямое применение конституционных норм предусматривает непосредственное использование и соблюдение государственными органами и гражданами конституционных норм. 

Для обеспечения верховенства Конституции и достоинства человека конституционные нормы должны реально функционировать и обеспечивать прямую защиту прав и свобод человека. В частности, суды и другие государственные органы, должностные лица обязаны полагаться на Конституцию при принятии решений. Данная норма также дает возможность каждому гражданину непосредственно пользоваться своими конституционными правами и свободами. 

Благодаря включению этой нормы оправдания работников государственных органов, такие как «еще не выработан порядок» или «нам не дано указаний или приказов сверху» не применяются к нормам, установленным Конституцией, при намерении использовать какую-нибудь льготу или право в нашей повседневной жизни.

Благодаря прямому действию Основного закона граждане, используя Конституцию, имеют возможность защитить свои основные права и свободы. К примеру, право граждан на свободное передвижение по территории Узбекистана закреплено Конституцией. Ограничение этого права не допускается, ссылаясь на приказ или поручение какого-либо должностного лица, за исключением ограничений, установленных законом. Другой пример: согласно закрепляемой в статье 47 Конституции норме, не допускается лишение жилья без решения суда. При нарушении этого права гражданин может восстановить его на основании того, что оно гарантировано именно Конституцией.

Включение данной нормы в Конституцию позволит обеспечить прямое действие конституционных норм независимо от того, содержится ли порядок их применения в отдельных законодательных актах или нет.

Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан (статья 15).

В настоящее время Узбекистан как полноправный субъект международных отношений присоединился к более 80 международным документам о правах человека, которые охватывают общепризнанные принципы и нормы международного права.

Признанные в Узбекистане и других государствах принципы и нормы международного права определяются как составная часть правовой системы. Это находит свое отражение в законах прямого действия, судебных решениях, документах о ратификации или присоединении 
к международным договорам.

Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы признаются на конституционном уровне, что свидетельствует о готовности государства в условиях глобализации выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров.

Данная норма, включаемая в Конституцию, предусматривает непосредственное применение на практике общепризнанных принципов и норм, изложенных в международных документах, их внедрение  в национальное законодательство и обеспечение посредством других механизмов.

В конституционной практике Германии, Франции, Испании, Словении и ряда других государств установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы.

Отражение в Конституции того, что международные договоры нашего государства являются составной частью правовой системы наряду  с общепризнанными принципами и нормами международного права, обеспечивает дальнейшее повышение международного авторитета государства, защиту прав и свобод граждан не только на основе норм, установленных национальным законодательством, но и на основе международного права.

Приоритет международного права предусматривает, во-первых, разработку и принятие законодательных актов Республики Узбекистан  в соответствии с международными документами, соблюдение требований международных документов при принятии решений государственными органами и должностными лицами, во-вторых, создает гарантии защиты гражданами своих прав в отношениях  с государственными органами, при проведении дознания, в судебно-следственной практике и в иных случаях с использованием норм международных документов.

Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения (статья 19).

Жизнь человека, его честь, достоинство, свобода, равенство, безопасность, неприкосновенность считаются естественными и неотъемлемыми правами, которыми обладает человек с рождения. Признается, что эти права принадлежат человеку независимо от того, закреплены они в законах или нет.

Права и свободы человека, которыми он обладает с рождения, определены в почти 80 международных документах по правам человека, участником которых является Узбекистан. 

Эти основные права и свободы появляются при рождении человека и будут сопровождать его на протяжении всей его жизни. С этой целью  в Конституцию вносится важная норма о том, что основные права  и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 

Обеспечение этих фундаментальных и неотъемлемых прав человека закрепляется на конституционном уровне как важнейшая задача государства и общества. Это означает, что для того, чтобы каждый человек обладал этими правами, не требуется никаких формальностей, 
и они гарантируются государством. 

Включение данной нормы в Конституцию соответствует идее «Давайте жить свободно и благополучно в Новом Узбекистане!», служит тому, чтобы человек мог свободно и безопасно жить в обществе, в полной мере проявлять свои способности и талант.

Меры правового воздействия на человека, применяемые государственными органами, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законами (статья 20).

С незапамятных времен верность традициям человечности и справедливости в любой ситуации – это качество, присущее нашему народу. Опираясь на такие ценности в регулировании отношений между государством и гражданином, можно гарантировать обеспечение социальной справедливости в обществе.

Основная цель Закона – защита и реализация прав и свобод человека. Законы не должны возлагать на кого-то излишних обязательств или осуществление расходов. Напротив, законы должны решать проблемы людей, обеспечивать их благополучие.

Но что, если Закон применяет к человеку меры правового воздействия, несоразмерные его действиям? Рассмотрим этот случай  на примере. Допустим, гражданин имеет трехмесячную задолженность  по ипотечному кредиту в размере 3 млн сумов. По действующему законодательству банк подает в суд на должника. Но в этом случае исковое заявление подается не на 3 млн сумов, то есть реальный долг,  а на непогашенную часть кредита, например, на 250 млн сумов

Суд, рассмотрев заявление, принимает решение о взыскании с должника госпошлины в размере более 10 млн сумов и расторжении договора.  Как гражданин, который не может погасить задолженность в 3 млн сумов, оплатит госпошлину в размере 10 млн сумов? Из этого примера видно, что мера правового воздействия, применяемая судом, несоразмерна действиям должника и не способствует реальному достижению поставленной цели.

С этой точки зрения, эта норма расширяет возможности государственных органов выполнять свои обязанности, соблюдая права человека, и способствует обеспечению соразмерности и достаточности мер правового воздействия, применяемых к человеку для достижения цели закона.

Права и свободы человека определяют суть и содержание законов, деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц (статья 20).

Международно-правовые акты по правам человека возлагают на государство конкретные обязательства по развитию и защите прав и основных свобод человека.

Благодаря включению этой нормы на конституционном уровне закрепляется приоритет сути и содержания прав человека, во-первых,  в принятии законодательных актов и их практическом применении,  во-вторых, в организации деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц. Благодаря данной норме функции и задачи всех государственных и негосударственных структур будут направлены на обеспечение прав и свобод человека. 

Деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц направлена на защиту человека, являющегося основным потребителем государственных услуг, 
от различных бюрократических преград, волокиты

Данное нововведение послужит обеспечению прав и свобод каждого гражданина, созданию достойных условий жизни человека, обеспечению оказания квалифицированных медицинских услуг, качественного образования, социальной защиты, созданию здоровой экологической среды.

Все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека (статья 20).

Нет человека, который за всю свою жизнь и деятельность не обращался бы в государственные органы по тому или иному вопросу. А их решение – главная задача государственных органов. Отношения между человеком и государственными органами регулируются законодательством. 

Не всегда законодательство бывает совершенным во всех отношениях. Допустим, как быть, когда в законодательстве есть противоречия и неопределенности при обращении граждан в государственный орган? Представим, что в Налоговом кодексе установлена одна норма по конкретному вопросу, а в законе о предпринимательстве другая норма, в другом законе иная норма. Налоговый орган толкует данное несоответствие в пользу государства, а гражданин – в свою пользу. Вводимая в Конституцию норма предусматривает, что такие несоответствия разрешаются в пользу человека, а не в пользу государства

Самое главное, это дает возможность каждому человеку потребовать разрешить дело в его пользу, если есть противоречия и неопределенности в законодательстве. 

Закрепление этого принципа на конституционном уровне послужит реализации принципа «человек – общество – государство» в интересах прав человека.

Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности (статья 21).

Право на свободное развитие своей личности является главным фактором проявления новых качеств потенциала человека, реализации всех его возможностей. А содействие всестороннему развитию индивидов – одна из важнейших задач каждого государства.

Право на свободное развитие своей личности – это право человека на свободное формирование своей личности, совершение любого действия, не запрещенного законодательством. Не зря во Всемирной декларации прав человека закреплено положение о том, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Право на свободное развитие личности реализуется путем гарантирования его прав в законодательстве с последующим их обеспечением. В законодательстве Узбекистана закреплено золотое правило, согласно которому «высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права». Это означает, что есть все возможности для реализации права на свободное развитие.

Под этим правом понимается также право человека на приобретение необходимых ему знаний и умений на основе своих прав на творчество. Установление этого права послужит конституционно-правовой основой для самореализации и развития.

Ни на кого без его согласия не может быть возложена обязанность, не установленная законодательством (статья 21).

В новой редакции Конституции четко и ёмко определены права и обязанности всех – государства и системы его органов с одной стороны, и человека, гражданина и общества – с другой. 

Никто не обязан выполнять какие-либо иные обязательства, кроме установленных законодательством. Не будет преувеличением сказать, что включаемая в Конституцию данная норма, внедряя эти жизненные реалии, еще больше облегчит жизнь простых людей.

Конституция и законы возлагают на каждого из нас, как гражданина, человека, родителя, ребенка или человека определенной профессии ряд обязанностей. В их числе соблюдение законов, уважение прав других, содержание родителей и воспитание детей, охрана природной среды и исторических памятников, уплата налогов, защита Родины и т.д. 

Вводимая норма предусматривает, что граждане и юридические лица не обязаны выполнять какие-либо иные обязательства, кроме тех, которые установлены обязательными лишь в Конституции 
и законодательных актах. Это означает, что государственные органы  и их должностные лица также не имеют полномочий возлагать  на них дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Это положит конец негативным ситуациям  на практике, таким как возложение на работника руководителем организации не предусмотренных законодательством обязанностей или поручений (например, на учителя – подмести улицу, на врача – провести инвентаризацию с выездом в махалли).

Гражданин Республики Узбекистан не может быть выслан за пределы Узбекистана или выдан другому государству (статья 23).

Все страны в мире, включая Узбекистан, взяли на себя обязательство принудительно не высылать своего гражданина со своей территории или выдавать его другому государству. 

Может возникнуть такой вопрос: «Государство может выслать своего гражданина?». Да, может. Дело в том, что в 1930-е годы свыше 5,5 тыс. семей стали жертвами политического режима и были отправлены в лагеря ГУЛАГ, насильственным образом высланы с Родины, оторваны от своих родных. Поэтому во всем мире установлено, что никто не может быть принудительно выслан из страны своего проживания вопреки своему желанию из-за политических, религиозных, национальных, идеологических, культурных или иных взглядов или действий.

Отказ от задержания своего гражданина за преступление, совершенное в другом государстве, для выдачи этому государству стало общепризнанным правилом в международном праве. Вместе с тем, согласно международным договорам, отказ государства в задержании своих граждан не означает, что преступник останется безнаказанным. 

Эта новая норма послужит укреплению доверия наших граждан в то, что они находятся под постоянной защитой государства, предупреждению высылки или выдачи в другое государство, демонстрирует, что государство и его ответственные органы небезразличны к судьбам своих граждан.

Государство в соответствии с нормами международного права заботится о сохранении и развитии связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (статья 23)

Лица – соотечественники, не являющиеся гражданами Узбекистана, но родившиеся, проживавшие в нашей стране, а ныне проживающие за рубежом, также ощущают себя неотъемлемой частью сплоченного народа нашей Родины. Закрепление на конституционном уровне обязанности государства заботиться о соотечественниках означает, что общество и государство заинтересованы в защите их прав и интересов. 

В ряде государств поддержка соотечественников за рубежом в социально-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах определяется как одно из основных направлений государственной политики.

Данная норма послужит укреплению авторитета и положительного имиджа Узбекистана на международной арене, защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, а также развитию связей с соотечественниками, проживающими, работающими, обучающимися в различных государствах и позволяет им внести свой вклад в дальнейшее повышение авторитета своей исторической Родины – Узбекистана.

Ведь наша единая Родина принадлежит всем нам. В совершенном человеке Родина будет одна, и это та священная земля, где пролилась кровь его предков, где он живет и работает.

В Республике Узбекистан смертная казнь запрещается (статья 25).

Право на жизнь – неотъемлемое и естественное право каждого человека. В Узбекистане с 2008 года запрещена смертная казнь за все преступления. Но в Конституции смертная казнь не отменена, она нашла отражение только в уголовном законодательстве. Установление запрета смертной казни на конституционном уровне гарантирует, что лишать человека жизни не вправе даже государство. С помощью этой нормы наше государство показывает всему миру, что оно никогда не отступит в этом очень серьезном вопросе, что оно привержено гуманным идеям. 

Например, сегодня в 106 странах (Канаде, Аргентине, Дании, Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Болгарии, Польше и других) смертная казнь отменена за все преступления. Опыт отдельных государств показывает, что, хотя смертная казнь отменена законами, так как это не было закреплено в их конституциях были также отмечены случаи повторного введения смертной казни. 

В связи с этим твердая позиция Узбекистана, включенная в Конституцию, еще раз подтверждает высокий уровень защиты жизни и достоинства человека в нашей стране.

Данная норма, включаемая в Конституцию, еще раз подтверждает высокий уровень защиты жизни и достоинства человека в нашей стране и строго ограничивает любые инициативы по повторному введению и применению данного вида наказания в социально-политической жизни. Таким образом, каждому человеку, даже если он совершил преступление, гарантируется право на жизнь.

Никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, заключению под стражу, содержанию под стражей или иному ограничению свободы иначе как на основании закона. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда (статья 27).

Одним из важных институтов судебной защиты прав человека является «Хабеас корпус акт», в котором закреплено требование, согласно которому любое действие, связанное с ограничением свободы личности, должно осуществляться только на основании решения суда. Это правило гарантирует неприкосновенность свободы личности, не допускает незаконных арестов, необоснованных заключений под стражей и содержания людей органами следствия.

Важность этой новой нормы заключается в том, что она служит сдерживанию правоохранительных органов от противоправных действий в судебно-следственной деятельности, исключению случаев необоснованного ареста лица и в итоге недопущению совершения ошибок, связанных с ограничением свободы человека в ходе расследования, благодаря чему в уголовном судопроизводстве решительно гарантируются достоинство человека, неприкосновенность частной жизни, доверие к закону и суду, право на свободу действий.

Самое главное, в новой редакции Конституции ориентированность судов и правоохранительных органов на наказание граждан, которая была унаследована от старого режима, меняется на подход, направленный на уважение и защиту прав человека, восстановление его нарушенных прав, поощрение.

Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов (статья 27)

В новой редакции Конституции устанавливается норма о том, что без решения суда лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более сорока восьми часов. Лицо должно быть доставлено в суд до истечения сорока восьми часов с момента задержания для решения вопроса о законности и обоснованности задержания. Если законность и обоснованность задержания не доказаны в суде, лицо должно быть освобождено незамедлительно».

Положение о том, что лицо не может быть задержано на срок более чем на 48 часов без решения суда, в первую очередь строго устанавливает требование о недопущении его необоснованного и бессрочного ареста.

Обратимся к практике применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу. В 2022 году 23 503 из 24 118 ходатайств органов следствия, поступивших в суды, были удовлетворены, а 485 отклонены, что свидетельствует о предотвращении необоснованного применения к 485 лицам меры пресечения в виде заключения под стражу. 

Закрепление данной нормы на конституционном уровне является твердой гарантией права лица на свободное передвижение и строго устанавливает, что лицо должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности и обоснованности задержания  до истечения сорока восьми часов с момента его задержания.  Это означает, что лицо должно быть освобождено незамедлительно, если судом не принято решение о его задержании или ином ограничении свободы.

Самое главное, эта норма способствует защите фундаментальных прав человека через суд и служит конституционной гарантией свободы личности и права на неприкосновенность.

Лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания (статья 27).

В голливудских фильмах мы часто наблюдаем, что, когда преступника ловят, ему объясняют, почему он был арестован и какими правами он обладает. По крайней мере, нам запомнилась фраза: 
«Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может  и будет использовано против вас в суде».

Именно во время процессуального задержания человек впадает в тяжелое душевное состояние и остро нуждается в юридической помощи, так как не может понять, что в такой сложной ситуации обязанность доказать свою виновность или невиновность в преступлении возлагается не на него, а, наоборот, полностью на органы следствия. Наш народ часто жалуется на то, что, когда кого-то задерживают, органы следствия не говорят, за что его задержали. 

В результате права граждан оказываются под угрозой с момента их задержания. К сожалению, поскольку граждане плохо знают свои права, никто не объясняет им это ясно и подробно, в ходе следствия встречаются случаи, противоречащие закону. В целях предупреждения этих негативных ситуаций в Конституцию Узбекистана вводится «Правило Миранды», которое отражено в конституциях и законах развитых государств, то есть при задержании человека его права и причины задержания должны быть объяснены простым языком.

Согласно «Правилу Миранды» задержанному с первых секунд объясняется простым языком, что он имеет право хранить молчание, требовать присутствия своего адвоката на допросе и у него есть другие права. То есть в Конституции отражаются практически все способы защиты лиц, подвергшихся уголовному преследованию, от произвола государственных органов и должностных лиц.

Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного (статья 28).

В чем важность этого нового положения? Эта норма является важной гарантией принципа презумпции невиновности. Согласно этому гуманному положению, которое включается в Конституцию, в случае возникновения сомнений в отношении каких-либо доказательств по уголовному делу, такие сомнения должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Почему важна эта гарантия прав личности? Лицо не может быть привлечено к ответственности на основании доказательств, которые недостаточны для предъявления обвинения, опираясь на любые сомнения в его виновности. Даже если обвинение будет предъявлено в ходе следствия, в такой ситуации в связи с недостаточностью доказательств, подтверждающих его вину, в суде в отношении него будет вынесен оправдательный приговор. То есть действует международный стандарт «недоказанная виновность приравнивается к доказанной невиновности». В качестве примера можно сказать, что судами нашей страны за последние 5 лет было оправдано более 4,7 тысяч граждан

Данная норма, вносимая в Конституцию, обеспечивает использование в процессе дознания, следствия и суда только достоверных и законных доказательств и благодаря этому служит предупреждению необоснованного привлечения лица к ответственности.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников (статья 28).

Что дает обычному человеку тот факт, что по уголовному делу лицо не обязано свидетельствовать против себя самого или близких родственников?

Во-первых, такая гарантия защищает человека от любого давления на него со стороны органов следствия при рассмотрении подозрения или обвинения, во-вторых, предупреждает случаи принуждения лица к признанию вины, в-третьих, гарантирует, что близкие лица, находящегося под уголовным преследованием, могут свидетельствовать против него только добровольно, а не по принуждению. 

В статье 116 Уголовно-процессуального кодекса такжеустановлено, что лицо свободно в свидетельствовании против своих близких. Близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть допрошены в качестве свидетелей или потерпевших об обстоятельствах, касающихся подозреваемого, обвиняемого только с их согласия.

Такое положение также означает, что перед допросом в суде и правоохранительных органах лицо должно быть предупреждено о своем праве не свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Право не винить себя не ограничивается только запретом принуждения к признанию в преступлении. Это правило позволяет предупредить применение незаконных методов, таких как психологическое давление, применение различных видов угрозы, унижение чести и достоинства в отношении любого лица, находящегося под уголовным преследованием, или его близких родственников.

Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание(статья 28).

Когда речь идет о преступлении и его расследовании, в народе распространена поговорка: «Не попадай в руки органов следствия, если попадешь, то все, тебе не сойдет с рук, ты будешь вынужден делать то, что говорят следователи». А теперь представьте, что подозреваемый или обвиняемый в преступлении может сказать что-то вроде: «Я не обязан доказывать свою виновность или невиновность, это ваше обязательство!». Посмотрим правде в глаза. Нам также трудно представить себе такую ситуацию. На самом деле, презумпция невиновности гарантирует каждому человеку именно такую смелую позицию! 

В частности, в соответствии с презумпцией невиновности подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязаны доказывать свою невиновность и может воспользоваться своим правом на молчание в любое время. Обычно при возбуждении уголовного дела в отношении человека он впадает в тяжелое психологическое состояние, теряет самообладание, в это время он не может в полной мере осознавать свои права. Именно в таком психическом состоянии обычный человек свидетельствует против себя самого, не понимая, что доказательство вины – это задача органов следствия, а не его. К сожалению, это обычное явление в нашей жизни. 

Закрепление на конституционном уровне положения о том, что лицо не обязано участвовать в доказывании своей виновности и может в любое время воспользоваться правом на молчание, защищает лицо от противоправных действий органов следствия, таких как принуждение или применение какого-либо давления на него.

Лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него (статья 28).

Делать вывод, что человек виновен на основе лишь его показаний о признании своей вины по уголовному делу категорически противоречит принципам правосудия. Дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны полностью установить, было ли совершено преступление, кто виноват в его совершении, и все обстоятельства, связанные с ним. Факты должны быть убедительными и достаточными, чтобы признать человека виновным в преступлении и наказать его. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, данные, устанавливаемые показаниями лица, как и другие доказательства, подлежат проверке и оценке со всеми обстоятельствами дела как в случае признания, так и в случае отрицания обвиняемым своей виновности.

Эта норма возлагает на органы следствия на конституционном уровне такую особую ответственность, что они обязаны не делать основной упор на признательные показания в процессе доказывания вины лица и доказывать обвинение только в совокупности с другими убедительными доказательствами, проверяемыми путем следствия

Включение данной нормы в Конституцию послужит установлению истины о совершенном преступлении, предупреждению привлечения к ответственности невиновных лиц, а также установлению истинного виновника или лиц, совершивших преступление.

Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников (статья 28).

Сегодня снятие судимости может не влиять на жизнь ранее осужденного человека, но, что самое удивительное, это может негативно сказаться на жизни членов его семьи, близких родственников. 

В частности, несмотря на законодательные запреты, факт наличия судимости близких родственников является именно таким реальным препятствием для претендентов на определенную должность в процессе поступления на работу в некоторые государственные органы. Кроме того, согласно трудовому законодательству, незаконным является отказ  в приеме на работу лица в связи с судимостью его близких родственников. Старые неформальные ограничения, нарушающие права человека, унаследованные от бывшей политической системы, создают неудобства. На самом деле ни при каких обстоятельствах человек не должен нести ответственность за ошибки, допущенные его близкими!

Например, в традиционной узбекской семье имеются 4-5 братьев и сестер, несколько детей и ошибка, совершенная только одним членом этой семьи, негативно скажется на жизни более 10 близких людей. Как бы он ни старался, ни трудился, судимость близкого человека становится прямым препятствием для профессионального роста человека, его развития как личности, получения престижного положения в обществе. 

Норма о том, что судимость лица не должна стать основанием для ограничения прав его родственников, положит конец пороку, таким запретам, направленным на удержание людей в страхе, запретам, которые заставляли многих молодых людей отказываться от своих надежд и разрушили их браки, послужит реальной гарантией принципа личной ответственности каждого человека перед законом и обществом.

Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности (статья 28).

Ответственность за совершение преступления неизбежна. Но ни один человек, даже человек, отбывающий наказание, не заслуживает бесчеловечного обращения! Если он отбывает наказание за совершенное преступление, то все – он не может быть подвергнут новым мерам наказания.

Отражение настоящего положения в Конституции гарантирует, что достоинство всех лиц, осужденных к лишению свободы, обеспечивается наравне с достоинством других наших граждан
и в то же время обеспечивает защиту осужденных от пыток и иного бесчеловечного обращения. 

Кроме того, вносимые изменения обеспечивают безопасность человека, его жизни, прав и свобод, укрепляют приоритет прав человека граждан и их высшую ценность, приводит национальное законодательство в соответствие с общепринятыми нормами международного права, создает основу для принятия актов законодательства, полностью отвечающих демократическим принципам и международно-правовым требованиям.

Ведь наша Конституция в новой редакции основана на парадигме «человек – общество – государство», в которой защищены права и интересы всех категорий, даже лиц, совершивших преступления. С этой точки зрения есть основания, чтобы любой человек мог свободно сказать: «Это моя Конституция».

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 29).

Не секрет, что не у всех есть возможность получить квалифицированную юридическую помощь в случае необходимости.  В такой ситуации гражданин не должен оставаться наедине со своей проблемой. Государство должно помогать, насколько это возможно.  В связи с этим особое значение как с социальной, так и с правовой точки зрения приобретает закрепление в Конституции предоставление нуждающимся гражданам юридической помощи за счет государства.

Так как же осуществляется оказание квалифицированной юридической помощи за счет государства? Прежде всего, оно осуществляется путем предоставления юридических консультаций и разъяснений, составления документов правового характера, а также защиты прав, свобод и законных интересов личности в судах, государственных органах и других организациях. 

Только за последние 3 года из средств Государственного бюджета направлено 111,9 млрд сумов на оказание юридической помощи социально незащищенным слоям населения.

В соответствии с действующим законодательством бесплатная юридическая помощь сегодня оказывается в основном в рамках уголовно-процессуального законодательства. По гражданским делам, трудовым спорам и другим направлениям юридическая помощь за счет государства не предоставляется. Если эти нововведения будут внесены в Конституцию, граждане смогут получать юридическую помощь за счет государства не только в рамках уголовных дел, но и в гражданской, трудовой и других сферах. 

Включение данной нормы в Конституцию обеспечит защиту прав и законных интересов граждан и послужит повышению доступа к правосудию.

Часть II комментариев к положениям Конституции в новой редакции читайте здесь.

Комментарии

Создается Центр обучения граждан иностранным языкам и подготовки к работе за рубежом

19.04.2024, 13:24

Принято постановление Кабинета Министров от 17.04.2024 г. № 213 «О мерах по совершенствованию системы обучения молодежи профессии (специальности) и иностранным языкам». В соответствии с Указом Президента...
В Узбекистане планируют запретить оборот электронных сигарет

13.04.2024, 09:14

Согласно законопроекту, разработанному Минздравом, в Узбекистане планируется запретить оборот электронных сигарет и систем нагрева табака (IQOS). Также определяется ответственность за нарушения, связанные с запретом обращения данной...
В Казахстане криминализируют домашнее насилие

12.04.2024, 12:52

В Казахстане приняли закон, который должен помочь защитить права женщин и обеспечить безопасность детей. Его называют законом о домашнем и бытовом насилии, сообщает Orda.kz.Несколько правонарушений, которые ранее были административными, стали...
Как в дежурных частях ОВД будут проверять факта приема алкоголя?

08.04.2024, 17:51

Принято постановление Кабинета Министров «Об утверждении положения о порядке установления в дежурных частях органов внутренних дел факта употребления лицами алкогольных напитков», пишет Norma.uz.   Документом утверждено Положение,...
Погода: Ташкент
Курсы валют