1

Слово эксперту: современное избирательное законодательство Узбекистана

Обзор 20.06.2023, 12:28
Теги: Выборы Президента
Слово эксперту: современное избирательное законодательство Узбекистана

Выборы являются основными показателями демократического государства, через них проявляются прогресс и перспективы страны.

 

Это основная форма волеизъявления народа, непосредственное участие граждан в управлении государственными делами. В свою очередь, продвижение активной гражданской позиции на основе участия в выборах - проявление растущего политического мышления нашего народа, социальной активности и электоральной культуры.

ОБНОВЛЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В результате постепенной модернизации политической, государственной и правовой сфер в Узбекистане была создана избирательная система, отвечающая самым высоким демократическим требованиям. В частности, за последние пять лет последовательное совершенствование избирательного законодательства и практика проведения выборов поднялись на качественно новый уровень.

При этом закон о выборах был принят на основе общепринятых международных принципов, рекомендаций авторитетных международных организаций и общественного мнения, и приведен в соответствие с демократическими реформами, проводимыми в стране.

Стоит отметить, что в XXII главе нашей обновленной Конституции были усилены основные правила, касающиеся избирательной системы. В частности, граждане Республики Узбекистана имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантированы законом.

Теперь граждане, которые в настоящее время признаны судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, могут быть лишены права участвовать в выборах только в соответствии с законом и на основании решение суда. В любом другом случае, в качестве конституционной нормы установлено, что прямо или косвенно не допускается ограничение избирательных прав граждан.

Закрепление таких норм, связанных с избирательными процессами, на основе совершенствования Конституции будет способствовать более широкому обеспечению проведения выборов на основе принципов законности, открытости и гласности, в соответствии с общепринятыми в мире демократическими стандартами, гарантиям избирательного права граждан и их участия в управлении государством и обществом.

ВАЖНОСТЬ КОДИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Отличительным аспектом нашего национального избирательного законодательства является кодификация всех норм, касающихся избирательных процессов.

В частности, Избирательный кодекс воплощает в себя правовые нормы, касающиеся создания условий и механизмов, обеспечивающих реализацию избирательного права граждан, одновременно укрепляя систему социальных, экономических, политических, идеологических и правовых гарантий в отношении избирательного права.

Стоит отметить, что до тех пор, пока избирательное законодательство не было приведено в форму кодекса, в данной системе параллельно действовали пять законов одновременно. 

Примечательно, что некоторые нормы этих нормативных правовых актов имели различные правовые коллизии друг с другом. Данная ситуация служила причиной возникновения различных неопределенностей, когда избирательные комиссии, особенно члены участковых избирательных комиссий в отдаленных районах не знали, как нужно действовать в конкретной ситуации.

После принятия Кодекса, не только национальные практики, занимающиеся выборами, но и международные эксперты широко признали, что были устранены некоторые пробелы в национальном избирательном законодательстве и практике, в том числе проблемы, ожидающие решения, а также различные двусмысленности и предрассудки.

Наша национальная избирательная система скоординировалась в соответствие с международными требованиями и тенденциями. В связи с принятием Кодекса было отменено около тридцати законов, а также внесенные изменения и дополнения в законодательную документацию, в том числе в подзаконные акты утратили свою силу. 

Из такого совершенного Избирательного кодекса, принятого в скрупулезной, компактной и целостной форме, в соответствии с международными избирательными стандартами, появились десятки новых норм и правил, которых не было в нашей национальной избирательной системе, а также некоторые бюрократических процедур были отменены.

КАЖДЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ - ВО ВНИМАНИИ

Отличительным аспектом государственной политики в нашей стране является ориентация на защиту граждан со стороны государства, обеспечение их прав и свобод, законных интересов, независимо от того, где они проживают. Нынешнее проявление такого высокого внимания также заключалось в том, что на выборах 2019 года впервые была предоставлена возможность проголосовать всем нашим соотечественникам избирательного возраста, проживающим за рубежом.

Следует отметить, что ранее своими конституционными правами пользовались только соотечественники, которые были официально зарегистрированы в консульских представительствах на подобных политических мероприятиях.

Избирательный кодекс усилил процедуру включения граждан Узбекистана, впервые поселившихся в зарубежных странах, в список избирателей, независимо от того, состоят ли они на консульском учете в дипломатических представительствах или нет, правовым основанием для голосования через мобильные урны, где избиратели проживают или работают в зарубежных странах.

Для наших соотечественников за рубежом была введена услуга системы связи saylov.mfa.uz, что позволяет в электронном виде подать заявку на включение в список избирателей избирательных участков, которые будут организованы в присутствии дипломатических представительств и консульских учреждений. 

Как известно, в целях предотвращения таких негативных ситуаций, как злоупотребления в избирательном процессе, в законодательстве отдельно отмечено, что “более половины членов избирательной комиссии округа не могут быть рекомендованы от одной организации”.

Однако в таких учреждениях, как больницы, дома отдыха, воинские части, дипломатические представительства нашей страны за рубежом, сложность формирования членов избирательных участков в таком порядке, вытекающая из требований их строгих внутренних процедур, вызвала бы проблемы на практике.

По этой причине, согласно поправке, это правило теперь стало неприменимым к избирательным участкам, созданным при наличии дипломатических учреждений в зарубежных странах, в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях и местах лишения свободы.

Кроме того, в Избирательном кодексе Республики Узбекистан закреплены все механизмы, с помощью которых люди с ограниченными возможностями могут осуществлять свои права на участие в общественно-политической жизни страны путем голосования. То есть в день выборов было усилено требование о том, чтобы технологическое оборудование в зданиях для голосования — столы, кабинки и урны для голосования - устанавливались с учетом потребностей пользователей инвалидных колясок.

В то же время, если по состоянию здоровья или инвалидности избиратель не может прийти в помещение для голосования избирательного участка для свободного волеизъявления, он сможет воспользоваться правом голоса вне помещения для голосования (избирательного участка), по месту жительства.

Это, в свою очередь, гарантирует, что в форме важного аспекта современного избирательного законодательства наши граждане с ограниченными возможностями как члены нашего общества также имеют возможности эффективно и всесторонне участвовать в политической и общественной жизни наравне с другими через своих непосредственно или свободно избранных представителей, включая их право избирать и быть избранным.

Одной из самых важных гарантий участия в государственном управлении каждого человека, обладающего политическими правами является беспрепятственное осуществление своих избирательных прав в процессах и наличие того факта, что в нашем избирательном законодательстве учитываются права и свобода каждого избирателя. 

ЕДИНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Обеспечение того, чтобы выборы проходили в соответствии с принципами многопартийности и альтернативности, гласности и прозрачности,  в соответствии с требованиями демократических выборов – зависит от вопросов оцифровки процессов с учетом современных тенденций.

В частности, согласно Избирательному кодексу Республики Узбекистан, список избирателей на республиканском уровне определяется в электронном виде. Создание и обновление этого электронного списка осуществляется при помощи информационной системы управления избирательным процессом.

В свою очередь, единственным электронным списком избирателей является государственный информационный ресурс, который содержит информацию об адресах выборных граждан, их постоянных и временных местах жительства, в соответствии с информационными базами уполномоченных государственных органов.

Именно благодаря дальнейшему совершенствованию Единого электронного реестра избирателей (ЕЭРИ) и Информационной системы управления избирательным процессом (ИСУИП) становится возможным четкое определение в электронном виде названий и номеров постоянных и временных местожительств, территорий, улиц, домов и квартир граждан.

Это не просто база данных избирателей, но и инструмент, который служит для обеспечения призмы «равенства» выборов, потому что с помощью этой информационной системы и единого электронного списка избирателей появится возможность контролировать тот факт, что граждане проголосовали только один раз.

Особенно в условиях высокой миграции важно прикрепить избирателя к соответствующему избирательному округу и создать на практике систему, обеспечивающую применение правила «Один избиратель – один голос».

Согласно процедуре, единый электронный список избирателей доставляется в режиме онлайн в соответствующие участковые комиссии на всех избирательных участках. Тем не менее, каждая участковая избирательная комиссия уточняет численность населения, проживающего на территории участка, путем обхода участка от двери к двери.

В соответствии с законом, в реестр избирателей вносятся фамилии граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста до дня выборов или в день выборов, которые постоянно или временно проживают на территории данного избирательного участка на момент формирования списка. Каждый избиратель сможет быть включен только в один избирательный список.

Стоит отметить, что до установки такой системы могли наблюдаться случаи нарушения принципа равного избирательного права граждан, то есть право одного голоса на выборах, в результате обстоятельств голосования с места, где один избиратель значился как в списке постоянно проживающих, так и в списке временно проживающих. 

Исходя из этого, единый электронный список избирателей, реализующий принцип равного избирательного права граждан, обеспечивает ясность и удобство нашим гражданам в использовании их политических прав на участие в государственном управлении посредством выборов.

В заключение следует отметить, что современное избирательное законодательство Узбекистана соответствует общепринятым международным стандартам, критериям проведения свободных и справедливых выборов. Также, основы избирательной системы нашей страны, опирающиеся на наши национальные ценности, эволюционно совершенствуются в результате изучения международных принципов, законодательства и практики передовых зарубежных стран, а также анализа опыта выборов, проведенных в нашей стране за годы независимости.

Фарангиз АВАЗБЕКОВА,

доктор философии по юридическим наукам (PhD)

Комментарии

Шавкат Мирзиёев поздравил Владимира Путина с победой на президентских выборах в РФ

18.03.2024, 10:40

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поздравил Президента Российской Федерации Владимира Путина с убедительной победой на состоявшихся президентских выборах. В послании главы нашего государства отмечается, что высокая явка...
В России стартовало голосование на президентских выборах

15.03.2024, 10:18

В России началось голосование на выборах президента РФ. Выборы президента России проходят с 15 по 17 марта. Впервые они проводятся в течение трех дней и с...
Лукашенко объявил о решении пойти на седьмой президентский срок

26.02.2024, 11:38

Глава Беларуси Александр Лукашенко заявил, что намерен принять участие в президентских выборах. Лукашенко ответил на вопрос о том, пойдет ли он на следующие президентские выборы, и обвинил Запад в попытках «напрячь»...
Посольство России откроет два избирательных участка в Узбекистане

16.02.2024, 13:03

Граждане РФ, находящиеся в Узбекистане, смогут проголосовать на выборах президента России на избирательных участках в Ташкенте и Самарканде.  Об этом сообщила пресс-служба посольства РФ в Узбекистане.По...
Погода: Ташкент
Курсы валют