Госкомконкуренции и защиты прав потребителей и его территориальные структуры получают множество жалоб от потребителей на управляющие сервисные компании (УСК) и предоставляемые ими услуги.
В частности, с января по октябрь 2024 года в Комитет поступило 8434 обращения от потребителей в области жилищно-коммунального обслуживания, строительства и транспорта, из которых 380 относятся к сфере управления многоквартирными домами.
При рассмотрении обращений было обнаружено, что управляющие органы не проводят общие собрания собственников, отчеты о выполненных работах не представляются открыто и не существует возможностей для ознакомления с отчетами онлайн, за неоказанные услуги начисляются необоснованные долги.
В ходе расследований были выявлены управляющие сервисные компании, включившие в договора несколько условий, не соответствующих нормам законодательства или ограничивающих права потребителя.
В качестве примера можно привести, что в договорных условиях ООО “Lochin-Sanjar BK” в Карши предусмотрены штрафы в размере 0,1 процента за задержку платежей по обязательным платежам, однако за несвоевременное выполнение своих обязательств компанией не предусмотрена никакая ответственность.
Такие случаи также наблюдались в Ташкентской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской и Самаркандской областях.
В договоре ООО “Xumo Turon”, действующего в Ферганской области, также указано, что в случае неосуществления платежей в течение 3 месяцев возможно отключение от поставок электроэнергии, газа и воды. Согласно действующему законодательству, УСК не имеют полномочий на отключение коммунальных услуг.
Комитет направил в Инспекцию по контролю в сфере строительства и ЖКХ предложения по решению проблем в деятельности управляющих компаний.