В 60% жалоб фигурируют лица, представлявшиеся сотрудниками компании Click или Центрального банка и, используя личные данные граждан, оформляли онлайн-кредиты. В отдельных случаях на имя одного гражданина было оформлено 5-6 кредитов в различных коммерческих банках.
По данным обращениям следователи органов внутренних дел давали указания коммерческим банкам до установления виновных лиц приостановить начисление и взыскание процентов по кредитам, из-за того, что граждане не пользовались данными кредитными средствами и признаны гражданскими истцами.
Статья 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан устанавливает, что письменные указания и постановления следователя по находящемуся в его производстве делу, данные в соответствии с законом, являются обязательными для всех предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Тем не менее, банки по-прежнему требуют уплаты кредита с пострадавших в результате мошенничества граждан.
Омбудсманом по данному направлению было подано 5 исковых заявлений в суды по гражданским делам в интересах граждан, в результате чего кредитные договоры, заключенные с банками, были признаны недействительными. В одном случае денежные средства, оформленные на имя гражданина, были возвращены в его пользу, а также взыскана компенсация морального вреда.
Рост жалоб в этой сфере преимущественно связан с неосторожностью населения, недостаточным уровнем информационной безопасности и недостаточными экономическими знаниями.
Одним из положительных действий в этой области стало введение Центральным банком Республики Узбекистан временного порядка, направленного на предотвращение мошеннических операций (фрод) с банковскими картами при онлайн-кредитовании физических лиц кредитными организациями. Данный порядок действует с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
По данным Центрального банка, в 2024 году в 463 случаях мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан нанесен материальный ущерб в размере около 15 млрд сумов.
Следует помнить, что по мере развития информационных технологий появляются все новые способы обмана и мошенничества. Для обеспечения информационной безопасности и защиты от мошенничества настоятельно рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:
- Никому не сообщайте свои личные данные, такие как паспортные сведения, номер банковской карты и PIN-коды.
- Избегайте передачи личной информации в социальных сетях или незнакомым лицам.
- Не разглашайте коды подтверждения, пароли или данные для входа в банковские приложения, приходящие на ваш телефон.
- Не скачивайте незнакомые файлы, документы или ссылки, полученные через социальные сети или электронную почту, так как это могут быть вирусы или вредоносные программы.
- Не отвечайте на звонки и видеозвонки с неизвестных номеров, особенно иностранных.
- Если кто-то представляется сотрудником банка или другой организации, запросите подтверждение личности через официальные каналы.