1

ТОП-12 АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИВУ

Обзор 13.02.2017, 16:49
Теги: Пенсии, Образование, Работа
ТОП-12 АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИВУ

Каждый гражданин в процессе оформления той или иной личной документации сталкивается с необходимостью сбора справок, в том числе и из архива. Процедуру эту не всегда можно назвать беспроблемной.

Как раз наоборот: очень часто обращение в архив не приносит удовлетворительных результатов, о чем и сообщают нам в своих письмах многочисленные читатели. В связи с этим мы решили подготовить материал о том, как происходит работа с обращениями в архиве, какова структура данного ведомства, почему теряются документы и многом другом. И помогла нам в этом начальник отдела Государственного архива г.Ташкента Р.В. МИРГИЯСТИНОВА.

- Какие категории граждан чаще всего обращаются в архивы?

- Первоочередная услуга архива - это выдача разного рода архивных справок, за которыми к нам обращаются прежде всего, конечно, граждане предпенсионного возраста, которые в рамках оформления пенсий собирают архивные справки, подтверждающие их трудовой стаж, начисление заработной платы и пр. Следующая категория обращений - от граждан, восстанавливающих свои имущественные права. К примеру, нужно доказать причастность к наследованию дома, при утере кадастра и пр. Ну и третья категория - это те, кто приходит за справками, подтверждающими статус: к примеру, выписки из аттестата, диплома, свидетельства - такие справки часто требуют для оформления документов в посольство.

- Все ли эти запросы может удовлетворить государственный архив?

- Нет, многих граждан приходится отправлять в ведомственные архивы. К примеру, справку об утере личных документов (паспорт) выдает архив МВД, справки, подтверждающие статус брака, место и время рождения, - архив загса. За выписками из диплома или аттестата нужно обращаться в само учебное заведение. Но при этом следует учесть, что книги регистрации и классные журналы хранятся всего 25 лет. Таким образом, если вы захотите восстановить аттестат спустя, к примеру, 30 лет, увы, это будет уже невозможно. Конечно, основной наш наплыв - это запросы о выдаче справок для оформления пенсий. Правда, здесь тоже не все категории граждан подпадают под нашу юрисдикцию. К примеру, военные, кадровые офицеры, медработники при оформлении пенсий обращаются в свои ведомственные архивы - Министерство обороны РУз, Министерство здравоохранения РУз, Министерство юстиции РУз, МЧС, МВД РУз и пр. Документы об их службе, работе, и начислениях заработной платы хранятся там.

- А как быть, к примеру, сотрудникам частных клиник? Их документы хранятся в госархивах или ведомственных?

- Документы частных клиник могут быть сданы как в государственный, так и в ведомственный архив Министерства здравоохранения РУз.

- Что касается обычных пенсионеров, не секрет, что от них поступает много жалоб, - люди очень часто не могут найти документы с предыдущих мест работы…

- Эти проблемы нам известны. И главная причина их в том, что при ликвидации тех или иных организаций не обеспечивается 100%-ная сдача документов в архив. Хочу - сдам, хочу - не сдам. По сути никто (имеется в виду руководитель ликвидируемого предприятия) не несет за это серьезной ответственности. А вторая причина - вина самих руководителей.

- В чем же она проявляется?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять саму систему ведения архивного дела в Узбекистане. Начнем с того, что архивы можно условно поделить на государственные и хозрасчетные. Возьмем, к примеру, Ташкент. Здесь расположены три крупных центральных государственных архива, имеющих свои фонды и хранилища: это Центральный государственный архив РУз, госархив г. Ташкента и госархив Ташобласти, а также функционирует негосударственный (частный) архив при Торгово-промышленной палате Республике Узбекистан. Кроме того, существуют еще и хозрасчетные архивы.

Документы личного состава (они хранятся в архиве 75 лет), т.е. кадровые приказы, бухгалтерские начисления заработной платы - все, что требует представить от будущих пенсионеров Пенсионный фонд, - могут быть сданы и в частные, и в хозрасчетные архивы, и в государственные, в которых, кстати, тоже существует бюджетный (туда организации сдают документы бесплатно) и внебюджетный фонды (где сдача и хранение осуществляются за определенную плату, которая установлена в номенклатуре оказываемых услуг архивных учреждений).

Таким образом, вы видите, что у организаций появился весьма широкий выбор - куда сдавать документы? Конечно, туда, куда дешевле, ведь расценки у всех разные.

В итоге, получилось, что документы личного состава стали принимать и госархивы, причем игнорируя территориальную (районную) принадлежность. Люди ищут свои документы в Мирзо-Улугбекском районе по месту нахождения предприятия, а работодатель сдал их в Ташобластной архив. Это тоже одна из причин, по которой пенсионеры не могут собрать всех справок.

- Если человек не нашел документального подтверждения в архиве своего стажа за определенный период, он «теряет» эти годы?

- В этом случае пенсионеру нужно доказать факт своей работы на том или ином предприятии в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд по гражданским делам по месту прописки. В суде обязательно присутствие как минимум двух свидетелей с паспортами и трудовыми книжками, в которых есть записи, доказывающие наличие периодов совместной работы. Помимо этого, суд учитывает еще ряд факторов, среди которых - наличие архивных справок и записи в трудовой книжке, их четкость, обоснованность (номера приказов, даты принятия и увольнения) и пр. По сути, суд устанавливает отсутствие нарушения порядка ведения трудовых книжек. После изучения и исследования материалов гражданского дела, выслушав пояснения и доводы заявителя, свидетелей, суд принимает решение либо об установлении юридического факта подтверждения трудовой деятельности, либо об отказе.

- Согласитесь, что жалобы на отсутствие документов в архивах в основном касаются мелких частных фирм. Вот, например, часто приходят в редакцию подобные письма: «Раньше работала в частной фирме, при уходе из которой не получила никаких документов, кроме записи в трудовой книжке. Сейчас собираюсь оформлять пенсию, обратилась в архив, а там нет документов этой фирмы… Что делать в таком случае?».

- Если частная фирма нарушила правила сдачи документов в архив при ликвидации, то есть один верный способ найти документы, подтверждающие ее существование. Как известно, при открытии юридического лица необходимо зарегистрировать его в районном хокимияте для получения лицензии на услуги. Точно так же при закрытии, то есть ликвидации юридического лица, руководство фирмы должно сдать в хокимият все учредительные документы вместе с печатью, чтобы фирму сняли с государственного реестра, после чего хокимият выдает справку о сдаче документов в архив. Таким образом, если вы не знаете, в какой архив сдали документы ваши бывшие работодатели, обратитесь в хокимият по месту нахождения фирмы в отдел регистрации и поднимите ликвидационные документы.

- В какие сроки должны выдаваться архивные справки?

- Согласно Закону Республики Узбекистан «Об обращениях граждан» рассмотреть запрос должны в течение 10 календарных дней, в случае сложного индивидуального изучения - в срок до одного месяца.

- Может ли бывший гражданин Узбекистана, находясь уже за его пределами, обратиться в архив письменно или по электронной почте для получения каких-либо документов?

- Конечно, может. Мы часто получаем аналогичные запросы из-за рубежа, в большинстве своем из стран СНГ. Налажена система, по которой через Единый портал государственных услуг (my.gov.uz) граждане могут обратиться в государственные архивы, мы получаем сотни таких запросов.

- Какие документы нужно предъявить для запроса о представлении справок для Пенсионного фонда?

- Прежде всего паспорт, чтобы правильно записать фамилию, имя и отчество, и, конечно же, оригинал трудовой книжки. По сведениям из этого документа наши специалисты сразу отмечают, документы каких организаций хранятся в наших государственных фондах, а какие - в хозрасчетных. Исходя из этого, выдаем справки в установленные сроки или направляем людей в другие архивы, для того, чтобы они могли собрать весь пакет документов, необходимых для назначения пенсии.

- Каковы тарифы за выдачу архивных справок?

- Все справки, необходимые для оформления пенсий, выдаются бесплатно, независимо от вида архива - государственный или хозрасчетный.

- Есть ли платные услуги в архивах?

- Да, к примеру, платной является услуга о запросе на восстановление имущественных прав (к примеру, если утеряны кадастровые документы на дом), которые в архивной терминологии называются запросы тематического характера.

Беседовала Алена ЛИ

Комментарии

Проблему подготовки технических кадров обсудили в ходе презентации главе государства

07.05.2024, 13:09

На презентации главе государства, посвященной проблемам высшего образования, было также проанализировано качество технического образования. В нашей стране ежегодно создаются более трех тысяч промышленных предприятий, на них...
Какие права есть у работника?

07.05.2024, 12:33

— На работе столкнулась с некоторыми трудностями. Хотелось бы подробно узнать о своих законных правах. Расскажите пожалуйста, на что имеет право работник? В. Петреченко, г. ТашкентОтвечает...
Государственный грант в вузах отныне не будет предоставляться на все 4 года

07.05.2024, 08:58

Количество государственных грантов будет определяться исходя из выбора вузов абитуриентами, набравшими наивысший балл. Об этом говорилось на презентации главе государства, в ходе которой обсуждены предложения по...
Министр науки и высшего образования России посетил филиал МИСиС в Алмалыке

03.05.2024, 11:30

В рамках пребывания в Узбекистане министр науки и высшего образования России Валерий Фальков посетил филиал Университета МИСиС в Алмалыке. С 2018 года филиал готовит кадры для...
Погода: Ташкент
Курсы валют