1

"ТЫ НЕ СИРОТА": ИСТОРИЯ О ПРОСТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОДВИГЕ

Культура 29.11.2017, 17:36
Теги: Кино
"ТЫ НЕ СИРОТА": ИСТОРИЯ О ПРОСТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОДВИГЕ

В Республиканском специализированном центре микрохирургии глаза в одной из очередей сидит невысокая скромная женщина: пришла на контрольный осмотр перед операцией. Внезапно, сначала у дверей, а затем по всему коридору, словно волна, пробегает шепоток: «Говорят, там Шухрат Аббасов приехал, известный режиссер… Пойдем посмотрим».

Женщина поворачивает голову и с нескрываемым любопытством смотрит в направлении, откуда должен появиться мэтр кинематографа. Увидев Шухрата Салиховича, она решительным шагом подходит к нему: «Здравствуйте, Шухрат-ака, вы меня узнали?» Он непонимающе смотрит: «Нет, простите». - «Я - Ганка, помните? Ганка! Из вашей картины «Ты не сирота». Через минуту они уже обнимались, как родные люди.

Действительно, все, кто играл в этом легендарном фильме остались друг для друга родными, несмотря на то, что разлетелись, разъехались по разным странам и даже континентам. Ведь эта лента посвящена широте человеческой души, героизму и мужеству обычных людей, взявших в военные годы на воспитание 15 детей-сирот из разных республик, воспитывавших их, как родных, окружив заботой и любовью. Они подарили потерявшим приют малышам и подросткам тепло и ласку, научили каждого доброте, пониманию, мило­сердию, самопожертвованию, вырастив из них достойных людей.

БЫЛА ТАКАЯ СЕМЬЯ…

Этот фильм основан на реальных событиях. В начале Второй мировой войны кузнец Шоахмед Шомахмудов и его жена Бахри Ахмедова откликнулись на призыв к народу Узбекистана - проявить заботу об эвакуиро­ванных детях. Таким образом, бездетная семья за четыре военных года пополнилась пятнадцатью детьми, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и ребята других национальностей. А позже история семьи Шомахмудовых легла в сюжетную канву художественного фильма «Ты не сирота», снятого в 1962 году.

Лента и по сей день вызывает у зрителей самые сильные эмоции, заставляя их плакать и смеяться, переживать и радоваться. Режиссер картины Шухрат Аббасов уверен, что это редчайший случай, когда в одном произведении воплотилась мечта всего человечества.

- Я сдавал фильм в Москве в 1962-м, а сам на просмотр опоздал. Сижу в приемной (в зал заходить после начала уже неудобно), пью кофе. Вдруг открывается дверь, и выходят две женщины. Это были подруги - известная балерина Галина Уланова и министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. И обе с заплаканными глазами. Меня им тут же представили. И Фурцева сказала: «Фильм замечательный, он достоин того, чтобы охватить своими кадрами весь мир». Но тут же спросила: «А можно ли в конце показать саму эту семью?» И я ответил: «Простите, но я не самоубийца. Ведь прототипы совсем не похожи на моих героев». И она согласилась. Кстати, тогда фильм закупили 33 страны.

СОВЕТ ДРУГА

Вообще Шухрат Салихович не собирался снимать фильм об этой семье, все вышло случайно. Когда была закончена работа над кинолентой «Об этом говорит вся махалля», он приехал в Москву по личным делам и встретил там своего друга - режиссера, актера, оператора Малика Каюмова. Тот пригласил соотечественника и коллегу в одном лице на обед в известный ресторан «Арагви». Вот там-то и состоялся первый разговор. Малик поинтересовался, какие творческие планы роятся в голове молодого кинематографиста. А Шухрат не смог ответить. Что он мог сказать? Что за короткий период перечитал море литературы, переговорил с десятками образованных приятелей. Пусто. Ни одной идеи сценария! И тогда Малик спросил, смотрел ли он документальный фильм о семье Шомахмудовых? А затем предложил поработать с этим сюжетом и снять художественный.

- Я удивился, так как сначала не мог понять этого поступка, - признается Шухрат Салихович. - В нашей семье было трое детей, и мать нас поднимала одна - отец погиб в 35 лет. Вспоминаю, как ей было тяжело даже с нами - родными, хотя я с 12 лет уже сам зарабатывал, будучи пастухом. Но возможно ли, чтобы 14 приемышей стали родными? Как поладить с ними? Ведь у каждого свой характер… И я решил какое-то время побыть в семье Шомахмудовых. Пожил, пообщался и решил, что из этой истории может получиться потрясающий киносюжет, а остальное можно додумать.

ВЫМЫСЕЛ, СТАВШИЙ ПРАВДОЙ

Вместе с оператором Хаттамом Файзиевым Аббасов обдумывал каждый образ, каждую деталь фильма «Ты не сирота». Десятки раз переписывалась та или иная сцена. Дошло до того, что Хаттам, не выдержав новой переделки, сломал в ярости карандаш. Но, наконец, сценарий был написан. Теперь стало понятно, что к нему должен приложить руку и хороший литератор. И тогда из Москвы был приглашен замечательный специалист Николай Рожков, выступавший одним из сценаристов известной картины «Сказание о земле Сибирской», который за три дня работы превратил произведение в шедевр. Так и сложилась команда, создавшая эту невероятную историю: сценарист и режиссер Шухрат Аббасов, оператор Хаттам Файзиев, сценарист Ахмад Файзи, литератор и драматург Николай Рожков. Кстати, именно Рожков предложил ввести в семью главных героев сына-фронтовика (в жизни они были бездетными).

- Он так и заявил опешившим сотрудникам: «Давайте пойдем на некоторые неточности. Пусть их сын вернется, и не один, а с мальчиком-немцем», - вспоминает Шухрат Салихович. - Так и сделали. Кстати, когда в 1963-м мы возили фильм «Ты не сирота» на международный кинофестиваль во Франкфурт-на-Майне, где он получил приз, многие коренные жители спрашивали, правда ли, что наш герой привез домой мальчика-немца, интересовались его судьбой. Я понял, что говорить истину о его «рождении» просто нельзя. И поэтому отвечал, что все - чистая правда. После этого в Узбекистан стали приезжать туристы, желающие увидеть места, где разворачивались события, показанные в ленте. И фильм, в свою очередь, обошел весь мир. Я горжусь этой работой, не раз объединявшей людей разных национальностей в мечте о мире и дружбе между народами.

ДОВЕЛИ ДО ПРИСТУПА

Аббасов с улыбкой вспоминает это чудесное время, когда на съемочной площадке удивительным образом сосуществовали две атмосферы: детской непринужденности и строгой дисциплины, без которой, увы, с юными актерами сладить было просто невозможно.

Не обходилось и без проблем. Дети ведь они всегда дети. И однажды они довели-таки до приступа второго оператора фильма - Эсона Каримова. Дело в том, что Эсон-ака был отличным ошпазом, и ему на время съемок поручили кормежку 14 архаровцев. Как-то раз команда особенно хорошо поработала на площадке, и Шухрат Салихович поручил Эсон-ака приготовить «самый вкусный плов, как ты умеешь» и отправил его на рынок за продуктами. Съемки проходили в районе нынешнего парка Алишера Навои, известного своим живописным озером. И вот, возвращаясь обратно, вдоль берега Эсон вдруг увидел на дереве одного из юных актеров - Абиля Азизова (играл мальчика-казаха Сарсанбая). Мальчуган забрался на самую высокую ветку и теперь раскачивался на ней, как обезьянка, с явным намерением от души нырнуть в озеро. А почти по всей линии берега, надо сказать, шел бетонный спуск, и трудно было разобрать, где глубоко, где мелко. Бедный Эсон-ака, мысленно представив, как ребенок летит головой прямо на бетонный парапет, побелел, как стена, выронил продукты. И в тот момент, когда мальчишка с довольным воплем сиганул в воду, оператор погрузился в омут забвения, потеряв сознание. Пришел в себя он уже в машине «скорой помощи».

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ…

Если истории со съемочной площадки были полны веселых курьезов, то жизнь самих Шомахмудовых порой состояла из самых драматичных моментов. До наших дней, например, дошла такая легенда…

Когда приходили поезда с очередными беженцами, кузнец с женой отправлялись на вокзал в пункт распределения. В то время в пункты выстраивались очереди, так как люди искренне стремились помочь обездоленным приезжим. Однажды Бахри и Шоахмед опоздали, а, прибежав, обнаружили, что в комнате остался только грудной малыш. Он лежал на столе и даже не плакал. «Вы пришли слишком поздно, всех разобрали», - сказали им. Шоахмед стал упрекать жену за долгие сборы, но она ответила: «Мы не опоздали, я заберу этого ребенка». «Зачем? - удивились служащие приемника, - не стоит его трогать. Этот пятимесячный младенец - не жилец. Так что пусть останется здесь, мы позаботимся о нем до последней минуты». Но Бахри решительно заявила: «Даже если жить ему осталось недолго, не брошу. Отдайте». И ей подчинились. Придя домой, Бахри тут же занялась малюткой. Всю ночь женщина согревала ребенка своим теплом, давала ему никогда не знавшую молока грудь. И случилось чудо, о котором потом долго говорили в округе, - молоко пришло! И она выкормила младенца, дав ему вторую жизнь. Сколько же желания было в этом искреннем и добром сердце, что Бахри сумела сделать сказку реальностью!

ГАНКА

Но вернемся к началу нашего повествования… Спустя не один десяток лет одна из актрис, игравшая маленькую девочку-беспризорницу Ганку, вновь встретила своего первого и единственного режиссера. И всколыхнулись воспоминания, зарумянились щеки, а в голосе появились почти детские нотки.

- Я познакомилась с Шухратом Салиховичем на пробах, - рассказывает Наталья Никонова, сыгравшая Ганку. - Меня, одиннадцатилетнюю, за компанию с сыном взяла соседка. В итоге ее мальчик не прошел, а меня приняли, записали фамилию, адреса предприятий, где работают родители. Прошло месяца два, и на завод, где работала мама, приехала красивая женщина на черной машине. Все смотрели с восторгом, а мама была напугана и все спрашивала: «Что случилось?» Потом нас забрали на пробные съемки. Сначала были фотопробы, потом снимали сценические эпизоды. Я неплохо пела, что понравилось режиссеру.

После фильма «Ты не сирота» Наташа сниматься не пыталась. У нее в жизни началась другая полоса, в которой были трудности и радости, уже не связанные с кинематографом.

- Конечно, съемки остались ярким событием в моей жизни, - говорит она. - Но, я думаю, что и без кино прожила хорошую, интересную и насыщенную жизнь.

Правда, в ранней молодости (через семь лет после своего детского дебюта) она ездила на пробы на киностудию, но безразличное отношение перечеркнуло все порывы. А ее гордый нрав не позволил просить и дожидаться. Больше она там не бывала.

- Я ни о чем не жалею, в моей творческой жизни есть самое лучшее - общение с магом своего дела Шухратом Салиховичем, - смеется она. - До сих пор помню тот день, когда у него родился первенец - сын. Мы снимались в школе, в которой была оборудована больница с палатой для нашей киномамы Лютфи Сарымсаковой. Ренат, которого играл Валера Рожаев, должен был лезть к окну. И вот он почти добрался, как вдруг прибежал помреж и что-то шепнул режиссеру. И тут наш Ренат чуть не рухнул с окна, так как раздался восторженный крик: «Сын родился! Все свободны! Ура! Сы-ы-ын!» Для нас это было большой удачей, так как до этого момента съемки порой велись даже в ночное время.

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

Они получали 60 рублей в месяц - большие деньги для маленьких актеров. В первую зарплату Наташиной маме позвонили со студии прямо на работу и предупредили, что ее дочь едет к ней с деньгами. И она вышла на дорогу встречать. Девочка бежала по улице с радостным криком: «Мама, я денежку получила!» И все прохожие оборачивались и улыбались.

Наташа вспоминает кадры, которые снимали на вокзале, когда искали Рената, а нашли ее, маленькую Ганку. Тогда за ограждением собралось много народа. А по перрону шли солдаты и пели песню о войне. Люди за оградой плакали, настолько это было трогательно. Тогда, в 1960-е, воспоминания о войне были еще свежи в памяти каждого. Даже пожилые мужчины и те рыдали, не стесняясь слез.

- Мой персонаж - Ганка - появляется почти в самом конце фильма, - вспоминает Наталья. - Так что съемки многих сцен я просто не застала, а вот со всеми ребятами отношения сложились замечательные. Особенно подружились с Маликой Ахмедовой, игравшей девочку Барно. Малику представлять не надо, она стала нашей известной танцовщицей.

Одной из первых уехала из Узбекистана Дзидра, которую сыграла известная ныне российская актриса, супруга Михаила Боярского, Лариса Луппиан. А вот судьба Наташи Митрохиной (Нади) стала известна случайно и только на миг. Много лет назад Наталья как-то увидела ее за прилавком магазина для новобрачных в отделе парфюмерии.

- Она почти не изменилась, - улыбается «Ганка». - Фима Каминер (Абрам) тоже уехал, отучился в каком-то престижном университете. А мальчик, который играл немца Густава, Петя Колесников, погиб в 17 лет: полез на этаж открывать соседям замок и сорвался. Давно все это было… Она помнит каждого, и как хотелось бы собрать их снова и увидеть, кто каким стал. Ведь молодость не проходит бесследно…

- Особенно запомнилась Лютфи-опа, - с нежностью говорит Наталья. - Она всегда приезжала с полными сумками, привозила нам что-нибудь вкусненькое. Маленькая, сухонькая, почти с нас ростом, но такой большой талант. Она не знала русского языка, но, вот парадокс, мы прекрасно ее понимали: они говорила с нами взглядом, в котором светилась такая искренняя любовь и теплота. Я до сих пор это помню. Ведь такое не забывается…

Ольга ФАЗЫЛОВА,

фото из архива Н. Никоновой

Комментарии

Гонсть 17.05.2020, 06:24
незнала что дзидра жена боярского она моя землячка я жила на улице сарыкульской около индустриального техникума а она около железнодорожного техникума на 9 мая услышала ее голос по маяку она сказала что зовут ее лариса генадьевна и она снималась в фильме ты не сирота в ташкенте я знала просто в каком доме и дворе она жила но она меня лично не знала просто детьми бегали к ним во двор играть мне 73года и вот случайно услышала по просмотру фильма повторного просто приятно землячка как никак сама тоже 10лет в россии в челябинской обл копейске когда смотрю фильм ты не сирота слезы набегают сильнейший фильм привет огромный ларисе и здоровья и всего всего наилучшего целую галина андреевна
В Учкудуке прошел показ фильма «Судья»

07.05.2024, 16:58

В молодежном центре Учкудукского района в рамках мероприятий «Кинокараван» в Навои прошла творческая встреча и показ фильма «Судья».  Также была организована творческая встреча, в которой приняли...
Узбекских кинематографистов пригласили на кинофестивали в Китае

07.05.2024, 08:38

Председатель правления Национального центра развития кинематографии – директор Агентства кинематографии Фирдавс Абдухаликов провел встречу с китайской делегацией. Ее возглавлял председатель комитета по международным связям Китайской киноассоциации,...
Еще один узбекский фильм стал победителем международного кинофестиваля

06.05.2024, 15:03

2-3 мая в Измире (Турция) прошел Международный кинофестиваль «Турон».  В фестивале приняли участие кинематографисты тюркских стран: Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции, Азербайджана, а также из Ирана, Франции...
В Ташкенте стартовала неделя «Кино и молодежь»

04.05.2024, 13:15

По случаю старта недели  «Кино и молодежь» в Доме кино «Ренессанс» состоялся показ художественного фильма «Аёл кисмати» (Судьба женщины), снятого по заказу Агентства кинематографии.  В нем...
Погода: Ташкент
Курсы валют