1

КАК РАБОТАЛИ НАРОДНЫЕ ПРИЕМНЫЕ В 2017 ГОДУ: ИТОГИ И СТАТИСТИКА

Общество 10.01.2018, 14:13
Теги: Виртуальная приемная, Диалог с народом
КАК РАБОТАЛИ НАРОДНЫЕ ПРИЕМНЫЕ В 2017 ГОДУ: ИТОГИ И СТАТИСТИКА

Год диалога с народом и интересов человека… Эта тема ушедшего 2017-го, объявленная Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, принесла с собой множество нововведений и прежде всего создание такого института государственной власти, как народные приемные, для решения вопросов граждан.

Насколько эффективной оказалась их работа? Каков масштаб принятых обращений, и сколько из них решено положительно? Продолжат ли народные приемные свою работу и в будущем году? Об этом и многом другом мы попросили рассказать главного инспектора Аппарата Президента Республики Узбекистан Мансура АБДУСАТТАРОВА.

- Заявки, поступившие в народные приемные, рассматриваются в строгом соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц». Главная цель всей работы - обеспечить оперативное и тщательное рассмотрение обращений и решение вопросов, касающихся законных интересов граждан. Также хочу отметить: несмотря на то, что приемные были открыты в Год диалога с народом и интересов человека, они продолжат функционировать и в 2018-м.

- Каким образом человек может задать вопрос в народную приемную?

- Чтобы работа по своевременному решению вопросов, указанных в обращениях граждан, стала максимально эффективной, была создана специальная система. Она позволяет направлять обращения юридических и физических лиц на имя Президента Республики Узбекистан: граждане могут позвонить в call-центр по номеру 1000 или 210-00-00 и устно изложить свои проблемы либо отправить онлайн-обращение на сайт pm.gov.uz. Также можно лично посетить народную приемную Президента Республики Узбекистан в любом районе и городе. В народных приемных оборудованы соответствующие помещения, подключен Интернет, работают специалисты с юридическим образованием. Этот способ обращения дает человеку возможность не только грамотно составить заявление, но и получить компетентную консультацию юриста и других специалистов, также ему помогут собрать пакет документов и т.д.

- Расскажите о процессе сортировки обращений граждан и процедуре контроля за исполнением жалоб.

- На первом этапе идет фиксация всех обращений, сбор данных, справок и документов от заявителей. На втором поступающие жалобы и предложения рассматриваются и направляются на исполнение в соответствующие министерства, ведомства, хокимияты. Этим занимается Служба по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц. Ее сотрудники осуществляют системный мониторинг и контроль за приемом, обработкой и принятием решений по обращениям, поступившим в виртуальную и народные приемные, а также направленным по принадлежности в государственные органы и органы хозяйственного управления.

- Каков механизм рассмотрения обращений, принятия решений?

- Специалисты Службы по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц выезжают на места, выявляют недостатки по работе с обращениями граждан, принимают меры по поступившим жалобам. Представители госорганов на местах также проводят выездные приемы граждан. Отчет о проделанной работе ежемесячно направляется в вышеупомянутую службу. В свою очередь, там изучают эти отчеты, анализируют качество рассмотрения обращений, а также выявленные системные проблемы. Ведь цель создания народных приемных - не только качественное решение вопросов по обращению конкретного человека, но и выявление недостатков в целом.

- Почему часты случаи, когда граждане безуспешно пытаются решить проблему с помощью различных государственных учреждений, но только после подачи заявления в народную приемную дело, наконец, сдвигается с мертвой точки?

- Многие годами не могут получить компетентный ответ на свою жалобу, соответствующие органы на местах занимаются отписками. Обращения граждан в государственные учреждения нередко решаются неэффективно, игнорируются. Но когда за дело берется виртуальная приемная, ситуация приобретает иной оборот. И примеров могу привести немало. Вот, например, в жилом доме протекает крыша. Куда в первую очередь обращаются жильцы? В ТЧСЖ, чья прямая обязанность - следить за состоянием коммунальной инфраструктуры, вовремя проводить ремонт, предоставлять по заявкам граждан сантехников и других рабочих. Руководство ТЧСЖ обещает починить крышу, но позже - когда будут деньги. Тогда граждане обращаются в районный хокимият, однако и здесь та же ситуация - ждите. Согласно Закону РУз «Об обращениях физических и юридических лиц» государственные органы обязаны принимать меры для полного, объективного и своевременного рассмотрения обращений в течение 15 дней. Обязательства выполняются, но часто в виде отписки «Принять к исполнению», направляемой в то же товарищество. А время идет, крыша течет. Тогда граждане обращаются к нам.

Деятельность виртуальной приемной позволяет выявить системные недостатки в организации работы госорганов с обращениями граждан и найти действенные решения. Служба по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц не только курирует выполнение заявок граждан госорганами на местах, но и получает в обязательном порядке отчеты и фотоматериалы «до» и «после» от этих организаций по проделанной работе. Эти данные систематизируются и архивируются. Кроме того, мы должны получить подтверждение заявителя о законном решении вопроса на портале pm.gov.uz или в письменном виде. Если человек не будет удовлетворен решением своей проблемы в рамках закона, то его обращение не снимается с контроля. Примечательно, что такой системы или подобных ей аналогов по работе с гражданами больше нет ни в одной стране мира.

- В какие структуры больше всего поступает запросов и жалоб?

- Есть госорганы, куда поступает наибольшее количество дел по решению вопросов граждан. Они распределены так: на первом месте - МВД, затем - Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство юстиции, далее - Министерство финансов, Министерство здравоохранения. Из органов власти на местах наибольшее количество жалоб поступает по вопросам, курируемым хокимиятами столицы и Ташкентской области.

- О чем говорит рост популярности виртуальной приемной у граждан?

- О повышении правовой грамотности населения, уверенности в своей правоте и доверии к нам. А вопросы, которые годами ждали своего решения, «обрастали» отписками и иными подобными «документами», просто всплыли на поверхность. Тысячи из них уже решены положительно, но работы еще предстоит много.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

- Важно отметить, что логическим продолжением развития народных приемных стал Указ Президента страны «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» от 12.12.2017 г. за № УП-5278. В комментарии к указу отмечено, что «важнейшим нововведением, не имеющим аналогов, является активное задействование в оказании государственных услуг недавно созданных уникальных институтов - народных приемных Президента Республики Узбекистан». Предусматривается, что под непосредственной координацией народных приемных будут созданы центры государственных услуг, которые станут функционировать как единое целое на районном и городском уровнях.

В соответствии с указом образован отдельный государственный орган - Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции с территориальными подразделениями, на которое возложена ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере.

В указе предусмотрены меры по созданию Единого реестра государственных услуг, разработке единых административных регламентов по каждому виду госуслуг, внедрению информационных систем, ресурсов, баз данных и программных продуктов в агентстве, его территориальных управлениях и центрах государственных услуг. Это позволит внедрить важный принцип: «Двигаются документы, а не граждане».

Языком цифр

Народные приемные были открыты во всех областях, районах и городах Узбекистана: всего 207.

За год в народные приемные поступило 1 454 231 обращение, из которых 1 395 887 нашло свое решение.

Наибольшее количество обращений поступает из г. Ташкента и Ташкентской области (это частично связано с тем, что основная часть пользователей Интернета приходится на столицу), Кашкадарьинской, Ферганской и Андижанской областей.

Самые актуальные вопросы и темы, которые затрагивают в своих обращениях граждане Узбекистана:

  • обеспечение жильем - 8,675%;
  • трудоустройство - 5,826%;
  • судебные дела по гражданским вопросам - 3,379%;
  • алименты - 3,144%;
  • материальная помощь - 2,949%;
  • детские пособия - 1,858%;
  • судебные дела по уголовным вопросам - 1,578%;
  • обеспечение природным газом - 1,444%;
  • вопросы здравоохранения - 1,319%.

Наиболее частыми являются обращения в сфере деятельности:

  • МВД РУз;
  • Верховного суда РУз;
  • Генеральной прокуратуры РУз;
  • Министерства занятости и трудовых отношений РУз;
  • Министерства здравоохранения РУз.

Сурия МАГДЕЕВА

Комментарии

Шавкат Мирзиёев принял участие в ифтаре в Намангане (фото)

26.03.2024, 08:03

Президент Шавкат Мирзиёев 25 марта принял участие в ифтаре, который был организован по всей стране. "В этом году с особой теплотой и предвкушением наш народ встретил...
Шавкат Мирзиёев сегодня посещает Наманганскую область

25.03.2024, 10:38

Сегодня Президент Шавкат Мирзиёев посетит Наманганскую область. Глава государства ознакомится с реализуемыми проектами в различных отраслях экономики и даст старт строительству крупных энергетических объектов, посетит махалли....
Шавкат Мирзиёев поучаствовал в приготовлении сумаляка в столичной махалле (видео)

20.03.2024, 07:54

Президент Узбекистана накануне побывал в махалле Дилбулок Яккасарайского района столицы.На основе государственно-частного партнерства здесь было построено современное здание схода граждан. Отремонтированы подъезды многоэтажных домов, внутренние...
Президент посетил школу шахмат и библиотеку в Мархаматском районе

16.02.2024, 08:15

Президент посетил школу шахмат и библиотеку в Мархаматском районе Андижанской области. В школе, носящей имя Эркина Вохидова, дети учатся шахматам в свободное от уроков время. Для...
Погода: Ташкент
Курсы валют