В Государственном академическом Большом театре им. Алишера Навои состоялись сразу две премьеры - одноактные балеты Н.Римского-Корсакова «Шахерезада» и И. Стравинского «Жар-Птица».
Для постановки в ташкентский театр был приглашен Народный артист России, солист балета, режиссер и балетмейстер Андрис Лиепа.
В начале вечера Андрис Лиепа, спустившись в зрительный зал, рассказал о своих постановках (видео в Tas-Ix)Эти шедевры, поставленные в начале XX века великим русским хореографом Михаилом Фокиным, обошли лучшие балетные сцены мира. Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» на сюжет сказки «О царе Шахрияре и его брате», в которой царевна Шехерезада благодаря своему красноречию избавляет от смерти молодых жён из гарема Шахрияра. Восточный колорит музыки Римского-Корсакова вобрал в себя шум моря, весёлые мелодии празднеств в Багдаде и певучие темы сказок Шехерезады. После премьеры балет начал своё триумфальное шествие по миру, ему рукоплескали в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Москве и других городах России.
Второй балет - «Жар-птица» Игоря Стравинского, тоже в хореографии Михаила Фокина ( оформление Александра Головина и Леона Бакста).
Произведение было создано по заказу Сергея Дягилева для тех же «Русских сезонов в Париже», и премьера на сцене Гранд-Опера прошла также в 1910 году. В главных партиях танцевали Тамара Карсавина (Жар-птица) и Михаил Фокин (Иван-царевич). Балет, как и «Шехеразада», сказочный, но основан на русских народных сказках о волшебной Жар-птице. В России впервые эти произведения впервые были восстановлены Марисом Лиепой, а вместе с еще одним одноактным балетом Стравинского («Петрушка») они послужили основой фильма-балета «Возвращение Жар-птицы», режиссером которого стал Андрис Лиепа. С 1994 года шедевры М. Фокина украшают репертуар Мариинского театра.
Ассистентами балетмейстера Андриса Лиепы в постановке спектаклей стали заслуженный артист России, хореограф Игорь Пиворович и Вячеслав Хомяков.
В другом балете Замир Фазлутов – Шах Шахрияр, Тимур Шангариев – Земан, его брат, правитель Персии, Мадина Юсупова - Зобеида, Улугбек Олимов - Золотой Раб, Равшан Чарыев - Евнух, три одалиски – Виолетта Бондяс, Мафтуна Хуснитдинова, Ситора Хисматова.
Говоря о декорациях, Андрис Лиепа в интервью журналистам отметил, что они восстановлены по найденному в Третьяковской галерее эскизу.
"Костюмы артистов отличаются сложностью вышивки, затейливостью форм и яркостью тканей. В Ташкенте мы начали работать с пятью составами, сейчас костюмы готовы для двух. Наряд для Надиры Хамраевой был привезен из Москвы – я заказал его у того самого мастера, которая 25 лет назад составила этот образ для Нины Ананиашвили на сцене Большого театра. Маска Кощея была заказана в Минске, именно там живет потрясающий скульптор, который работает с латексом", - отметил народный артист России.
Грандиозная премьера состоялась при поддержке ООО "Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани"
Отметим, за последние полтора года в театр неоднократно приглашались известные балетмейстеры для новых постановок. Так, в феврале этого года здесь состоялась премьера балета«Дама с камелями», для работы над которым был приглашен турецкий балетмейстер-постановщик Мехмет Балкан. Затем ташкентский зритель смог увидеть оперу «Демон» в постановке режиссера - постановщика Мариинского театра Иркина Габитова, в качестве консультанта и педагога–репетитора театр посетил Азарий Плисецкий.
Сурия Магдеева
Фото: Юрий Полянский