1

Эксперт ИСМИ: Надо находить конкретные, а не утопические пути решения экономических задач

Обзор 18.08.2020, 19:19
Теги: Экономика
Эксперт ИСМИ: Надо находить конкретные, а не утопические пути решения экономических задач

В интернете появилась новая статья «Как сделать правительство эффективным» экономиста Юлия Юсупова, которая вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов. 
 

В статье автор раскрывает то, в чем он видит обязанности государства, пишет главный научный сотрудник ИСМИ,  доктор экономических наук Дмитрий Тростянский.

"Государство действует в рамках закона, работает на интересы населения, создает максимально благоприятные условия для развития экономики, обеспечивает эффективные правила игры на рынках, организовывает дееспособные системы образования и здравоохранения, а также корректирует некоторые недостатки рынка.

При этом не стоит забывать, что Узбекистан — это развивающаяся страна. Отличие развивающейся страны от развитых стран состоит в том, что экономика и бизнес не столь конкурентоспособны как в развитых странах и, следовательно, нуждаются в укреплении своих конкурентных преимуществ, что практически невозможно без проведения направленной на это государственной политики.

В развивающихся странах, как правило, экономические задачи шире, чем в развитых.  В их числе обеспечение экономической стабильности, реализация целей и задач развития страны; регулирование экономических процессов, стимулирование экономической активности, поддержка базовых отраслей и развитие инфраструктуры; обеспечение социальной справедливости, защита интересов уязвимых слоёв общества, поддержка здравоохранения, образования, жилищного строительства, системы общественного транспорта. 

Государство должно быть сильным и дееспособным, в этом автор прав. Но для этого оно должно быть функционально готовым решать задачи, препятствующие развитию страны, обладая необходимыми для этого полномочиями. И сложившаяся в республике система направлений поддержки со стороны государства экономики, бизнеса и населения в основном соответствует стоящим задачам на современном этапе развития. 

Говоря о предприятиях, создаваемых в рамках государственных программ, автор отмечает, что они, «как потом часто выясняется, могут существовать только при ограничении конкуренции, колоссальных льготах и/или вливаниях со стороны государства». В принципе такое может быть, не исключены ошибки в бизнес – планах, а также изменения мировой конъюнктуры, ломающие ранее сделанные расчеты. Можно было бы согласиться с утверждением о том, что есть случаи, когда инвестиции не оправдывают ожиданий с самого первого дня ввода их в эксплуатацию. Но такие случаи достаточно редки и нет ничего странного в том, что им оказывается государственная поддержка до их вывода на проектную мощность и окончательного встраивания в цепочку создания стоимости. 

Вызывает недоумение постулат автора, что «наша система государственного управления фактически не реформирована еще с советских времен», особенно, когда это озвучивается человеком, присутствующим в экономической аналитике с самого начала переходного периода.

И именно необходимость изменить систему государственного управления, исходя из требований времени, обусловила начало нового этапа реформ. Начиная с 2017 года, осуществляются кардинальные меры по реформированию практически всех направлений государственной политики в сторону либерализации экономики и общественной жизни. Принята Концепция административной реформы в Республике Узбекистан. 

В этом контексте можно рассмотреть создание центров оказания госуслуг. Граждане сами, положа руку на сердце, могут оценить насколько деятельность таких центров помогла им, стало ли легче получение нужных документов и материалов без потери времени, нервов и энергии. А ведь именно в этой точке, где соприкасаются две стороны, народ и государство, чувствуется реальное изменение отношения к гражданам, на основе принципа - государство должно служить народу, а не наоборот.

С другой стороны, нельзя не заметить реальных сдвигов в разработке госпрограмм и концептуальных документов в последние годы. Проекты этих документов выставляются в открытый доступ на портал regulation.gov.uz и обсуждаются с привлечением широких кругов общественности, что способствует улучшению качества их проработки. Впрочем, автор в курсе, так как и сам принимал в этом активное участие - приветствовал либерализацию валютной политики, участвовал в разработке и продвижении концепции новой налоговой политики, которая воплотилась в новом Налоговом кодексе. 

Многое в стране было сделано в последнее время, что нельзя причислить к глобальным преобразованиям, но значимость которых для населения велика. Так, в связи с устранением проблем с пропиской сегодня предприниматель из Ташкента может спокойно создать со своими друзьями-программистами из Андижана и Бухары свой бизнес в Ташкенте. Также в связи с искоренением детского труда дети могут фокусироваться на учебе, что обязательно скажется положительно для их будущего.

Так как автор в курсе проводимых реформ, от него, с его локальным опытом и знаниями, можно было бы ожидать конструктивных предложений по узким местам проводимых реформ и их устранению, а не огульного отрицания всей системы государственного управления с предложением замены всех ныне действующих должностных лиц – это утопия, «крик души». 

В связи с пандемией первоочередными задачами правительства стали спасение жизни людей, обеспечение продовольствием и необходимыми медикаментами, налаживание работы всех отраслей в условиях карантинных ограничений, социальная поддержка наиболее уязвимых групп населения. 

В целом же в статье не представлены какие-либо рациональные предложения относительно форм и методов экономического управления. Основной аргумент автора, изложенный в конце статьи, сводится к тому, что необходимо провести кардинальные изменения в структуре правительства, а какие именно – совсем не ясно. 

Как показал анализ, в зоне реализации проекта повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, в частности фруктов в дехканских хозяйствах на 312%, в фермерских хозяйствах – на 283%, урожайность винограда увеличилась на 125%. Также снизилась затопленность населенной местности в зоне проекта на 80% с 64,7 до 13,1%. Непосредственными бенефициарами проекта стали 583 тыс. человек, из которых 49% составляют женщины 

Говоря об эффективности или неэффективности экономической политики лучше опираться на более объективные критерии и сигналы. Автор не учитывает простые факты: в  докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса» Узбекистан за 4 года поднялся на 18 позиций и вошел в 2020 году в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата. Игнорирует признание журнала The Economist, который назвал Узбекистан страной года в 2019 году. В том же году в рейтинге восприятия коррупции Transparency International Узбекистан поднялся сразу на 5 строчек, а в 2017 году, ЕБРР возобновил свою деятельность в Узбекистане.

Свобода слова является неотъемлемой частью нового Узбекистана. Отрицание наличия многих проблем не помогает, а однобокое восхваление или порицание усугубляет ситуацию, способствует замедлению реформ. Наша задача поставить диагноз и найти конкретные, а не демагогические или утопические пути решения". 

Главный научный сотрудник ИСМИ, 

доктор экономических наук

Тростянский Дмитрий Валерьевич

Комментарии

Подведены итоги Ташкентского международного инвестиционного форума

06.05.2024, 14:56

По итогам Ташкентского международного инвестиционного форума-2024 (ТМИФ) были подписаны соглашения на общую сумму $26,6 млрд.  Для сравнения, в 2022 году на ТМИФ было подписано 167 документов...
У предпринимателей текстильной сферы налоговые проверки проводиться не будут

06.05.2024, 10:44

Принят Указ Президента «О мерах по выведению на новый этап развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности» (УП №71 от 01.05.2024 года). Согласно Указу, уровень переработки пряжи будет...
Узбекистан и Кыргызстан намерены довести товарооборот до двух млрд долларов

04.05.2024, 11:00

Узбекистан  и Кыргызстан намерены довести товарооборот до двух миллиардов долларов. Об этом стало известно в ходе 11-го заседания Межправительственной комиссии в Ташкенте.  В нем приняли участие...
Президент провел вторую пленарную сессию Совета иностранных инвесторов

03.05.2024, 14:06

В резиденции «Куксарой» состоялась вторая пленарная сессия Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан. В мероприятии под председательством главы нашего государства приняли участие президент Европейского банка...
Погода: Ташкент
Курсы валют