Из-за отсутствия конкуренции на внутреннем рынке АО «Узбекистон темир йуллари» не заинтересовано в повышении качества услуг и применении гибкой тарифной политики.
Об этом говорилось в ходе заседания комитета Сената по бюджету и экономическим реформам, прошедшем в Антимонопольном комитете. В ходе заседания обсуждалась реализация Закона «О конкуренции» акционерными обществами «Uzbekistan Airways» и «Uzbekistan Airports», «Узбекистон темир йуллари» и «Узметкомбинат».
Отмечалось, что существует ряд факторов, негативно влияющих на состояние повышения конкурентоспособности и развитие конкурентной среды в железнодорожной сфере. Наличие неспециализированных активов в АО «Узбекистон темир йуллари» ограничивает возможность привлечения больших объемов финансирования, необходимых для реализации проектов по развитию железнодорожной промышленности.
В то же время в АО «Узбекистон темир йуллари» сегодня слабая система применения цифровой продукции.
Еще одна особенность. Инвентарный парк АО «Узбекистон темир йуллари» имеет высокий уровень износа, наблюдается дефицит вагонов. Возраст более 80% имеющихся вагонов превышает 30 лет, отмечается в сообщении Сената Олий Мажлиса. Кроме того, в системе АО «Узбекские железные дороги» используются различные формы ограничения конкуренции. В частности, прямые договоры обществом заключены всего с 4 экспедиторскими организациями. Деятельность других экспедиторов организованы только через эти организации, что создает неравенство для участников на рынках товаров, финансов и услуг.
В результате чрезмерного регулирования доступа к вокзалам в системе оказания населению государственных услуг, усиления бюрократических принципов не применяется международная практика, позволяющая в высокой степени использовать возможности самообеспечения вокзалов.
По данным пресс-службы Антимонопольного комитета, согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте» предприятия железнодорожного транспорта, железные дороги общего пользования и другое имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающее непрерывность транспортного процесса, безопасность движения и аварийное восстановление, являются исключительной государственной собственностью.
Наличие данной нормы в законодательстве, т.е. тот факт, что рынок железнодорожных услуг полностью принадлежит АО «Узбекистон темир йуллари», собственнику и единственному перевозчику железнодорожной инфраструктуры, препятствует созданию конкурентной среды в данной сфере. В то время как в мировой практике на рынке грузовых услуг создана конкурентная среда и более 50 процентов доли этой сферы принадлежит частному сектору.
В связи с этим было озвучено предложение о необходимости пересмотра требований законодательства, ограничивающих конкуренцию.
Участников заседания, а именно руководство Антимонопольного комитета интересовал и другой вопрос: когда и каким образом будет реформироваться тарифная политика АО, учитывая то, что нынешняя тарификация «10-01» разработана в 2000 году. Представитель АО ответил, что по данному вопросу запланирована работа совместно с Министерством финансов и Министерством транспорта республики Узбекистан.
Обсуждали также тему внедрения Антимонопольного комплаенса на предприятиях АО «Узбекистон темир йуллари». Комитет озвучил свою готовность в практической помощи по данному вопросу, включая организацию обучения специалистов. Рассмотрены поручения Президента Республики Узбекистан в рамках стратегии действий, по разделению АО «Узбекистон темир йуллари» на два отдельных хоз.субъекта. Первый должен отвечать за эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта, второй – за перевозки.