Текущие оптовые цены на картофель в Узбекистане в полтора раза превышают уровни, зафиксированные в аналогичный период прошлого года.
Узбекистан сохранял лидерство по абсолютным значениям цен на картофель в регионе, лишь на прошлой неделе уступил первое место Таджикистану.
За последние 4 года в Узбекистане наблюдается высокая волатильность цен на картофель. По оценкам экспертов EastFruit в 2017 году цена на этот продукт выросла на 90%, а по итогам прошлого года Госкомстат республики сообщил о росте в 42%. Безусловно, инфляция в эти годы тоже ускорилась, но темпы роста цен на картофель в несколько раз превысили как общий уровень инфляции, так и по группе продовольственных товаров.
Чем обусловлен резкий рост цен на картофель в Узбекистане за последние несколько лет? Эксперты EastFruit проанализировали тенденции в производстве, импорте и потреблении картофеля за последние два десятка лет, и выделили основные причины такого роста.
Если обратить внимание на динамику темпов роста производства картофеля, то в ней выделяются данные за последние 4 года. С 2017 по 2020 год средний показатель прироста составил 3,1% в год – все же выше, чем среднегодовой прирост населения, но намного ниже аналогичного показателя за предыдущие 4 года: с 2013 по 2016 год производство картофеля увеличилась в среднем на 8,2%.
Более того, в общей картине соотношения темпов роста численности населения и объемов производства картофеля выделяются два случая: в 2017 году прирост производства оказалось несколько раз ниже, чем темп роста населения, во втором случае (2020 год) тоже ниже, но не намного. Как раз на эти годы приходятся высокие уровни роста цен на картофель: в 2017 году цена выросла почти в два раза, в 2020 — на 42%.
Чтобы представить наиболее полную картину, нужны еще два компонента – объемы импорта и экспорта. Поскольку Узбекистан практически не экспортирует картофель (объемы экспорта настолько малы, что ими можно пренебречь), то достаточно добавить импорт, чтобы сформировать замкнутую систему, позволяющую увидеть целостную картину баланса спроса и предложения в упрощенном виде: производство + импорт = потребление + экспорт.
Почему цены на картофель выросли столь резко?
Как видно из таблицы, в 2017 году стагнация в увеличении производства картофеля была компенсирована импортом, почти в 4 раза больше чем в предыдущем году. Увеличение цены на 90%, несмотря на «наполнение» внутреннего рынка импортным картофелем, объясняется тем, что рост цен предшествовал импорту, создав экономический стимул импортерам, поскольку себестоимость импортной продукции формируется исходя из конъюнктуры на мировом рынке и логистических расходов. Последнее составляет весомую долю в себестоимости импортированного картофеля на внутреннем рынке. Тем не менее, импорт предотвратил дальнейший рост цен.
В 2018 году три фактора позволили снизить цены на картофель на 28%:
а) производство выросло на 4,2% (2,3 раза больше, чем прирост населения в том же году);
б) цена на картофель была уже высокая, что не мешало увеличить объемы импорта;
в) в начале года правительство приняло решение об освобождении от уплаты НДС сроком до 1 января 2019 года импорт картофеля.
В следующем 2019 году производство картофеля увеличилось на 6% к предыдущему году (3 раза больше, чем темпы роста численности населения в этом же году), объем импорта вырос почти до 300 тыс. тонн, оборот по реализации местного картофеля был освобожден от НДС и все это в комплексе позволили обеспечить ценовую стабильность. Цены на картофель выросли лишь на 12%, ниже уровня инфляции.
В 2020 году цена на картофель выросла на 42%, почти в 4 раза выше общего уровня инфляции в том же году. Здесь можно выделить сразу пять факторов.
1. Из-за коронавирусной ситуации в мире и потери работы, около 600 тыс. трудовых мигрантов – узбекистанцев вернулись на родину. Более того, значительная часть потенциальных трудовых мигрантов – это сезонные рабочие, которые уезжают на заработки в начале весны и возвращаются домой осенью, с наступлением холодов. Во второй половине марта и начале апреля 2020 года Узбекистан ввел карантинный режим и закрыл границы, с другой стороны – таким же образом поступили традиционные для узбекистанцев рынки труда – Россия и Казахстан, из-за чего сезонные трудовые мигранты остались на родине. Границы были закрыты до конца года, Россия до сих пор не принимает трудовых мигрантов. Вернувшиеся 600 тыс. человек плюс оставшиеся дома сезонные мигранты создали дополнительный спрос на картофель.
2. В таком росте цен «виновата» не только пандемия. Объем производства картофеля в 2020 году увеличился лишь на 1,7% — ниже показателя прироста населения в том же году (1,9%). Учитывая растущий тренд в среднедушевом потреблении в год, прирост объема производства оказался намного ниже уровня, чтобы обеспечить достаточное предложение на внутреннем рынке для сохранения ценовой стабильности («недалеко» от уровня общей инфляции).
3. Объемы импорта также оказались недостаточными, чтобы компенсировать довольно «слабый» прирост производства.
4. Стоимость импортной логистики, а также торговые риски, резко выросли по причине карантинных ограничений на границах. Это заставило импортёров закладывать в цену значительно более высокую стоимость доставки, что, естественно, перекладывалось на оптовую и розничную цену.
5. Спрос на семенной картофель, учитывая высокие розничные и оптовые цены, резко вырос, т.к. прибыльность выращивания картофеля увеличилась. Соответственно, часть товарного картофеля была зарезервирована под семенной, и соответственно не попала на рынок.
Растущие объемы среднедушевого потребления
С 2000 по 2020 год потребление картофеля на душу населения увеличилось с 30 до 100 кг в год, т.е. в 3,3 раза. Причем, наиболее быстрый рост наблюдался с 2006 по 2008 год, затем более умеренными темпами до 2016 года. Несмотря на замедление роста, т.е. снижение темпов до 4% ежегодного прироста за последние 4 года, говорить о «затухании» тенденции еще рано. Тот факт, что в прошлом году этот показатель оставался неизменным – скорее исключение в виду значительного роста цен на картофель.
В сочетании с ускоряющимися темпами роста численности населения республики это оказывает довольно серьезное давление на спрос. Своеобразный альянс этих двух факторов означает, что для обеспечения ценовой стабильности, ежегодный прирост объемов предложения картофеля на внутреннем рынке (производство + импорт) должен составлять 5,5-6,5%. Применительно к текущему году, прогнозный объем предложения на внутреннем рынке картофеля Узбекистана – балансирующий такой спрос, составляет 3,63-3,67 млн. тонн.
Семеноводство
Есть ещё один важный фактор, который не позволяет снизить цены на картофель в Узбекистане. Это фактор отсутствия производства качественных семян картофеля внутри страны. Учитывая климатические условия страны, большинство международных экспертов, посещавших Узбекистан, сходились во мнении, что наладить выращивание качественных семян картофеля в стране будет достаточно сложно, если вообще возможно.
Соответственно, для получения высоких урожаев картофеля необходимого качества, стране нужно постоянно импортировать семенной картофель. В 2018 году Узбекистан даже занял 12-место в мире по импорту семенного картофеля, импортировав его более 34 тыс. тонн! Главные поставщики семенного картофеля в Узбекистан – это Казахстан, Нидерланды и Россия. Соответственно, себестоимость такого картофеля, за счёт транспортной составляющей и маржи продавца, получается минимум в два раза выше, чем в странах, где его можно выращивать самостоятельно. А семенной картофель, как правило, является одной из крупнейших составляющих себестоимости выращивания.
Поэтому, для того, чтобы обеспечить необходимые темпы прироста производства доступного картофеля внутри страны, Узбекистану стоит озаботиться поиском подходящих агроклиматических зон для выращивания картофеля. При этом, возможно, неплохим решением могла бы стать программа выращивания семенного картофеля даже в одной из соседних стран, которые находятся рядом с Узбекистаном и беспошлинный его импорт.
Хотим подчеркнуть, что речь не идёт о селекции собственных сортов. Речь идёт именно о семеноводстве, т.е. импорте элиты или суперэлиты продуктивных сортов нидерландской или любой другой селекции, и размножении её до второй репродукции, которую можно было бы использовать в качестве посадочного материала в Узбекистане для повышения средней урожайности, качества и снижения себестоимости выращивания картофеля в стране.
Кстати, отличным способом компенсировать затраты за дорогой импортный семенной картофель, могло бы стать промышленное выращивание раннего «молодого» картофеля в южных регионах страны, для экспорта в Россию и другие, более холодные страны, в апреле-мае. В это время цены на товарный картофель там, обычно, сравнительно высоки, а картофель с тонкой кожурой, который попадает в категорию «ранний» или «молодой», может стоить даже в 5-10 раз дороже. Что с лихвой компенсирует высокие транспортные затраты.
Выводы и прогнозы
Высокие цены на картофель в Узбекистане обоснованы рядом труднопреодолимых факторов, главнейшим из которых является высокий спрос населения. Однако опыт развитых стран показывает, что картофель, как источник дешёвых калорий, с ростом уровня доходов населения, потребляется в меньших количествах. Как правило, при повышении доходов населения, растёт интерес к продуктам переработки картофеля, в частности к потреблению его в виде замороженного картофеля-фри. А объёмы подушевого потребления свежего картофеля падают.
Поэтому, в дальнейшем, корректирующее значение на темпы роста потребления картофеля в Узбекистане, будет оказывать влияние рост уровня доходов населения. Поскольку решить проблему семенного картофеля быстро точно не получится, то и уровень цен на картофель в Узбекистане, вероятнее всего, будет оставаться сравнительно высоким довольно долго.