ГлавнаяОбщество

Сколько топлива помогла сэкономить оптимизация автобусных маршрутов в Ташкенте?

Изрображение 'Сколько топлива помогла сэкономить оптимизация автобусных маршрутов в Ташкенте?'

Осенью прошлого года в Ташкенте была начата оптимизация работы автобусов и маршрутных такси. Часть маршрутов была изменена, другая - закрыта. 

 

Два года назад в столице проходило тестирование электробусов, но пока их еще не видно на наших дорогах. Каковы успехи оптимизации, кто занимается этим вопросом, ждать ли жителям Ташкента в ближайшее время экологически чистый транспорт - об этом в интервью газете «Даракчи плюс» рассказал заместитель председателя правления АО «Тошшахартрансхизмат» Нажмиддин ДАВЛАТОВ.

- Нажмиддин Гиязидинович, каковы итоги оптимизации работы городского транспорта, что это дало предприятию и пассажирам? Оптимизация завершена или еще продолжается? 

- В первую очередь отмечу, что Кабинетом Министров РУз было принято постановление «О мерах по совершенствованию системы городского пассажирского транспорта города Ташкента» от 16 марта 2020 года, где в целях повышения эффективности оказываемых услуг пассажирского транспорта был поставлен ряд задач по интеграции транспортной системы и обеспечению безопасности движения, а именно: 

  • оптимизация 131 направления городского пассажирского транспорта, закрытие 14 и открытие 7 новых маршрутов; 
  • до 1 мая 2020 года - внедрение единого проездного билета по всем видам городского пассажирского транспорта; 
  • в порядке эксперимента по улице Фаргона йули с 1 октября 2020 года - организация скоростной дороги (BusRapidTransit- BRT) по выделенной полосе. Для перевозки пассажиров по ней запланирована закупка 
    20 современных электробусов и необходимое оборудование для их зарядки; 
  • до 1 сентября 2020 года - внедрение электронной системы планирования движения пассажирского транспорта «Менинг йуналишим» («Мой маршрут»); 
  • до 1 декабря 2020 года - внедрение системы автоматического объявления остановок в салонах автобусов, а также оснащение крупных остановок электронно-цифровыми табло, указывающими время прибытия автобусов,а также привлечение зарубежных консультантов до конца 2021 года для разработки генерального плана транспортной и дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента.
     

По состоянию на 25 октября 2021 года в целях координации деятельности маршрутной сети на 126 автобусных маршрутах произведено 278 следующих различных изменений:

  • 19 маршрутов закрыты;
  • на 42 маршрутах сокращена протяженность;
  • на 45 маршрутах изменены схемы движения;
  • на 23 маршрутах продлена протяженность;
  • открыто новых автобусных маршрутов;
  • на 15 маршрутах изменены марки подвижного состава;
  • на 13 автобусных маршрутах в целях уменьшения нулевого пробега были произведены перезакрепления, и маршруты были переданы на обслуживание другим автобусным паркам;
  • на 45 маршрутах увеличено количество графиков;
  • на маршрутах увеличено количество графиков в воскресные дни;
  • на 33 маршрутах уменьшено количество дежурных графиков, работающих в позднее (ночное) время;
  • на 34 маршрутах пересмотрен режим работы.
     

Здесь стоит отметить, что в результате оптимизации, закрытия и открытия новых маршрутов по состоянию на 1 октября 2021 года за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года было сэкономлено более 3,3 млн литров топлива.  На сегодняшний день работа по оптимизации маршрутной сети Ташкента продолжается. 

- Почему при условии роста населения и прироста территорий к Ташкенту принято решение ликвидировать и укорачивать маршруты вместо того, чтоб открывать новые и удлинять старые?

- В последние годы в Ташкенте ведутся масштабные работы по строительству многоэтажного жилья, школ, детских садов, больниц, спортивно-оздоровительных комплексов, баз отдыха и другой социальной инфраструктуры, производственных объектов. В то же время строительство жилья, увеличение количества транспортных средств, неэффективность и дублирование автобусных маршрутов вызывают непропорциональную загруженность городского пассажирского транспорта, доставляя неудобства населению.

В целях предоставления качественных транспортных услуг,обеспечению безопасности движения в результате растущего спроса на транспорт и интеграции пассажирской транспортной системы со стороны АО «Тошшахартрансхизмат» ведется постоянная работа по своевременному и качественному выполнению строительства транспортных связей и регулярному информированию населения об изменениях и преимуществах новых маршрутов строящегося Ташкентского метрополитена и оптимизированной сети городского пассажирского транспорта.

- Какова судьба водителей и кондукторов ликвидированных маршрутов?

На сегодняшний день в автобусных парках работают 2128 водителей и 1101 кондуктор. Несмотря на закрытие маршрутов и уменьшение количества графиков на отдельных маршрутах нехватка водительского состава составляет 500 единиц. В связи с чем освободившиеся водители и кондукторы в установленном порядке переводятся на маршруты, где есть недостаток соответствующих работников.

- А кто работает над оптимизацией?

В соответствии с требованиями «Типового положения о Комиссии по организации пассажирских перевозок в городе», утвержденного Приложением №2 к постановлению Кабинета Министров РУз «О вопросах организации и проведения открытых тендеров на городском пассажирском транспорте» от 17 августа 1998 годаи решением хокима города Ташкента от 31 июля 2021 года №68-14-0-Q/21, организационно-техническое обеспечение Комиссии по проведению тендерных торгов на размещение городских пассажирских маршрутов и оптимизация маршрутов входит в компетенцию Транспортного управления города Ташкента. Все вопросы по оптимизации ведутся со стороны специалистов Транспортного управления города Ташкента совместно со специалистами нашего предприятия, и при этом учитывается пассажиропоток, который образуется в ходе определенного периода работы маршрута, а также потребность того или иного подвижного состава.

- Проводите ли вы мониторинг мнения пассажиров по оптимизации маршрутов?

- Конечно, по каждому маршруту, который подвергается оптимизации, дается предварительное объявление в социальных сетях, в котором указывается информация о предстоящих изменениях и учитываются предложения и замечания населения.

- Сколько всего на сегодняшний день автобусов в вашем парке и какое количество новых автобусов выйдет в рейс в этом году?

- На сегодняшний день количество автобусов в парке составляет 1170 единиц. В этом году было приобретено 11 единиц автобусов средней вместимости марки «SAZ LE-60» производства Самаркандского автомобильного завода (SAZ). 

- Почему в автобусах постоянно не работает GPS для отображения в специальных приложениях?

- В данное время производится миграция всех данных из серверов УП «Тошйуловчитрансхизмат» в серверы АО «Узтелеком», в связи с чем наблюдаются технические неполадки и сбои в автоматизированной системе дистанционного управления и мониторинга.

- В 2019 и 2020 годах в столице проводилось тестирование электробусов. Появятся ли они в ближайшее время в столице?

В период с 2019 года по 2021 год на пассажирских маршрутах города Ташкента проводилось тестирование всего 5 ед. электробусов мировых производителей из Беларуси (в 2019 году) и Китая (2020 год). 

По итогам проведенного тестировании приемлемым для эксплуатации на пассажирских маршрутах города Ташкента определен электробус модели «YutongZK 6128 Bevg» производства КНР, который за короткий срок тестирования показал положительные результаты по эксплуатационным и техническим показателям.

Согласно протокольному решению Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан № 73 от 3 июня 2021 года в виде исключения разрешено заключение договора АО «Тошшахартрансхизмат» с компанией «YutongBus. Co., LTD» на приобретение 20 единиц электробусов модели «YutongZK 6126 Bevg» и зарядных устройств к ним, который заключен  21 июня 2021 года. В настоящее время заводом-изготовителем начато выполнение условий договора. В ближайшие дни будет известна дата поступления электробусов в Ташкент.

Подготовила Сурия МАГДЕЕВА

От редакции. В день выхода в печать данной статьи о ситуации, связанной с оптимизации, высказала наша читательница. Приводим ее мнение.

"Все-таки народ у нас в Узбекистане терпеливый, понимающий, но уже пришел предел и терпению, и пониманию.  И хочется спросить "ТашШахарТрансХизмат": к чему привела ваша «великая оптимизация», кроме экономии горюче-смазочных материалов?

Если раньше мы, пассажиры, знали, что в час пик автобусы,  пусть полные битком, но с интервалом 10 минут подъедут и вовремя доставят на работу и с работы домой. И что около 11-12 дня и 16-17 часов  у водителей небольшая передышка и придется подождать автобус дольше 10 минут. Теперь все очень непредсказуемо. Не помогает даже приложение 3ТМ. Потому что оно показывает, что автобус , например, стоит на вокзале и подъедет к вашей остановок через 6-8 минут,  но автобус там может стоять на одном месте и час и больше. И это в часы, когда люди едут на работу, и особенно в вечернее время.

Именно, благодаря этой самой оптимизации , горожане часами проводят время на остановках, даже в часы пик. Особая претензия у меня  к 8 автопарку, потому что именно их автобусами я пользуюсь чаще всего (97,85, 78)   - "оптимизировались" максимально, стоят по 30 и больше минут где-нибудь на удобных им местах. Именно в то время, когда люди спешат на работу или с работы домой!

Например, 11 ноября вечером в час пик 97 автобус (по показаниям 3ТМ) был  всего один на маршруте и тот стоял, не двигаясь где-то на ЮнусАбаде.  Мне надо было на работу в ночную смену, и я решила тогда доехать на 85 автобусе. Я прождала его час ( на маршруте их было-4, 3 из них ехали один за другим где-то на Каракамыше, а один стоял не двигаясь на ОДО больше часа), так и не дождавшись автобуса, я уехала на маршрутке. 

Я неоднократно обращалась по телефону доверия 1062 с претензиями. И если раньше это помогало, то теперь с этой оптимизацией это пустая трата времени и нервов.

Ваша оптимизация, кроме экономии ГСМ ( и то для вас) ничего хорошего для нас пассажиров не принесла. Такое впечатление, что вашей основной целью стало не перевозка пассажиров, а экономия.

Мне помнится, что наш Президент предлагал вам работникам Министерства транспорта периодически ездить на работу на городском транспорте. Что-то не похоже, что вы следуете этой рекомендации. 

Ситуация становится хуже день ото дня, поэтому очень хочется, чтобы вы закончили этот никчемный эксперимент с оптимизацией, а вернулись к прежней практике и прямому назначению- быстро и комфортно возить пассажиров". 

Читатель газеты и житель Ташкента Венера Садыкова.

А вот свежие комментарии от читателей сайта (орфография сохранена - прим.ред) на статью 2016 года "Куда жаловаться на водителей общественного транспорта". При этом основная масса жалоб касается именно 2021 года - активной фазы оптимизации. 

"Автобусы на маршруте 129 ездят мало того медленно очень и ждать приходится по 60-70 минут, такое впечатление что их всего 2 на весь маршрут".  (12.05.2021)

"Здравствуйте начните уже следить за ними, во первых хамы , во вторых уже пол часа стою жду 83 автобус" (29.06.2021)

"Когда автобусы начнут работать по точному графику??! И будут пунктуальны?! Пол часа уже жду автобус который должен был придти в 07:00!!! То приезжают рано то поздно!!" (09.07.2021)

"17 автобус зачем ты вообще нужен !!!! Интервал больше 1 часа что за беспредел. Отдайте нормальным маршруткам этот маршрут зла не хватает Все автобусы проехали уже по 3-4 раза кроме 17 беспредел" (10.08.2021).

"131 автобус!!!! Каждый день приезжает в разное время!!! Установите точное время пожалуйста!! Люди по полчаса ждут!!" (22.08.2021).

"8 автобус очень долго стоит на остановке" (16.09.2021).

"13 автобус очень пре- очень медленно едет. Примите пожалуйста во внимание. Он может просто так стоять на остановке (не на конечке) по 10-15 минут. Каждый раз стою на остановке по расписанию 13го автобуса, а он опаздывает на 20 а то и на 30 минут. А до моей работы другой не едет, только 13ый. (25.09.2021).

"Сегодня утром стояла на остановке "Котельная", я час ждала 22 автобус, что это такое вообще? Безобразие! На улице холодно, а мне пришлось целый час ждать автобус до дома!" (01.10.2021).

"Автобус по номеру 11 очень безответственный ждали 1,5 часа и до сих пор не пришёл. Я до сих пор жду и так постоянно" (17.10.2021).

"Сегодня ждала 78 автобус 30 минут, так и не приехал пришлось добираться на других автобусах, чтобы не опоздать на работу, а это лишний расход по деньгам и времени" (04.11.2021).

"Сегодня 45 автобус ждала целых 50 минут.Таки не пришёл, пришлось поехать в другом автобусе.Так и так 45 автобус ездит по 20 минут, но сегодня ждать 50 минут, это было вообще.У меня до дома 35 минутная дорога, но сегодня ехала 2 часа. И вообще это не первый раз. А ещё автобус маленький. По утрам просто невозможно ехать на автобусе, так как пассажиров нереально много и многие не могут залезть внутрь и вынужденно остаются на остановках. Прошу, чтобы над этим работали!!!" (12.11.2021)

"87 avtobus qachon vaqtida keladi. Har kuni ishga kech qolib boramiza. Hamma qarg'ab kutadi shu avtobussi. Grafik bo'yicha ishlamidi. Olmazor tumanida bitta shu avtobus en yomon ishlidigan avtobus. mana hoziram 10ta odam kutib o'tiribdi. Keyingi safar Prezident qabul honasiga yozma murojaat bilan chiqaman. (13.11.2021). 

Другие новости