Агентством по защите прав потребителей при АМК РУз подведены итоги защиты прав потребителей в 2021 году.
Сотрудники агентства оказали помощь с разрешением потребительских вопросов 26 249 гражданам (в 2020 году – 21 тысяч обращений) и добились положительного результата в 84% случаев. В результате изучений поступивших обращений были восстановлены потребительские права и интересы более 6 миллионов 800 тысяч граждан республики (для сравнения: в 2020 году 4 млн потребителей).
Анализ показывает, что больше половины проблем потребителей, а именно 51,5 процента жалоб, связано с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 23,4 процента – с торговлей, 14,8 процента – с проблемами в сфере мобильной связи и интернета, с банковскими, финансовыми и социальными услугами и 10,2 процента – с рекламой и другими вопросами.
В результате за прошедший год сумма причиненного потребителям ущерба составила более 150 миллиардов сумов (в 2020 году – 54,7 млрд сумов). В ходе разрешения обращений произведен перерасчет в пользу потребителей в размере 106,9 миллиарда сумов, что составляет 71 процент от определенной суммы. Нарушители прав граждан заплатили 13,7 млн сумов штрафа.
В сфере торговли потребителям произведен пересчет денежных средств в размере 2,7 млрд сумов. Благодаря содействию Агентства 384 потребителям произведен обмен или замена различных товаров на общую сумму 2,8 млрд сумов (автомобили, автомашины, бытовая техника, строительные материалы, одежда, обувь и другие товары народного потребления).
В целях систематического и оперативного рассмотрения проблем населения существующих в коммунальной сфере в каждой обслуживающей организации был организован прием потребителей на местах. На основании утвержденных графиков с августа 2021 года проводится прием граждан на региональных электроснабжающих и газоснабжающих предприятиях, а также по вопросам вывоза бытовых отходов. В частности, с 16 августа по 28 декабря на месте были рассмотрены обращения 3960 потребителей, 59,7 % проблем потребителей были разрешены на месте, по остальным были даны соответствующие правовые разъяснения и приняты к подробному изучению. Такого рода практика способствует оперативному решению насущных проблем населения в сфере коммунального хозяйства.
В целях оценки воздействия нормативно-правовых актов на потребителей проведена инвентаризация 40 действующих актов и даны заключения по 102 проектам готовящихся документов. Также агентством разработано 14 проектов нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, покупки фармацевтической продукции, а также по оценке воздействия нормативных документов на потребителей. По разработанным проектам документов подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в 5 законов по усилению защиты прав потребителей в сфере аренды, лизинга, ипотеки, потребительского кредитования и страхования.
К примеру, безопасность пассажиров и движения транспортных средств – одна из главных обязанностей транспортных компаний перед пассажирами. По результатам работы Агентства с целью защиты права пассажиров столичного метро, выяснилось, что в нашем законодательстве отсутствуют документы нормативно-правового характера, регулирующие отношения, связанные с перевозкой пассажиров непосредственно в метро (помимо Закона Республики Узбекистан «О городском пассажирском транспорте», которая не охватывает все аспекты перевозки пассажиров метрополитеном). В то же время правила перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом четко регламентированы подзаконными актами нашей страны.
В этой связи Агентством также был изучен передовой опыт зарубежных стран в этой сфере, нормативные акты, регулирующие правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе, безопасность пассажиров, порядок перевозки и хранения багажа, ручной клади, размещения коммерческих объектов и рекламы.
Агентство представило в Министерство транспорта Республики Узбекистан свои предложения по реализации мер для полного обеспечения прав и безопасности потребителей на метрополитене.