ГлавнаяОбщество

В Агентстве по защите прав потребителей назвали самые частые жалобы от населения

Изрображение 'В Агентстве по защите прав потребителей назвали самые частые жалобы от населения'

Агентством по защите прав потребителей при АМК РУз подведены итоги защиты прав потребителей в 2021 году.
 

Сотрудники агентства оказали помощь с разрешением потребительских  вопросов 26 249  гражданам (в 2020 году  – 21 тысяч обращений) и добились положительного результата в 84% случаев.  В результате изучений поступивших обращений были восстановлены потребительские права и интересы более 6 миллионов 800 тысяч граждан республики (для сравнения: в 2020 году 4 млн потребителей).

Анализ показывает, что больше половины проблем потребителей, а именно  51,5 процента жалоб, связано с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 23,4 процента – с торговлей, 14,8 процента – с проблемами в сфере мобильной связи и интернета, с банковскими, финансовыми и социальными услугами и 10,2 процента – с рекламой и другими вопросами.

В результате за прошедший год сумма причиненного потребителям ущерба составила более 150 миллиардов сумов (в 2020 году  – 54,7 млрд сумов). В ходе разрешения обращений произведен перерасчет в пользу потребителей в размере 106,9 миллиарда сумов, что составляет 71 процент от определенной суммы. Нарушители прав граждан заплатили 13,7 млн сумов штрафа.

В сфере торговли потребителям произведен пересчет денежных средств в размере 2,7 млрд сумов. Благодаря содействию Агентства 384 потребителям произведен обмен или замена различных товаров на общую сумму 2,8 млрд сумов (автомобили, автомашины, бытовая техника, строительные материалы, одежда, обувь и другие товары народного потребления).

В целях систематического и оперативного рассмотрения проблем населения существующих в коммунальной сфере в каждой обслуживающей организации был организован прием потребителей на местах. На основании утвержденных графиков с августа 2021 года проводится прием граждан на региональных электроснабжающих   и газоснабжающих предприятиях, а также по вопросам вывоза бытовых отходов. В частности, с 16 августа по 28 декабря на месте были рассмотрены обращения 3960 потребителей, 59,7 % проблем потребителей были разрешены на месте,  по остальным были даны соответствующие правовые разъяснения и  приняты к подробному изучению. Такого рода практика способствует оперативному решению насущных проблем населения в сфере коммунального хозяйства.  

В целях оценки воздействия нормативно-­правовых актов на потребителей проведена инвентаризация 40 действующих актов и даны заключения по 102 проектам готовящихся документов. Также агентством разработано 14 проектов нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, покупки фармацевтической продукции, а также по оценке воздействия нормативных документов на потребителей. По разработанным проектам документов подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в 5 законов по усилению защиты прав потребителей в сфере аренды, лизинга, ипотеки, потребительского кредитования и страхования.

К примеру, безопасность пассажиров и движения транспортных средств – одна из главных обязанностей транспортных компаний перед пассажирами. По результатам работы Агентства с целью защиты права пассажиров столичного метро, выяснилось, что в нашем законодательстве отсутствуют документы нормативно-правового характера, регулирующие отношения, связанные с перевозкой пассажиров непосредственно в метро (помимо Закона Республики Узбекистан «О городском пассажирском транспорте», которая не охватывает все аспекты перевозки пассажиров метрополитеном). В то же время правила перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом четко регламентированы подзаконными актами нашей страны.

В этой связи Агентством также был изучен передовой опыт зарубежных стран в этой сфере, нормативные акты, регулирующие правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе, безопасность пассажиров, порядок перевозки и хранения багажа, ручной клади, размещения коммерческих объектов и рекламы. 

Агентство представило в Министерство транспорта Республики Узбекистан свои предложения по реализации мер для полного обеспечения прав и безопасности потребителей на метрополитене.

Другие новости