ГлавнаяВокруг света

Самарканд: история, ожившая в фигурах

Изрображение 'Самарканд: история, ожившая в фигурах'

Самарканд – один из красивейших и древнейших городов Узбекистана. В этом городе большое количество  архитектурных памятников, которые и по сей день восхищают все человечество своей масштабностью и красотой. Нельзя ознакомиться с этим городом за один день. Да что там день,  даже месяца не хватит, чтобы увидеть все его красоты и узнать многие  секреты. 

 

Одной из жемчужин Самарканда является площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых  обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою, и все три строения являются жемчужиной мирового градостроения. Три огромных  медресе  слились в один ансамбль  и получил свое название – Регистан,  что означает «песчаное место». Площади Регистан -  600 лет. Во время правления великого Мирзо Улугбека она стала научным, культурным и просветительским центром.

Первым из этих трех  медресе в 1417-1420 годах было построено Медресе Улугбека, которое также  называют первой академией. Медресе украшает входной портал и четыре минарета. На верху портала изображено звездное небо. Миллионы цветных мозаичных плиток украшают стены внутри медресе и двор, где обучались и жили студенты, учителя, мыслители и писатели.

Напротив Медресе Улугбека расположилось медресе Шердор, построенное в 1619-1636 годах другим правителем - его звали Ялангтуш Баходур. Архитектор повторил копию медресе Улугбека и в архитектуре этот прием называется кош, что означает - симметрия. Верх портала украшен изображениями львов, газелей и лучами восходящего солнца. Это изображение имеет философскую интерпретацию, стремление к знаниям. Внутренний дворик этого медресе тоже был построен по принципу Медресе Улугбека. Третье Медресе и мечеть, также построенные правителем Баходуром в 1646-1660 годах, получило  название Тилля кари. 

Стоит отметить, что благодаря этим архитектурным памятникам, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Сегодня,  благодаря открытой  политике страны и развитию туризма, о нашей стране узнают все больше и больше,  и Узбекистан стал буквально центром притяжения для  туристов из разных стран. И для  них создаются  все условия,  чтобы они смогли не просто увидеть  эти великие памятники архитектуры,  но и узнать  об истории  развития культуры и искусства нашей страны. Так, в целях удобства посещения комплекса местными и иностранными туристами и предоставления им дополнительной информации в 2020 году в связи с 600-летием со дня основания медресе Мирзо Улугбека в здании зимней мечети была создана экспозиция под названием «Истории образования в Самарканде». Именно в этой мечети Мирзо-Улугбек преподавал своим ученикам астрономию  и математику, это место считалось местом для молитв студентов и учителей и большой классной комнатой. 

Также в здании зимней аудитории открылась экспозиция, где можно увидеть манекенов, сделанных из силикона и воска. В полную величину перед посетителями предстают великий Мирзо Улугбек и его названный сын и ученик Али и Мирама Челаби. В этой экспозиции показан процесс обучения студентов, где участвовал сам Мирзо Улугбек.

А в другой зимней аудитории, которая располагается с левой стороны от входа открылась еще одна  экспозиция, показывающая  как Мир Алишер Навои пришёл со своей кельи в учительскую комнату, чтобы увидеть своего любимого учителя Хужа Хурда (известно что 1464 году Алишер Навои учился в медресе в Самарканде). Известно, что увидев своего учителя он сочинил стихи и попросил друга Мавло Мухаммада Олима записать эти строки, а друг, услышав стихи - заплакал. И если подойти поближе к экспозиции, то можно увидеть, что глаза Мавло Мухаммада Олима наполнены слезами.

Все эти экспозиции – восковые фигуры, сделанные  умелым ташкентским мастером Хусниддином Насриддиновым, который учился своему мастерству в Санкт-Петербурге. После он вернулся в Ташкент и начал изготавливать восковые фигуры и открыл маленький музей-галерею, экспонаты в которой были посвящены Тимуридам. Впоследствии мастера стали приглашать  делать восковые фигуры для разных музеев страны,  и так его  работы появились и в  Самарканде в медресе Мирзо Улугбека,  а сейчас Хусниддин  готовит экспонаты для университета «Шелковый путь». 

Шарипова Наргиза,

гид ансамбля Регистан. 

Следите за нами в соц.сетях

Другие новости