ГлавнаяВокруг света

АЗЕРБАЙДЖАН: МУЗЕИ И МЕСТА, КОТОРЫЕ СТОИТ УВИДЕТЬ

Изрображение 'АЗЕРБАЙДЖАН: МУЗЕИ И МЕСТА, КОТОРЫЕ СТОИТ УВИДЕТЬ '

Азербайджан, как и его люди, история, культура, традиции, - красивый, яркий, пестрый, утонченный, солнечный, щедрый, гостеприимный... Эпитеты можно продолжать до бесконечности.

Продолжение. Начало читайте здесь.

Музей ковров

Многоликость и многообразие этой страны отражены в ярких красочных коврах, которые собраны в знаменитом Музее ковров в Баку. Он и сам располагается в здании, построенном в виде раскрывающегося ковра. Тут обязательно стоит побывать, чтобы почувствовать атмосферу, в которой витает дух традиций, уклада жизни, чаяний азербайджанцев, отраженный в искусно сплетенных узорах цветных нитей.


В залах с экспозициями ковров, размещенных по временным периодам изготовления, можно также воочию понаблюдать за рождением неповторимой красоты - у экспозиций за ткацкими станками то тут, то там сидят мастерицы-хранительницы древнего ремесла и на глазах у посетителей ткут ковры. Они с радостью и терпеливо поделятся секретами мастерства.

Посмотреть, как рождается узор, можно и на интерактивных панелях, которые размещены по всему музею. Здесь демонстрируются также и видео различных этапов создания ковров и крашения знаменитых азербайджанских платков - кялагаи, которые обязательно должны быть в гардеробе каждой азербайджанки.

Здесь собраны удивительные по красоте и мастерству роскошные экземпляры ручной работы азербайджанских искусниц со всех областей страны. И даже карта регионов, где сосредоточены центры этого традиционного ремесла, выткана на ковре. Путешествие по этому удивительному миру завораживает, уносит в далекие миры символов, знаков, цветов. Особенно хороши тебризские ковры - с мельчайшим убористым рисунком, тончайшей выделки. На них словно «оживают» миниатюры Востока.


Храм огня

Тем же, кого больше интересует история религий, наверняка будет интересно посетить Атешгях- храм огнепоклонников. По преданию он построен последователями зороастризма еще во II веке н.э. на месте, где из-под земли шел огонь. В период нашествия арабских завоевателей храм был разрушен. В середине XV века, когда были установлены торговые отношения с Индией, купцы, увидев здесь огонь, идущий из-под земли, стали рассказывать о нем по возвращении на Родину. Потянулись паломники. Богатые купцы стали возводить здесь молельни, кельи и караван-сараи. Самая ранняя постройка относится к 1713 году. Так, постепенно на месте древнего храма появился новый.

Удивительно, что здесь мирно сосуществовали две религии - зороастризм и индуизм. Сегодня здесь расположены 26 келий, в каждой из которых установлена экспозиция, рассказывающая об обрядах и ритуалах очищения в храме. В конце XIX-го века священный огонь из-под земли исчез. В этих местах начали добывать нефть, из-за чего снизилось давление газа, и огонь пропал. Паломники, посчитав это карой небес, ушли. Однако перед приездом русского царя Александра III сюда провели подземные газопроводные трубы и уже искусственным образом на месте святилищ возродили огонь. Он и теперь горит в центре храма под куполом, к которому обязательно поднимаются туристы и посетители. Сегодня это - музей под открытым небом и одновременно место паломничества для верующих.


Гобустан

Еще один музей под открытым небом в Азербайджане, где вас ожидает интересное и захватывающее воображение путешествие в «машине времени» по тысячелетиям, - Гобустанский государственный археологический заповедник.

Название в переводе с азербайджанского означает «Каменный город». Он расположен к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем. Интересна сама история его происхождения. Сегодня это обширная равнина с огромнейшими валунами и камнями причудливой формы, с плоским, как бы скошенным верхом.

Так их отполировало Каспийское море, которое когда-то, много тысячелетий назад, покрывало эту часть суши. Со временем море отошло, оставив после себя такие причудливые творения природы. Увидеть наглядно, как происходил этот процесс и как менялась в связи с уходом моря флора и фауна, можно на интерактивных панелях в здании музея, построенного здесь в 2011 году. С него и начинается экскурсия по заповеднику, как в своеобразной «машине времени».

Благодаря суперсовременному технологическому оснащению и интерактивным панелям здесь можно не только посмотреть найденные при раскопках древнейшие предметы быта, природные ископаемые, останки животных вплоть до динозавров, но и наглядно проследить историю их появления, эволюцию человека по временным периодам.


Поскольку территория заповедника огромна (более 4500 гектаров), то благодаря панели с его географической картой, вы можете совершить «виртуальный облет» объекта. Его уникальность состоит еще и в том, что здесь сохранились наскальные рисунки древнейших людей, населявших этот регион после ухода моря. Ученые насчитали здесь около 6 тысяч наскальных рисунков. Самый древний из них относится к эпохе верхнего палеолита, когда, по данным исследователей, и началась жизнь в Гобустане. Местами жилищ, охоты и захоронений древнего человека являлись самые крупные возвышенности Гобустана - горы Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шихгая. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь стоянки человека, надгробные памятники и усыпальницы и другие археологические объекты. Непосредственно петроглифы можно увидеть на территории нескольких соседствующих гор - Беюкдаш, Кичикдаш и вокруг полукруглой, самой большой горы - Кянизадаг - грязевого вулкана.

Если ранние петроглифы отражают поклонение стихиям и животным - козы с закругленными в виде солнца рогами, куланы, быки, кабаны, а иногда львы и птицы, - то позже на стенах пещер появляются изображения людей. Это преимущественно охотники с луками, рыболовы, гребцы, а также жрецы и шаманы. О статусе последних свидетельствуют особые украшения и аксессуары на голове и поднятые руки. Причем в каждом рисунке есть динамика - они отражают сцены охоты на диких животных и рыболовства, лодки с гребцами, плывущие в море, а также ритуальные обряды и танцы. Особенно ясно и отчетливо, например, сохранился рисунок, изображающий хоровод пляшущих человеческих фигур с поднятыми вверх руками, напоминающий народный танец «яллы» (III-II тыс. до н.э). Он исполнялся перед охотой для привлечения удачи, и, что удивительно, - дошел и до наших дней. Видео с его исполнением также можно увидеть на одной из интерактивных панелей в музее.


Эта необычная прогулка по миру древних оставляет незабываемые впечатления. Удивительные петроглифы можно даже «унести» с собой на память - здесь же в музее продаются различные сувениры с символикой загадочных гор Гобустана.

Еще одна историческая достопримечательность этого удивительного города камней - античная надпись на большом валуне (примерно I в. до н.э.), свидетельствующая о том, что здесь побывал отряд 12-го легиона Молниеносного Луция Юлия Максима, служившего во времена правления императора Цезаря Домициана Августа Германика.

В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включен в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

У нас в Узбекистане тоже есть не менее интересные исторические места, где найдены петроглифы. Только в Сармышсае их около 10 тысяч. Хотелось бы, чтобы и у нас появился музей с использованием современных технологий, которые помогут нам самим ближе познакомиться с историей своей страны и будут способствовать популяризации этого туристического маршрута на международном уровне. И опыт Гобустана по организации музейно- экскурсионного дела в этом очень показателен.

Материал подготовлен при содействии посольства Азербайджана в Узбекистане, Азербайджанского культурного центра при посольстве и Международного фонда «Евразия- Пресс», организовавших пресс-тур для журналистов.

Римма Сабирджанова

Следите за нами в соц.сетях

Другие новости