ГлавнаяКультура
1685

Как изображали Улугбека в рукописях Средневековья?

Изрображение 'Как изображали Улугбека в рукописях Средневековья?'

Единичными сохранившимися примерами мавераннахрских портретов темуридского времени в миниатюрах являются лишь условные портретные изображения. 

 

Они выполнены в первой половине XV в период правления Улугбека в Самарканде.  

Это изображение Улугбека на миниатюре «Улугбек с семьей и свитой на соколиной охоте» (Самарканд. 1441–1442, л. 450а (галерея Фрир. Вашингтон). О том, что это изображение самаркандского правителя, сообщает идентифицирующая надпись с указанием имени изображенного, расположенная по верху павильона, в котором восседает Улугбек – «Султан величайший, Улугбек, Гурган, благословение царству его».

Миниатюра находилась в рукописи «Хамса» Низами и представляет правую часть двусторонней композиции. На то, что данный портрет являлся правой частью двухстраничной сцены, указывает его композиция, в которой большинство фигур размещено в правой ее части.  

Действие происходит на зеленом лугу, где в центре под балдахином изображен Улугбек в войлочном колпаке и характерных для общетемуридской моды одеждах, а справа от него изображены сопровождающие его придворные, слуги и жены в своеобразных головных уборах – бокка, которые носили женщины еще при Тимуре.

Известный археолог и искусствовед Галина Пугаченкова, опубликовавшая эту миниатюру, идентифицирует их как изображения самого Улугбека, его жен и сыновей Абдаллатифа и Абдалазиза, в окружении придворных и датирует 1441–1442 гг.

Лаконизм и четкость композиции, простой пейзаж в виде закрашенного зеленого луга, четкий рисунок отличают эту миниатюру от современных ей гератских произведений. Художник передает индивидуальные черты Улугбека – удлиненное лицо, слегка раскосые глаза и мягкую бородку. Изображения жен и детей менее индивидуализированы, но схожи между собой по типам лиц. Скорее всего, в темуридском Самарканде в этот период существовал жанр портрета-картины, находящегося в рукописи и не связанного с текстом произведения, в котором историческая личность изображалась условно, но с некоторыми присущими ей индивидуальными чертами.  

Другой предполагаемый «портрет», созданный в Самарканде этого времени, – это образ Цефея в «Книге изображений неподвижных звезд» Абд ар-Рахмана ас-Суфи (ПНБ Arabe, 5036) ок. 1537 г. В экслибрисе и колофоне ее содержится имя Улугбека, но дата создания отсутствует. Миниатюры данного списка трактата ас-Суфи изображают в соответствии с восточной астрономической традицией карту звездного мира, в которой каждое созвездие обозначено подписанными на арабском языке красными и черными кружками, вписанными в графический с легкой подцветкой зооморфный или антропоморфный рисунок – образ-символ соответствующего созвездия. Лицо мужской фигуры, воплощающей созвездие Цефея, схоже с портретом Улугбека на описанной выше миниатюре: тот же удлиненный овал, те же тюркские черты со слегка раскосыми глазами, – многие исследователи на основании этих деталей считают ее портретом Улугбека.  

Таким образом, можно предположить, что портретная миниатюра в Мавераннахре при Улугбеке развивалась в тех же видах (портрет в миниатюре или портрет-картина и одиночный портрет). Она следовала тем же принципам изображения – плоскостность и идеализация при сохранении индивидуальных черт, которые получили развитие в миниатюре Герата при Шахрухе и Байсункуре, что неудивительно, так как между сыновьями Шахруха существовала тесная интеллектуальная связь.  

Фирдавс АБДУХАЛИКОВ, 

заслуженный журналист Республики Узбекистан.

Другие новости