Узбекистан, имея огромный инвестиционный потенциал, все еще отстает от многих государств в плане привлечения зарубежного капитала в свою экономику.
Об этом заявил глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов, выступая с отчетом в ходе прошедшего пленарного заседания Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
По его словам, в целях выявления основных причин сохраняющегося низкого уровня зарубежного инвестирования в нашу экономику среди зарубежных инвесторов, бизнесменов и экспертов авторитетных финансовых учреждений, имеющих опыт работы с Узбекистаном, Министерством совместно с дипмиссиями проведен опрос. По его итогам представители зарубежного бизнес-сообщества назвали ряд факторов и условий, сдерживающих приток инвестиций в Узбекистан. Среди них:
- проблемы конвертации валюты и репатриации прибыли;
- несовершенство банковско-кредитной системы;
- слабая защищенность прав инвесторов и недостаточно эффективная судебная система;
- административно-бюрократические барьеры. Многие зарубежные компании недовольны процедурой получения лицензий и разрешений при осуществлении деятельности;
- низкие инвестиционные рейтинги;
По словам Абдулазиза Камилова, по итогам глубокого и всестороннего изучения предложений и рекомендаций зарубежных инвесторов Сенатом Олий Мажлиса и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан совместно с Торгово-промышленной палатой, причастными министерствами и ведомствами разработан и внесен на рассмотрение Президента проект Государственной программы первоочередных мер по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата, стимулированию привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в отрасли экономики и регионы страны.
В целях улучшения деятельности МИД и загранучреждений в сфере привлечения инвестиций и современных технологий, укрепления межведомственного взаимодействия в этой сфере, а также повышения инвестиционного потенциала страны глава МИД предложил принять следующие меры:
1) утвердить разработанную совместно с причастными министерствами и ведомствами Стратегию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.;
2) оптимизировать структуры дипломатических представительств Республики Узбекистан в зарубежных государствах и пересмотреть штатное расписание загранучреждений на основе критического анализа. Важно определить перечень ключевых стран, в которых целесообразно укрепление экономического направления деятельности посольств и введение при необходимости дополнительных штатных единиц торговых советников;
3) создать в структуре аппарата МИД самостоятельное подразделение по вопросам международного экономического сотрудничества. Работа в этом направлении уже ведется;
4) пересмотреть фундаментальные основы подготовки экономистов-международников, имея в виду, прежде всего, совершенствование деятельности ведущих учебных заведений в данной сфере, в т.ч. Университета мировой экономики и дипломатии;
5) разработать единый стандарт подготовки проектных предложений на основе общемировой практики. Активно привлекать ведущие западные консалтинговые компании к разработке технической документации для качественной подготовки инвестиционных проектов и предложений по приватизации предприятий и объектов;
6) продолжить работу по либерализации валютного рынка и банковско-финансовой системы, совершенствованию законодательства по обеспечению надежной защиты прав и интересов инвесторов;
7) расширить сотрудничество с международными рейтинговыми агентствами и исследовательскими учреждениями. Важно обеспечить регулярную публикацию в открытых источниках экономической информации, включая сведения о госбюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и др., необходимой иностранным инвесторам для реализации инвестиционной деятельности.