В редакцию газеты «Даракчи плюс» обратились жильцы домов № 7, 9, 11 и 17а, расположенных по улице Нукус Мирабадского района Ташкента.
Проблема заключалась в том, что в феврале 2017 года им сообщили о сносе четырех домов, в которых они проживали, но возник вопрос с компенсацией.
Кредитный вопрос
С мая по август 2017 г. в ТЧСЖ «Мaeiella kommunal servis» было проведено несколько собраний с участием представителей хокимията Мирабадского района и филиала банка НБ ВЭД РУз, на которых жителей домов № 7, 9, 11 и 17а по улице Нукус настойчиво убеждали взять кредит размером в 80 млн сумов на ремонт домов и заверили, что эти дома не подлежат сносу как минимум еще 10 лет.
В середине августа 2017 года было проведено очередное собрание, на котором было предложено оформить кредит для ремонта домов уже на сумму 240 млн. сумов. В случае отказа дома пойдут под снос. В итоге правление ТЧСЖ все же согласилось на оформление неподъемного для домов, в которых всего 32 квартиры, кредита.
На выполнение ремонтных работ по рекомендации Мирабадского хокимията был заключен договор с подрядной организацией ООО «Аsrkomfortservis» со сроком выполнения полтора месяца. В реальности работы продолжались в течение года и оказались некачественными.
Сюрприз
В конце сентября 2017 г. комиссией по изучению и выделению земельных участков по городу Ташкенту при Кабинете Министров РУз был подписан протокол о выделении ООО «Аdolatlikelishuv» земельного участка под застройку за №112 от 8 августа.
А 2 августа 2017 года решением хокима г. Ташкента № 1140 данной фирме выделяется участок в 4 га по адресу: Мирабадский район, ул. Нукус,тупик-1 и канал Салар.
Получить информацию о застройщике, когда именно будет снос, почему тот адрес, который указан в паспортах жителей домов, не фигурирует ни в одном решении и каким образом дома № 7, 9, 11,17а по ул. Нукус связали с домами в 1-м тупике по улице Нукус, оказалось нереально. Среди домов по адресу ул. Нукус, тупик 1 все дома с деревянными межэтажными перекрытиями и деревянными подъездами, несколько строений барачного типа, где нет элементарных сантехнических удобств, без канализации. А четыре дома -№1,9, 11 и 17а, с несущими стенами в два кирпича имеют бетонные межэтажные перекрытия, бетонные подъездные лестницы, отделанные гранитом, и все санитарные удобства соответствуют нормам.
В марте 2018 года, через семь месяцев после подписания указа № 1140, учредитель и директор ООО «Аdolatlikelisliuv» сообщили, что в первую очередь под слом идут именно дома № 7, 9, 11 и 17а по ул.Нукус, не предоставив проектной документации по застройке.
Правда, после вмешательства представителей СМИ, развернувших информационную компанию, ситуация несколько изменилась.
Заместитель хокима Мирабадского района по архитектуре и строительству коммуникаций Фархад НАЖМИТДИНОВ:
- Фирма-застройщик берет на себя обязательства по кредиту жителей домов № 7, 9, 11 и 17а по ул. Нукус, так как в ее интересах быстрее начать слом.Они утверждают, что с самого начала взяли на себя полномочия по оплате кредита. Кстати, жильцы могут пожаловаться на тех, кто заставил взять кредит, и грамотно судиться, пока не добьются справедливости.
- Как решается вопрос с переселением жителей этих четырех домов? Они хотят получить жилье, равноценное тому, что идет под слом.
- Этот вопрос уже решается индивидуально с каждым жильцом. К примеру, недавно трехкомнатная квартира была оценена в 600 млн сумов, и они уже на счету у хозяина. Это порядка 70 тысяч долларов и возможность приобрести трехкомнатную квартиру в центре Мирабадского района в кирпичном доме.
- Будет ли выплачена моральная компенсация за нервное напряжение прошедших лет?
- Пусть подают в суд иск за моральный ущерб. Они имеют право на эту тяжбу.
- По генплану под слом не указан адрес именно с этими четырьмя домами. Как вы это объясните?
- Комиссия из 10 человек, уполномоченных вышестоящими инстанциями, куда входят в том числе и представители районного хокимията, решила отвести землю на двух участках. Это значит, что генплан предусматривает снос этих домов.
- Как устанавливается оценочная стоимость на данном этапе?
- Застройщик нашел независимую оценочную фирму. Как правило, подобный вопрос решался либо через суд и Республиканский центр судебной экспертизы им Х. Сулеймановой. Но в случае с ул. Нукус решение найдено - застройщик говорит свою цену, и если жильцы не согласны, он идет на уступки.
- Если граждане получают квартиры под котлован, какие гарантии, что они туда вселятся?
- Вопрос решает фирма-застройщик. Они заполняют договоры, жильцы пишут согласие, а мы все это протоколируем и прилагаем к пакету документов фирмы. А вообще, вопрос решается в трех вариантах: под котлован с оплатой временного жилья, покупка на вторичном рынке или денежная компенсация.
- А если сложится ситуация, что строительство начато, но фирма по какой-то причине обанкротилась?
- Я знаю, что в России в таких ситуациях государство берет ответственность на себя и достраивает дома лопнувшей фирмы, но у нас еще не складывались такие форс-мажорные обстоятельства.
Начальник коммунально-ремонтной аварийной восстановительной службы Мирабадского района (КРАВС) Алишер АБДУЛЛАЕВ:
- По окончании летнего сезона проводится анализ по многоэтажным домам, к примеру, протечка кровли, ремонт подъездов, инженерных коммуникаций - всего 24 позиции по подготовке к осенне-зимнему периоду. В начале года была составлена программа по всему району - общая сумма работ, распределение, какие работы будут выполнены за счет собственных средств ТЧСЖ, а какие за счет кредита или помощи спонсоров.
- В данном случае был подписан указ о сносе. Но кредит все же рекомендовали взять. Проясните ситуацию?
- При составлении сезонной программы, которой занимался именно я, разговора о сносе, как и о кредите, в данном секторе не было. Четверо инспекторов, разделившиеся на четыре сектора нашего района, делают обход каждой махалли, каждого дома, итоги они приносят сюда. Я вношу выявленные дефекты в отчет и программу. Вот и все наши полномочия.
- Хокимият имеет право рекомендовать жильцам строительные бригады для выполнения ремонтных работ?
- ТЧСЖ сами проводят тендер, куда хокимият не вмешивается. Это рыночная экономика, каждый вправе делать самостоятельный выбор.
- Каким образом вы определяете, какие дома должны пойти под слом?
Отвечает архитектор Мирабадского района Баходир ИБРАГИМОВ:
- Фирма-застройщик предлагает свои варианты, мы рассматриваем территорию согласно градостроительным нормам, разработанным Ташгенпланом. Если нет заключения о том, что это предложение можно воплотить в жизнь, разрешение на слом и застройки мы не выдаем.
- Есть дома, где даже удобства во дворе, но под слом они не уходят, как и общежития. Почему?
Отвечает заместитель хокима Мирабадского района по архитектуре и капитальному строительству и развитию коммуникаций Фархад НАЖМИТДИНОВ:
- Многое зависит от застройщика. Представьте, что вам предложили землю - 10 соток, где два 2-подъездных 2-этажных дома, или 10 соток и один 9-этажный дом. Если бы вы были частным застройщиком, что выбрали? С точки зрения бизнесмена выгода там, где мало квартир и компенсировать меньше.
- С чьей позиции смотрит государство - простых граждан или бизнесменов?
- Бизнесмен, получивший землю под застройку, - хозяин своего участка. Что же касается общежитий на балансе государства, то мы ремонтируем их и предоставляем тем, кто нуждается в жилье.
- Парадокс нашего времени: свободных квартир в городе много, а люди все равно нуждаются в жилье. Какая выгода в простаивании квартир?
- У нас нет свободных квартир. Все проданы. Кто-то купил про запас, кто-то - в кредит.
О ситуациях, подобных сложившейся на ул. Нукус, мы слышим не впервые. Остается надеяться, что вопросы будут решаться с учетом интересов не только бизнесменов, но и граждан-налогоплательщиков.
Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА