Не понятый современниками и оцененный потомками. Да еще как оцененный! В Ташкенте его «Превращение» поставил тот самый Игорь Качаев – известный питерский педагог и режиссёр. Инсценировал. Собрал международную команду – российские художник-постановщик Мария Медведева и художник по костюмам Ника Велегжанинова.
И поставил эту мрачную и трагическую фантасмагорию в одном из самых светлых и жизнерадостных столичных театров- Молодёжном. Первый вопрос, который возник у всех театралов, когда этот проект только задумывался - кто будет играть Грегора? Того самого - превращающегося прямо на наших глазах из обычного клерка в насекомое. Мучающегося и перерождающегося. Предаваемого и прозревающего. А услышавши, что на главную роль выбран Анвар Картаев, все в один голос вторили друг другу «Конечно, это он. Это точно его роль. Какой подарок для такого актёра». И это действительно вышло именно так.
Всё совпало – точная и жёсткая режиссура Игоря Качаева и богатая и щедрая актёрская органика Анвара Картаева.
Анвар-Грегор - первая скрипка в этом оркестре, музыку к которому сам написал-сам исполнил на рояле интереснейший композитор Руслан Волков. Первая и единственно живая в этом странном, пугающем и холодном мире фальшивой любви и всепоглощающего меркантильного расчёта. Все остальные родные Грегора - отец, мать и сестра Грета играют не живых людей, но схемы, точнее микросхемы своего микромира. Играют мастерски, точно, ярко, на грани абсурда и трагедии.
Отец - эмоционально переживает…вроде бы. Мать - горячо любит…вроде бы. Сестра – заботиться… вроде бы. И все многочисленные слуги-соседи-квартиранты-сослуживцы такие же. Яркие снаружи и пустые внутри. Им бы только подслушать-посплетничать об этом гадком превращении. Им бы только сделать сэлфи с этим уродцем. Им бы только осудить его, за то, что он не с нами, не такой как мы, не делает того, чего нам нужно. А значит ему не место среди нас. Вон из нашей жизни! Среди этих черно-белых, прямо графических персонажей людей, самый живой – насекомое Грегор.
И шаг за шагом, подробно и не торопясь, не пропуская ни крошки «заплесневелого сыра», не играя с архаичным театральным надрывом - на нервах-слезах-голосе, нигде на протяжении почти двух часов не срываясь на удобную и знакомую жестикуляцию – тот самый Анвар-Грегор. Ползающий по комнате без стен и скрежещущий челюстями без зубов. Страдающий, стонущий, растерянный и безмерно одинокий. А самое главное - открывающий не только своё новое, хитиновое «Я», но и мир своих близких. И от этого еще больше желающий убежать-спрятаться под кровать. А может даже и исключить себя из мира в финале. Раздавить, как ненужное, мерзкое насекомое. И есть от чего.
Неврастения отца-неудачника от Руслана Мамадалиева, гротеск и лирика матери от Лейлы Сейд-оглы и неистовая и пробуждающаяся амбициозность от Сабины Асановой завораживают. Семейный ансамбль на грани сумасшедшего распада личности (Грегор) и морали (семья). Вся семейная троица, буквально перемолотая постдраматической ступкой Игоря Качаева в порошок, тщательно просеянная от привычного «эмоционального драматизма «Молодёжки»» и замешанная заново. На четком внешнем и убедительном рисунке и резком и остром жесте. В остатке, мусором на выброс, в моральном ситечке – их души, если они когда-то и были. Вся троица убедительна пугающая и отвратительна подробная. А может эта ненужная душевность и есть корм для этого «вчерашнего кормилица – сегодняшнего нахлебника»? Каждый сам за себя, человек человеку – волк. А в нашем случае - насекомое.
Массовка-социум в выразительных костюмах, укрупненная своими тенями на обнаженной стене арьерсцены, мечется. Но не мучительно, а расчетливо. Этакий андроид-флешмоб. А сверху еще и холодная авторская «ламинация» из видео и постоянно видоизменяемых декораций. Как будто попал на киносеанс знакомой истории. Той самой страшной истории - про превращение человека в насекомое. Только теперь в 2D. Без одной из плоскостей, которая и делает мир - миром, а не картинкой на экране айфона. Только теперь в чб. Без яркой и многоцветной его палитры, а только удобные и контрастно-официальные цвета. Только тщательно отобранные и отточенные детали, эмоции и движения.
Режиссёр Игорь Качаев сознательно переформатировал и труппу занятых актёров, буквально табуировав многие знакомые и наработанные приёмы и штампы, и пересмотрел многослойное произведение, чтобы максимально актуализировать и его тему и способ его воплощения. И театр, понимая, чтобы быть в авангарде стремительно меняющегося театрального процесса, нужен постоянный поиск и эксперимент, этакая сверка «сценических» часов (чего, честно сказать, о-о-о-о-о-чень не хватает почти всем нашим столичным государственным театрам).
«Молодёжка», еще вчера увлекавшая всех в едином, эмоциональном порыве комедией «Леди на день» московского режиссера Д.Астрахана, сегодня сознательно и смело приняла этот вызов с берегов холодной Невы. И оказалось, что новый театральный язык, который был предложен постановочной группой - интеллектуальный, сложный, новомодный, очень интересен. И тем самым актёрам и, уверен, тем самым зрителям.
Итак «ALONE» по Ф.Кафке, «Молодежный театр Узбекистана», Игорь Качаев, все на 2D-превращение!
Кудрявцев А.
05.04.2024, 09:53
7 апреля начинается VII Международный фестиваль оперы и балета “Тошкент бахори”.В фестивале примут участие ведущие оперные и балетные солисты, дирижеры с разных стран мира, которые...19.03.2024, 16:48
21-27 марта в рамках «Недели театральных представлений» в Узбекистане будет объявлен «День открытых дверей». Посещение всех мероприятий, организованных в государственных театрах, абсолютно бесплатно, сообщает Минкультуры. В рамках...18.03.2024, 17:43
Балетный спектакль «Лазги. Танец души и любви» дебютировал на сцене Государственного академического музыкального театра в Баку 16 марта. Национальный балет Узбекистана впервые выступил с постановкой известного...13.03.2024, 08:11
В Ташкенте завершился ежегодный Международный фестиваль оперы и балета, организованный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана. На сцене ГАБТа имени Алишера Навои были представлены спектакли ведущих...