Проведено первое в истории Узбекистана исследование психического здоровья подростков.
Оно показывает, что значительное число учащихся страдают от умеренной до крайне тяжелой тревожности (15,4%) и депрессии (9,8%).
В исследовании, проведенном ЮНИСЕФ совместно с партнерскими организациями, приняли участие 22854 учащихся 299 школ из всех 14 регионов Узбекистана. Целью исследования было лучшее понимание потребностей подростков и связанных со школой факторов, влияющих на их психическое здоровье и психосоциальное благополучие.
“Подростковый возраст открывает огромные возможности и в то же время требует внимания из-за повышенных рисков, связанных с психическим здоровьем и благополучием. Это влияет на способность подростков учиться, принимать решения и активно участвовать в жизни общества, говорит Мунир Мамедзаде, глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане, - ЮНИСЕФ и партнеры работают с Сенатом и со всеми соответствующими министерствами и ведомствами, уделяя особое внимание активизации усилий по профилактике и раннему вмешательству”, подчеркнул он.
Исследование выявило основные защитные факторы и факторы риска, влияющие на психическое здоровье подростков, а также наиболее распространенные препятствия для обращения за помощью учеников и родителей, которые связаны со стигматизацией и стеснением, отсутствием информации о школьном психологе и других ресурсах сообщества по вопросам психического здоровья.
Как показывает исследование, отсутствие социальной связи и изоляцию испытывают более 10% учащихся: 1 из 10 не чувствует связи со своей школой (8,7%), еще больше - что они не были частью своей школы (13,1%) или что они были одиноки в своих классах (16,7%).
“Школы, помимо того, что они являются структурами для академического обучения, являются местом, где многие подростки проводят большую часть своего времени. Следовательно, школы могут быть защитным фактором, но также и фактором риска, который может повлиять на психическое здоровье подростков”, -говорит Лилия Гайнутдинова, директор Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся Министерства народного образования.
Отчет по исследованию содержит рекомендации по мероприятиям в области психического здоровья в школах, а также по налаживанию партнерских отношений с другими секторами, включая следующее:
- повышение осведомленности подростков и родителей в школах о психическом здоровье с целью расширения знаний о предупреждающих признаках, факторах риска и защиты;
- разработка учебной программы по повышению грамотности в области психического здоровья;
- мероприятия по усилению потенциала школьных психологов для обновления навыков и методов консультирования;
- инвестиции в научно обоснованные целевые программы предоставления услуг в области психического здоровья;
- помощь в создании благоприятной семейной среды;
- расширение сотрудничества школ и махаллей.
Психическое здоровье медицинских работников первичного звена также является давней и недостаточно проработанной проблемой. Данные указывают на то, что более двух трети медицинских работников первичного звена системы здравоохранения испытывают стресс, острую тревогу, разочарование, истощение и эмоциональное выгорание, подавленность и депрессию.
В этой связи ЮНИСЕФ также представил цифровую платформу для медицинских работников. Она направлена на оказание необходимой психологической поддержки для профилактики и устранения эмоционального выгорания, вызванного повышенной рабочей нагрузкой и стрессом. Платформа была разработана в сотрудничестве с Министерством здравоохранения.
“Данная платформа, целью создания которой была забота о медицинских работниках во время кризиса, соединяет медицинских работников с кураторским контентом в области психического здоровья и индивидуальной виртуальной поддержкой, а также предлагает немедленный доступ к поддержке в области психического здоровья для медицинских работников в критическое время”, говорит Гулнора Юсупалиева, заместитель начальника управления науки и образования Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, начальник отдела развития непрерывного, высшего и среднего специального образования.