По завершении миссии г-н ван Руден выступил со следующим заявлением:
В текущем году экономика Узбекистана продолжала демонстрировать высокие показатели, несмотря на новые трудности, связанные с вторжением России в Украину, глобальным ценовым давлением и ужесточением условий на мировых финансовых рынках. Вопреки ожиданиям в начале года, денежные переводы, включая переводы трудовых мигрантов, выросли более чем в два раза, что в сочетании с продолжающейся бюджетной поддержкой и устойчивой торговлей содействовало экономической активности и росту в Узбекистане. В результате, по прогнозам, в 2022 году экономика Узбекистана вырастет почти на 6%.
Инфляция повысилась и приобрела более широкую основу, отражая глобальный рост цен, особенно на продукты питания и энергоносители. Благодаря решительным и своевременным действиям Центрального банка Узбекистана (ЦБ РУз) ожидается, что к концу 2022 года удастся удержать инфляцию на уровне приблизительно 12 процентов.
В предстоящий период ожидаются дополнительные трудности, при этом велика степень неопределенности. В 2023 году прогнозируется замедление темпов роста мировой экономики, однако несмотря на это, инфляция может приобрести более устойчивый характер. В результате, несмотря на ожидаемое сохранение относительно активного внутреннего спроса, в 2023 году, по прогнозам, экономический рост в Узбекистане несколько замедлится и составит чуть менее 5 процентов. Ожидается, что инфляция останется на повышенном уровне. Риски ухудшения прогноза экономических перспектив Узбекистана включают риски, связанные с возможной эскалацией войны в Украине, при возможном дальнейшем замедлении глобального роста и ухудшении финансовых условий.
Текущая неопределенная ситуация требует повышенной бдительности. Инфляция остается первоочередной угрозой благосостоянию в настоящее время и в предстоящий период, поскольку она приводит к сокращению реальных доходов и подрывает макроэкономическую стабильность. Если не удастся обуздать инфляцию, возникнет риск ее укоренения, что в конечном итоге увеличит затраты на обеспечение контроля над инфляцией.
Поэтому:
Денежно-кредитная политика должна оставаться твердо нацеленной на снижение инфляции. Текущая политика представляется обоснованной для сдерживания ценового давления и постепенного снижения инфляции до среднесрочного целевого показателя, установленного ЦБ РУз. Однако передача воздействия политики по-прежнему сдерживается низким уровнем финансового посредничества и высокой долларизацией, а также государственными программами кредитования по льготным процентным ставкам. Для предотвращения роста инфляционных ожиданий может потребоваться ужесточение денежно-кредитной политики, если давление цен на продовольствие и энергоносители будет более сильно влиять на базовую инфляцию. Необходимо провести дополнительное сокращение программ льготного кредитования и заменить их субсидированием процентных ставок для критически важных видов экономической деятельности.
Бюджетная политика должна быть направлена на поддержку усилий по снижению инфляции. В текущем году темпы бюджетной консолидации были снижены, что позволило более чем вдвое увеличить объем социальной помощи. Таким образом, ожидается, что в 2022 году дефицит бюджета достигнет 4 процентов ВВП. Официальные органы обоснованно ставят цель снизить дефицит до 3 процентов ВВП в 2023 году, что должно также укрепить уверенность в устойчивости бюджета. Сокращение дефицита может оказаться сложной задачей, учитывая растущее давление на структурные расходы и желание снизить налоги. Бюджетная политика должна и далее защищать наиболее уязвимые слои населения путем оказания адресной поддержки, однако весьма вероятно, что другие расходы придется еще больше сократить, учитывая риски для доходов от снижения ставки НДС и снижения цен на золото. Следует продолжать работу по расширению налоговой базы за счет отмены льгот и улучшения соблюдения налогового законодательства. Кроме того, есть возможности для дальнейшего совершенствования управления государственными инвестициями, а также управления фискальными рисками, в том числе путем установления жестких правил и лимитов для государственно-частных партнерств.
Несмотря на неблагоприятные факторы, официальные органы продолжают проводить рыночные структурные реформы, чтобы ведущую роль в повышении роста играл частный сектор, а не государство. Это, с учетом впечатляющего прогресса, уже достигнутого в последние годы, повлечет за собой сокращение все еще большой роли государства в экономике и дальнейшее улучшение деловой среды. Малые и средние предприятия, которые должны стать основным источником новых рабочих мест для быстро растущей рабочей силы, особенно нуждаются в возможности роста и процветания.
Для этого потребуется:
- Продолжение приватизации государственных предприятий и государственных банков. Новый закон о приватизации поможет осуществить это на основе прозрачных и конкурентных процессов. В то же время ключевую роль должно сыграть дальнейшее совершенствование корпоративного управления и повышение прозрачности на государственных предприятиях и в государственных банках.
- Усиление конкуренции и создание равных условий для бизнеса. Это требует дальнейшего открытия внутренних рынков для частных фирм и устранения привилегий для государственных предприятий, а также принятия нового закона о конкуренции и обеспечения независимости и достаточных полномочий антимонопольного комитета.
- Расширение цифровизации государственных услуг, включая налоговое и таможенное администрирование. Это не только упростит работу предприятий, но и будет способствовать сокращению масштабов коррупции. Систему управления можно улучшить путем усиления требований к бенефициарной собственности, в частности, в крупных строительных и инфраструктурных проектах, чтобы избежать противодействия заинтересованных сторон.
- Совершенствование работы рынков факторов производства, в частности, рынка труда, земельного, энергетического, водного и финансового рынков, в целях повышения их производительности. Новый трудовой кодекс будет способствовать созданию рабочих мест, но для решения проблемы значительного несоответствия квалификационным требованиям необходимо безотлагательно улучшить качество образования, особенно профессионально-технического и высшего. Следует ускорить земельную реформу, в том числе в сельском хозяйстве, чтобы обеспечить защиту прав на землю и возможность ее продажи. Тарифы на электроэнергию и воду необходимо будет постепенно повышать до уровня возмещения затрат, а затем до рыночного уровня, чтобы повысить эффективность и привлечь дальнейшие инвестиции, высвободить бюджетные ресурсы для более насущных потребностей и способствовать переходу к более экологичной экономике. Повышение тарифов должно сопровождаться адекватной поддержкой уязвимых домохозяйств. Необходимо продолжать работу по снижению значительной роли государственных банков в банковской системе и продолжать реформирование рынка капитала для улучшения финансового посредничества и доступа к финансированию.
- Усиление торговой интеграции и регионального сотрудничества. Несмотря на то, что сложившаяся геополитическая обстановка создает серьезные проблемы, она также предлагает возможности для привлечения бизнеса, стремящегося к релокации. Ускорение переговоров о вступлении в ВТО и расширение сотрудничества с соседними странами, в том числе для улучшения имеющихся и создания новых транспортных маршрутов, повысят инвестиционную привлекательность Узбекистана.
Благодаря тому, что официальные органы продолжают проводить обоснованную макроэкономическую политику и реформы, ожидается сохранение высоких темпов роста в ближайшие годы. Это позволит официальным органам достичь своей цели – превратить Узбекистан в страну с уровнем дохода выше среднего к 2030 году, говорится в сообщении МВФ.
17.04.2024, 07:48
В 2023 году объем экспорта в текстильной отрасли Узбекистана составил 3,1 миллиарда долларов. В этом году отрасль вышла на три новых рынка, география экспорта составляет 83...09.04.2024, 17:21
9 апреля в Зарбдорском районе состоялось совещание, посвященное обсуждению мер по социально-экономическому развитию Джизакской области. Особо отметив, что это встреча проходит накануне Рамазан хайита, Президент Шавкат...09.04.2024, 09:19
В рамках поездки в Джизакскую область Президент Узбекистана принял участие в церемонии, посвященной запуску новых проектов в промышленности и энергетике. Один из них – это строительство...09.04.2024, 08:12
Во время поездки в Джизакскую область главе государства представлены новые планы экономического развития региона. Иностранные инвесторы и местные предприниматели заявили о готовности реализовать 50 проектов на...