ГлавнаяИстории из жизни

Проект Всемирного общества «BILIMLI»: был ли Ахмад Дониш послом?

Изрображение 'Проект Всемирного общества «BILIMLI»: был ли Ахмад Дониш послом?'

Одна из самых больших улиц Юнусабадского района нашей столицы носит имя Ахмада Дониша. 


Знают ли те, кто ходит по этой улице, или ее жители, кто такой Ахмад Дониш на самом деле?

Инженер и архитектор

Ахмад Дониш жил в XIX веке и был одним из всемирно известных энциклопедистов и одаренных писателей. Его полное имя Ахмад ибн Мир-Насир ибн Юсуф аль-Ханафи ас-Сиддики аль-Бухари. Но его звали Ахмадом Донишем, т.е. Ахмадом Знающим, или Ахмади Калла. Он родился в 1826 году (в некоторых источниках - в 1827-м) в Бухаре, а умер в этом же городе в 1897 году.

Ахмад Дониш получил начальное образование от своей матери. В 1842-1843 годах учился в медресе. С детства он страстно увлекался поэзией, живописью, историей, каллиграфией и музыкой. Его экстраординарные способности в астрономии, нумерологии, архитектуре и инженерии также хорошо известны. Благодаря этим талантам он попал во дворец бухарского правителя эмира Насруллы в 1855 году и был назначен на должность придворного архитектора и инженера.

Путешествие из Бухары в Петербург

Видя таланты Ахмада Дониша в различных науках и его способности в искусстве каллиграфии, эмир Насрулла включил его в состав посольской делегации, отправившейся в Санкт-Петербург в 1857 году. Эта делегация должна была передать российскому правительству соболезнования эмира в связи со смертью царя Николая I и поздравления Александру II, только что вступившему на императорский престол, а также вести переговоры об укреплении торговых отношений между Россией и Бухарским эмиратом. Эта дипломатическая миссия прибыла в пункт назначения 9 января 1857 года и пробыла там год.

Конечно, для гостей из Бухары, особенно для таких любознательных людей, как Ахмад Дониш, русская культура, урбанизм, благоустроенные улицы, сформировавшиеся под влиянием европейской культуры, были удивительны. И, естественно, они тоже мечтали превратить древнюю Бухару в более процветающий и современный город с передовыми технологиями.

Известно, что Россия завоевала Туркестан и в 1868 году был подписан договор с тяжелыми условиями для Бухарского эмирата. 

В 1869 году новый бухарский эмир Музаффар направил в Петербург вторую делегацию послов. Ахмад Дониш присоединяется к этой группе в качестве секретаря (мирзы). Делегация пробыла в Петербурге более 2 месяцев. Ахмад Дониш, второй раз увидевший развитый город Санкт-Петербург, посетил музей геологии, музей транспорта, бумажную фабрику, государственный банк, Кронштадтскую крепость, судостроительные верфи и другие места, и даже зашел в театр и посмотрел оперные и балетные спектакли. Близко познакомился с переводчиком Министерства иностранных дел России Казимбеком. Ахмад Дониш также посетил концерт известной испанской певицы Аделины Патти, восхитился ее замечательными песнями и даже написал для нее стихотворение, узнав, что она едет в Америку.

Потии порисий, он сарвқади зуҳражабин,

Дар табассум суи доман зи даҳан гул мерехт.

Аз Фитирбург азимат чу ба Амрико кард,

Нолаҳо аз сару аз по ҳама гулгул мерехт.

Перевод:

Парижанка Патти, стройная и прекрасная как утренняя звезда, 

Когда она улыбалась, из ее рта падали цветы, 

А когда она уезжала из Петербурга в Америку, 

Ей рукоплескали и к ногам бросали букеты.

Ахмад Дониш пользовался особым вниманием и уважением на официальных встречах и приемах. В 1873 году эмир бухарский направил в Россию очередную посольскую миссию под руководством Абулкадыра Додхо, и Ахмад Дониш участвовал в этой поездке в качестве заместителя посла. Группа прибыла в Петербург 6 января 1874 года и пробыла там полтора месяца. Они также присутствуют на свадьбе дочери императора Александра II.

Предложения, которые отклонил эмир

По результатам этих поездок Ахмад Дониш осознал необходимость уделять особое внимание науке и культуре в Бухарском эмирате и представил эмиру свой проект реформ. Но предложение было отвергнуто эмиром Музаффаром, он даже захотел удалить ученого из Бухары. Эмир сказал своим родственникам: «Я отправил кое-кого в Россию, а он вернулся ко мне с наставлениями. Теперь я его никуда не пошлю». Ахмад Дониш «любезно» ответил ему: «Мне не нужна эта доброта». И после этого был направлен в Гузар для исполнения обязанностей судьи. Он вернулся в Бухару только после смерти эмира Музаффара и писал свои произведения в одной из худжр (келья) медресе Мири-Араб.

Произведение, которое писалось более 15 лет

Работы Ахмада Дониша многочисленны, они охватывают самые разные вопросы и направления. Но особое место среди них занимает «Навадир-уль вакаэ» («Редкостные события»). Ахмад Дониш писал это произведение 15 лет (1875-1890).

Эта работа Ахмада Дониша состоит из 23 глав, не считая введения. В произведении великий мыслитель высказал свои мысли о реформировании страны на основе впечатлений от поездки в Россию. Автор прекрасно интерпретирует права и обязанности родителей в воспитании нового поколения, налаживание образования, то есть организацию работы школ и медресе в соответствии с требованиями нового века, сотворение мира, истинной любви, место духовности в обществе, выбор профессии, построение семьи и дома. 

23-я глава книги называется «Дар ташхиси ахлоки инсон» («Об оценке нравственности человека»), в которой автор блестяще объясняет, насколько сложно воспитание совершенного человека.  В частности, он отмечает, что «человеческое поведение подобно золоту и серебру в вопросах этикета.  Золото и серебро проходят множество этапов и процессов очистки, пока не станут прозрачными и подлинными.  Человек тоже должен пройти через жизненный опыт, он должен бороться, чтобы освободиться (очиститься) от пороков.

Автор приводит в пример истории из обычной жизни бухарцев и говорит, что для того, чтобы отличить умных людей от невежественных, необходимо подвергнуть их испытанию.

«Я беседовал с хокимом Пешавара, - рассказывал Дониш.  - Он спросил меня, из чего формируется казна (бюджет) Бухары.  Я ответил: «Налоги, пошлина, хирож, ушр (десятина)».  «Что вы будете делать, если не будет дождя?» -  спросил он.  «Сумма налога вырастет», - ответил я.  «Как далеко от вас владения Бадахшана?»  «Восемьдесят фарсахов», - сказал я.  «Кому подчиняется?»  «Никому», - последовал ответ.  «Почему ваши эмиры не завоевывают его? - спросил эмир.  Ведь та земля богата золотом и рудниками, сапфирами и лазуритом. Если ваша страна получит их, то станет очень богатой».

Таким образом, автор указывает на ответственность правителей перед страной. 

«Управляя страной, - говорит Дониш, - правитель должен решать важные государственные задачи вместе со своими советниками.  Советники тоже должны быть мудрыми и справедливыми людьми, и с их мнением надо считаться, ведь ум нескольких больше ума одного человека».

Каждое произведение автора, в том числе труд «История мангытской династии», имеет научное значение. Это произведение известно в источниках как «Тарчумаи холи амирони мангития», «Тарихча», «Рисола ёхуд мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития», и автор не дописал его до конца. 

Кроме того, еще одна его замечательная работа - «Манозир-уль-кавокиб» («Звездные пейзажи»).  Эта работа показывает, что Ахмад Дониш также был хорошим астрологом. Следует сказать, что в статье «Навруз в Самарканде», опубликованной в «Туркестанских ведомостях» в 1898 году, говорится, что Ахмад Дониш дал прогноз времени наступления Навруза (Нового года) и готовил гороскоп «Солнаме». Автор статьи с сожалением отмечает, что после смерти Ахмада Дониша этой работой никто не занимается. 

Ахмад Дониш также был музыковедом.  Как знаток шашмакома, он готовил тексты песен при дворе эмира.  В 1878, 1887, 1890, 1981 годах им были подготовлены в виде сборника тексты макомов «Рисолаи шашмаком», «Абёти шашмаком», «Рисола дар бораи шашмаком». Позже эта работа стала фактором становления известных бухарских певцов. 

Да, он действительно был ученым-энциклопедистом, великим мыслителем.  Поэтому наш знаменитый ученый Ибрагим Хаккул в своем сочинении «Ахмад Калла» так оценил его: «Удивительно, что такой ученый, писатель, мыслитель и государственный деятель, как Ахмад Дониш, мог созреть в условиях Бухары в XIX веке». 

Кроме прозаических произведений, нам доступно его поэтическое наследие -  сборник четверостиший. Многие труды и рукописи мыслителя хранятся в фонде Института востоковедения Академии наук Узбекистана и ждут своих исследователей.

В 1972 году о знаменитом писателе и просвещенном соотечественнике был снят художественный фильм «Тундаги юлдузлар» («Звезды в ночи»).

Подготовил Шокаххор САЛИМОВ 

Другие новости