Заслуженный деятель искусств Узбекистана Дамир Рузибаев всю жизнь безгранично предан жанру скульптуры, в котором работает уже много лет. Экспонаты художника выставляются в музеях и частных собраниях многих стран. Среди его известных скульптурных произведений - «Портрет И. В. Савицкого» (1984 г.), который хранится в бронзе в коллекции Третьяковской галереи. Две работы из серии «Птица» выставлены в постоянной экспозиции Государственного музея искусства народов Востока. Не так давно мастер представил вниманию зрителя мраморную скульптуру легендарной птицы счастья Хумо - символа нашей государственности.
- Много лет размышляя об этом поэтическом образе, я тоже решил внести свою лепту в его воссоздание - только на языке пластики, в скульптуре, - делится автор. - Основой изображения сделал нашу любимую горлинку, которая сидит, готовая взлететь, на архитектурно-геометрических формах, украшенных гирихом. Взяв лишь некоторые черты у реальной птицы, наградил ее мощными крыльями и короной. Это символ нашей истории, словно возникший из древности.
«Вашим работам нет аналогов!»
- Что изменилось в вашей творческой жизни за последние 25 лет?
- На заре независимости, в 1994 году, состоялась моя персональная выставка в Третьяковской галерее. Для меня это было очень важное событие, ведь показаться на такой арене - большая честь, мало кому выдается такая возможность. Выехать было сложно, начало 1990-х - нелегкие годы, но мне помогли и сделали все, чтобы выставка состоялась. Сейчас точно не помню, сколько работ было представлено. После мероприятия почти все экспонаты, кроме привезенных из Государственного музея искусств Узбекистана, купили: одну часть - Третьяковская галерея, другую - Государственный музей искусства народов Востока. Вот так и выходит, что мои работы востребованы.
- Многие из них находятся и в частных коллекциях…
- Да, причем и скульптура, и живопись. Особенно активно я стал работать в период независимости, когда появилась возможность свободно бывать за рубежом. Я трудился в Южной Корее - создавая памятник одному из южнокорейских деятелей. Многие мои работы находятся в настоящий момент в зарубежных фондах и частных коллекциях. В 1999 году состоялась моя выставка на джазовую тему в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Тогда ко мне подошел посол Франции и предложил составить для него альбом из этих работ. Я согласился. Через какое-то время мне «звонят из Парижу»: «Месье Дамир, вы можете выслать слайды 8 работ для нас?». Я отправил. Затем меня пригласили на презентацию в Париж. Тогда был создан каталог скульпторов, в который вошли мои лучшие работы: Малиган, Элла Фицджеральд и другие из купленных частниками. Я спросил, что так понравилось в моем творчестве, и получил ответ: «Вашим работам нет аналогов». Вот это был стимул!
Из гипса - в бронзу
- Об одной вашей работе до сих пор ходят легенды - это портрет Игоря Савицкого. Как он попал в Третьяковскую галерею?
- Я сделал бронзовый портрет Игоря Витальевича для нукусского музея по просьбе его коллег, работников заведения. А вот в Третьяковке он, точнее, его копия появился гораздо позже. Дело было так: я работал в Государственном музее искусств Узбекистана, когда позвонила заведующая отделом искусств Третьяковской галереи Людмила Марс и сказала: «Юрий Константинович * увидел твою работу «Портрет И. В. Савицкого» и попросил, чтобы завтра ее привезли. Есть бронзовый вариант?». Я ответил: «Нет». «А сможешь отлить?», - спросила она. «Хорошей бронзы нет - не смогу». Как Людмила расстроилась: «Убьет меня Королев!». Не знаю, что он ей сказал, но через несколько дней Людмила позвонила вновь: «А гипсовую модель сможешь привезти?». Вот тут я согласился. Думаю, что это, возможно, именно тот редчайший случай, когда музей сам отливал бронзовый портрет. Кстати, эта работа, выполненная из шамота, выставлена также в Государственном музее искусств Узбекистана.
О преемственности
- Сегодня вы воспитываете молодое поколение в детской студии?
- Да, и хочу отметить особенно дорогой подарок, который я получил также в период независимости. После открытия своей студии, которая работает с 1974 года, решил построить на близлежащем участке (240 кв. м) еще и детскую. И в 2003 году всю территорию по указу хокима города передали мне в бессрочное пользование для того, чтобы я продолжал занятия с детьми. Вы себе не представляете, как я благодарен за такой невероятный, сказочный сюрприз. Детскую студию создал по подобию амфитеатра. Почему? Я и раньше знал, что греки, строя амфитеатры, заделывали в каменные стены кувшины. Я замуровал банки, чтобы создавалось эхо, хорошая акустика, а в нижних двух рядах расположил сидения для учеников. Ребята обучаются в антураже, напоминающем античный.
- И напоследок - традиционное напутствие читателям «Даракчи плюс».
- Желаю всем прекрасного здоровья, радости, любви и реализации каждой самой сокровенной мечты.
Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА
*директор Государственной Третьяковской галереи (1980-1992 гг.).
1.09 №35