29 марта исполняется 110 лет со дня рождения народной артистки Тамары Ханум, которую по сей день называют музой Востока. На протяжении десятилетий талант этой удивительной женщины, вплетенный в самобытный орнамент узбекского танцевального искусства, радовал зрителей всего мира. Она раскрыла красоту песенно-танцевального творчества 86 народов Узбекистана и других республик Центральной Азии, ближнего и дальнего зарубежья. Тамара Ханум начала выступать с 13 лет, и с тех пор в ее душе не угасало пламя любви к искусству. Увы, немного осталось тех, кто знал лично эту блестящую артистку. Накануне юбилея мы встретились с родной племянницей Тамары Ханум - актрисой театра Яйрой АБДУЛЛАЕВОЙ и известной танцовщицей Вилоят АКИЛОВОЙ, которые с удовольствием поделились воспоминаниями о близком человеке.
Народная артистка Узбекистана Яйра АБДУЛЛАЕВА:
- Тамара Ханум (настоящая фамилия Петросян) родилась в Маргилане. По происхождению моя бабушка - астраханская армянка, а дед - карабахский армянин. Будучи очень чутким человеком, он всегда слишком остро воспринимал любые проявления несправедливости, был ярым борцом за человеческие права. Так сложилось, что он был арестован. Его с семьей и другими единомышленниками выслали в Баку. А через некоторое время их увезли в Центральную Азию. На всем протяжении пути, где поезд делал остановки, ссыльных высаживали. Бабушка с дедом оказались на станции Горчаково, с ребенком на руках (со старшей сестрой Тамары, пятилетней Амалией). К тому же бабушка была беременна Тамарой.
Что делать? Куда идти? Так и стояли они, растерянные, на дороге, пока не подошел к ним пожилой узбек. Увидел, что семья приличная, - мужчина и женщина в положении с маленьким ребенком, решил помочь. Пригласил к себе, сказал, что места у него мало, но во дворе есть голубятня, предложил временно пожить в ней. Там и родилась будущая народная артистка.
- У Тамары Ханум было много сестер. Как сложились их судьбы?
- Амалия стала отличным журналистом, блестяще владела несколькими языками: староармянским, фарси, французским, русским, узбекским. Еще одна сестра - Гавхар Рахимова - тоже была известным организатором ансамблей и танцовщицей, моя мама - Лиза Петросян – танцовщицей и актрисой (и вышла замуж за актера Умара Абдуллаева). А самая младшая, Виктория Руми, пошла по научной стезе.
Путь к танцу
- Как же в те трудные годы ваша тетя стала танцовщицей?
- Тамара любила танец с раннего детства. Поэтому бабушка, имея, кстати, современные взгляды, решила отдать ее учиться танцевать, но… так, чтобы отец этого не знал. Папе, конечно, вскоре все стало известно, он запретил дочке заниматься, посадил ее под замок. И только в 15 лет она поступила в ташкентский танцевальный коллектив «Турон». Базовое же образование сестры Петросян получили в гимназии. Представьте, Тамара окончила только 4 класса, но при этом прекрасно знала французский язык. И не зря: как оказалось, этот навык ей весьма пригодился.
- Каким же образом?
- В 1924 году в Париже проходила Всемирная выставка декоративного искусства. На нее отправили Тамару вместе с мужем - Мухитдином Кары-Якубовым (в 2016 году отмечается его 120-летие - прим. ред.). Супруги исполняли лапар (вид народной песни, когда попеременно поют парни и девушки): Тамара сопроводила выступление феерическим танцем и получила Гран-при. Ей было всего 18 лет. Однако триумф обернулся бедой: Тамара, поднявшись на Эйфелеву башню сразу и на холодном ветру, серьезно заболела крупозным воспалением легких. Только благодаря своевременному лечению и хорошему уходу врачей ей удалось выздороветь.
- А как Тамара Артемовна встретилась с будущим мужем Мухитдином Кари-Якубовым - известнейшим человеком своей эпохи, основателем узбекского музыкального театра…
- Он и еще несколько выдающихся деятелей культуры приглашали талантливую творческую молодежь в свою труппу «Турон». Вот так и встретились, а через некоторое время поженились.
- Как она пришла к песням народов мира?
- До конца 1930-х Тамара вместе с мужем работала в музыкально-драматическом театре, пока он не стал Государственным академическим большим театром оперы и балета имени Алишера Навои. Но и потом тетя там пела и играла. А мы, дети актеров, не только смотрели, но и участвовали в спектаклях. Тогда ставили первые узбекские оперы - «Халима», «Гульсара», «Фархад и Ширин». Тамара была потрясающей артисткой - яркой, самобытной, всегда добивалась задуманного. После успеха в Париже перед ней открылся весь мир. Тамара объездила половину земного шара, и не счесть стран, где выступала с танцами. Ее знали повсюду! Приезжая из очередного уголка планеты, она привозила самобытный народный танец с песней. И через некоторое время на афишах стали появляться такие слова: «Тамара Ханум. Песни и танцы народов мира». Тамара запоминала не только хореографию, но и особенности мимики, жестов, телодвижений, присущие жителям разных государств. Костюм -------- и сам танец преображали настолько, что каждый народ принимал ее за свою землячку.
Остра на язык и справедлива
- Не пытались подражать Тамаре Ханум?
- Пыталась. Кстати, как только она уезжала на гастроли, мы - дети - устраивали концерты в нарядах тетушки. У нее была целая комната, где в шкафах и сундуках, которые никогда не запирались, хранились сценические костюмы. Тетя Тамара, конечно, подозревала о наших проделках, но ограничивалась лишь строго-шутливым: «А-а, опять в моих костюмах копались?». И, несмотря на это, когда в школах проходили праздники, сама часто давала ученикам надеть тот или иной национальный наряд. Дома тетя почти всегда занималась своими сценическими костюмами, не умолкал стук швейной машинки. Надо отметить, Тамара Ханум не любила неухоженных, неряшливых, безвкусно одетых женщин и всегда, не стесняясь, делала им замечания, кто бы это ни был. Вообще она была очень остра на язык и в глаза говорила, все, что думала, поэтому многим с ней было нелегко. Однажды и я столкнулась с ее резкостью и прямотой. Когда она впервые увидела меня на театральной сцене, подошла к нашему художественному руководителю и сказала: «Если из нее ничего не получится, гоните ее в шею!». Когда дело касалось искусства, тетя Тамара была очень строга.
Радж Капур в гостях у Тамары Ханум
- Часто приходилось встречать знаменитостей?
- В доме Ханум довелось повидать целые созвездия интересных людей. Ведь Тамара была, как солнышко: лучезарная улыбка, море обаяния, искрометного юмора. Анекдоты и байки рассказывала в лицах так, что запоминались на всю жизнь. Поэтому и гости не переводились в ее доме, да какие: Андреев, Бернес, Богословский, перечислять славные имена можно долго. Тетя была хлебосольной хозяйкой.
В 1950-е Узбекистан, да и весь мир увлекся Индией, ее культурой: «Бродяга», «Господин 420» - мы были влюблены в эти фильмы. И тут объявили, что в Ташкенте состоится съезд кинематографистов стран Азии и Африки. Это было грандиозное событие, в рамках которого нашу страну впервые посетил Радж Капур! Именно Тамара Ханум вместе с моей мамой встречали его в аэропорту. В том доме, где сейчас находится ее музей, тогда только закончились строительные работы. Чисто, свежо, но - голые стены! Тогда тетя расстелила ковры, разбросала повсюду подушки и курпачи - получился такой оригинальный восточный интерьер! Весь бомонд собрался в тот вечер в гостях у Тамары! Так было интересно! Капур играл, пел, рассказывал. В общем, незабываемая встреча.
«Лучше Тамары - нет!»
- Было ли у Тамары Ханум увлечение, не связанное с танцами и песней?
- Она очень любила книги, которые сопровождали ее всю жизнь. Семейное чтение было нашей традицией. Какая бы ни появилась новинка - Ремарк, Хемингуэй, Моруа, серия «ЖЗЛ» - ничто не проходило мимо. Тамара всегда занималась самообразованием, этого требовало ее творчество. Да и как, не зная жизни, например, народов Индии спеть их песню?
- А что она дала лично вам?
- Я знала наизусть весь ее репертуар, и это очень помогло мне в актерском становлении. Не было спектаклей, чтобы я не ввела туда какой-нибудь из ее номеров. Когда-то Ханум привезла из Японии красивую народную песню. Я попросила: «Тетя Тамара, научите меня» и вплела ее в свою роль в постановке «Жизнь женщины» японского драматурга Моримото Каору.
И в недавней своей работе - спектакле «Деревья умирают стоя» испанского драматурга Алехандро Касона также исполнила ее испанский танец с песней.
Тамара оставила огромное наследие для всей узбекской культуры. И очень жаль, что жанр, который она создала и развила до достойных высот, практически исчез вместе с ней. Кто сегодня сольно исполняет танцы и песни народов мира - профессионально, вживую, да так, чтобы мурашки по коже? Никто! Моя мама всегда говорила, чтобы быть Тамарой Ханум, надо быть лучше нее. А лучше - нет. Но должны быть другие! Новое время рождает своих героев. У нас много талантливой молодежи, но ее надо воспитать и направить по верному пути, тогда это будут замечательные люди.
Очень приятно, что о Тамаре Ханум вспоминают, продолжают интересоваться ее творчеством. Все-таки память надо хранить. А ее яркое искусство, где каждый номер, как спектакль, любили, любят и будут любить и наши потомки.
Народная артистка Узбекистана Вилоят АКИЛОВА:
- Я была просто влюблена в Тамару еще с тех лет, когда совсем ребенком впервые побывала в ее доме. Старалась не пропускать ни одного ее концерта, и до сих пор не могу понять, как, прожив такую удивительную, насыщенную жизнь, она не оставила здесь, на Родине, ни одного ученика. Ее сложный и в то же время удивительно легкий жанр песни с танцем сегодня попросту забыт.
Выдала тайну
- Остались воспоминания о знакомстве с ней? Ведь вы были совсем маленькой девочкой…
- Дело в том, что я росла в творческой семье, и мне было года четыре в то время, когда по доброй традиции каждую субботу артисты собирались у кого-нибудь во дворе - готовили угощение, весело общались. А часа в три ночи, как правило, вспоминали про меня и начинали будить. Я тут же вскакивала и, не раздумывая, пускалась в пляс - сна уже ни в одном глазу. Про меня все говорили: «Она будет артисткой!». Нередко мы с родителями ходили в гости к Тамаре Ханум. Мне нравились эти визиты, кстати, один из них из-за курьезного случая я запомнила особенно. Не секрет, что в те далекие годы профессиональных хореографов у нас было мало. И папа (Исахар Акилов - танцовщик, балетмейстер, народный артист Узбекистана - прим. ред.), который был дружен со своим педагогом, известным постановщиком народно-сценического танца Игорем Моисеевым, однажды попросил его: «Пришлите, пожалуйста, профессионального балетмейстера, чтобы поставить танец для Маргариты» - моей мамы. И тот прислал из Москвы известного постановщика Арусяк Хубову-Исламову, которая и стала работать с мамой над новым номером. Постепенно в артистических кругах об этом разнесся слух.
Именно в тот момент Тамара Ханум и ее муж Мухитдин Кары-Якубов в очередной раз пригласили нас в гости. Как всегда, под занавес вечера я станцевала, и все собрались расходиться по домам. Тут Тамара предложила мне остаться ночевать у нее, а родителям утром прийти на завтрак и забрать меня. Мама с папой согласились. Утром, когда я проснулась и умылась, Тамара позвала к столу, на котором стояло мое любимое лакомство - сладкий чай и хлеб с маслом, посыпанный сахаром. Сама же села рядом и спокойно так спросила: «Расскажи, кто к вам в гости заходит? У мамы есть подружки?». А я без задней мысли ответила: «Да, к нам приходит одна тетя, они с мамой танцуют, а я смотрю, и мне очень нравится». Тамара с безразличным видом поинтересовалась, как зовут тетю, а затем говорит: «Покажешь, как они танцуют?». Ну, я и взялась демонстрировать.
В то же утро мои родители, проснувшись, поняли, какую ошибку они совершили. «А ведь Вика (так называли меня родные) сейчас все расскажет и покажет, - сказал папа. - Наверняка Тамаре интересно как профессионалу, а мы-то хотим, чтобы выступление было особенным. Бежим!». И они прибежали как раз в то время, когда я самозабвенно выплясывала. Ох, и ругали меня потом!
Три слагаемых успеха
- Какой Тамара Ханум была в работе?
- Она была очень образованной женщиной с хорошо организованной внутренней культурой. Владела французским и испанским языками и нередко разговаривала на них с моей бабушкой. Еще Тамара Артемовна четко формулировала мысли, умела правильно их подать. Всегда говорила, что танец должен включать в себя три слагаемых успеха: прекрасную музыку, роскошный костюм и работу балетмейстера. Когда достигается это триединство, получается то, что нужно, дашь слабину в од
ном - и ничего не выйдет. Много работала над изучением и развитием народного узбекского танца и песни, поэтому ее жанр и есть синтез хореографии и пения.
От узбекского фольклора она перешла к искусству других народов Центральной Азии. Вообще за свою жизнь Тамара исполнила около 500 песен, и ни разу ни одной не забыла. Да, вероятно, память - одно из важнейших составляющих ее редкого дарования. Еще я бы назвала артистичность, колоссальную работоспособность, лингвистические способности, любовь к искусству.
С каждым выступлением Ханум во мне возрастало восхищение этой необыкновенной женщиной. Особенно поражало, как за минуту она успевала не только переодеться в новый костюм, но и так изменить свой облик, что невольно думалось: а она ли это? Как никто другой Тамара умела передать дух той страны, чей танец или песню исполняла. Еще хочу отметить одну особенность: когда она танцевала, все кто находился за кулисами, толпились в проходе, смотрели. Это говорит о том, что ее творчество не оставляло равнодушным никого - на Тамару можно было глядеть бесконечно.
Женщина с большой буквы
- Правда ли, что Тамара Ханум была на фронте и получила офицерское звание?
- Во время Второй мировой войны Тамара Ханум прошла с концертами весь фронт - от Тихого океана до Европы, за что военное командование присвоило ей, единственной из артисток, звание капитана в 1943 году. Своим творчеством Тамара Ханум сумела поднять боевой дух солдат.
- В мирное время она так же много ездила с благотворительной миссией?
- Да, она встречалась с рабочими и солдатами, строителями плотин и каналов. В стужу, зной, на любом, самом экзотическом «транспорте» - верблюдах и ослах, оленях и собаках - добиралась до сценической площадки, которая зачастую представляла собой кузов грузовика --------- или покрытый сибирским снегом дощатый настил. Сорок пять дней она пела, танцевала и работала строителем на Большом Ферганском канале. Будучи уже немолодой, выезжала на строительство Братской ГЭС в далекую и холодную Якутию.
- И при этом не забыла выполнить главное женское предназначение - супруги и матери…
- У Тамары Ханум две замечательные дочери - Ванцетта и Лола, пять внуков, семь правнуков. Она не только великая танцовщица, но и женщина с большой буквы.
«А как бы себя повела Тамара?»
- Что дало лично вам знакомство с легендой?
- Тамара Ханум стала для меня особым человеком. Все, что связано с этой артисткой, мои воспоминания и впечатления с детского возраста до ее последних дней (мы жили на одной улице, и она постоянно приглашала в гости) прошли тонкой, сверкающей нитью через мою жизнь. Став балетмейстером, я помнила весь ее репертуар. И сейчас, когда наблюдаю, как исполняют танец, особенно хорезмский, всегда говорю своим ученикам: я видела на сцене Тамару Ханум, Мукаррам Тургунбаеву, Маргариту Акилову. Вот они танцевали по-настоящему! В1935 году в Лондоне Тамара Ханум исполняла «Катта уйин» («Большой узбекский танец») под аккомпанемент с Уста Олимом Камиловым, аккомпанировавшим ей, и привезла заслуженную награду. Именно правильное восприятие сцены, выступление ради искусства, а не ради аплодисментов, позволило ей завоевать любовь зрителей всех стран. Такие танцовщицы рождаются раз в сто лет. И я благодарна судьбе, что выросла среди этих великих людей, увидела настоящее искусство. Сегодня я, уже взрослый человек, помню ее заветы и стараюсь в разных ситуациях угадать: а как бы повела себя Тамара?
Записала Ольга ФАЗЫЛОВА
24.03.№12