Вся его жизнь - музыка, творчество, сцена, гастроли… За более чем 30 лет артист Мансур Ташматов объездил полмира, завоевал десятки престижных музыкальных премий, открыл немало молодых талантов. В его репертуаре - более 100 популярных авторских песен на узбекском, русском, английском и других языках. И до сих пор его бархатный голос звучит все с той же проникновенной теплотой…
Мы поговорили с Мансуром Ташматовым о том, как все начиналось, минутах славы и трудностях выбора, о мэтрах-педагогах и звездных учениках и многом другом.
Факт
За заслуги в развитии эстрадного искусства в 1995 году певец был удостоен звания народного артиста Республики Узбекистан.
- Мансур Ганиевич, вы родились в семье музыканта-гиджакиста и композитора, народного артиста Ганиджана Ташматова. И практически стали продолжателем дела отца…
- В семье было семеро детей, но именно меня отец постоянно подталкивал к занятиям музыкой, видимо, разглядел во мне дарование. Старался заинтересовать игрой на скрипке - этот инструмент очень похож на гиджак, тоже струнно-смычковый. Конечно, не очень нравилось, что братья играют во дворе, а мне, 6-летнему мальчишке, приходится учить музыкальную грамоту. Поэтому я стал всячески отлынивать от занятий, и меня перевели в общеобразовательную школу. Единственное, что действительно увлекло в музыке, - это пародии, которые я с удовольствием исполнял для сверстников. В последние школьные годы пел в школьной самодеятельности, где меня и заметили, потом в институте. Так, шаг за шагом, пришел к профессиональному вокалу.
- Окончив общеобразовательную школу, вы поступили в Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры - прим. ред.) на отделение музыкальной драмы и комедии. Приходилось играть на сцене как актеру?
- В рамках учебных спектаклей я сыграл в постановке Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» - Аскера, в пьесе Алексея Арбузова «Иркутская история» - Серегина. И вроде неплохо получалось, но параллельно все равно занимался эстрадой, играл и пел в ансамблях. А будучи студентом 3-4-го курсов я уже фактически работал в «Узбекконцерте», играл в ансамбле «Синтез», который позже был переименован в «Наво».
- А почему вы выбрали театральный вуз?
- Дело в том, что консерватория всегда казалась мне чем-то недосягаемым. Думал, для учебы здесь нужно обладать невероятными вокальными данными. Поэтому, когда мой старший брат Муксим Ганиев поступил в театральный институт на отделение музыкальной драмы и комедии, и я услышал дома его рассказы о занятиях фортепиано и вокалом (причем они разучивали не только арии, но и эстрадные композиции), мне показалось: вот оно - мое.
Дебют и признание
- Как вы попали в ваш первый профессиональный ансамбль «Синтез»?
- В то время я был солистом самодеятельного коллектива «Ёр-Ёр». Мы с ребятами собирались и играли в Доме культуры при университете (сегодня Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека - прим. авт.), периодически выступали на республиканских конкурсах. И вот однажды случайно услышали, что объявлен набор гитаристов в профессиональный ансамбль «Синтез» при «Узбекконцерте». Они искали двух музыкантов, а мы явились на прослушивание полным составом - вчетвером. Приемная комиссия была удивлена тем, что мы решили влиться целым коллективом в уже готовую команду. Но ансамбль состоялся и стал быстро развиваться. В течение года мы очень выросли в профессиональном плане. С этого момента началась моя творческая биография как артиста.
- Успех не заставил себя долго ждать - в июне 1978 года вы представляли страну на международном музыкальном конкурсе «Золотой Орфей»…
- Да, «Золотой Орфей» стал яркой страничкой в моей творческой биографии. Он состоял из международного конкурса, где я завоевал третью премию, и конкурса болгарской песни, где получил первую. Это было признание.
«Я еду в Кабул»
- Оглушительная популярность в столь молодые годы, и вдруг - армия. Это был ваш выбор?
- Дело в том, что мне оставалось буквально полгода до 27 лет - возраста, когда призыв уже минует мужчину. Все это время я получал бронь (освобождение), но как только ее срок заканчивался, вновь приходили из военкомата. Наконец, отец серьезно пристыдил меня: «Ты не больной, не увечный, а служить не желаешь». Я решился - подстригся, явился в военкомат и на полном серьезе заявил: «Я еду в Кабул». Конечно, меня туда не пустили. Посмеялись и забрали во внутренние войска. Служил я практически дома, недалеко от Ташкента.
- Остались ли в памяти какие-либо армейские истории?
- А какие истории? Меня как взрослого отделили от молодых и сделали старшим рыболовом. Целые дни я проводил у озера, ловил рыбу. Однажды московское командование узнало, что служу во внутренних войсках, вызвали на праздничный концерт. В итоге поступило предложение остаться там, петь в хоре МВД, но меня это испугало. Я-то проходил срочную, а заместитель министра МВД предложил получить звание капитана и пойти на настоящую службу. Сейчас бы многие посчитали неразумным не принять такое предложение, ведь имел бы уже звание, как минимум, полковника.
О Батыре Закирове
- В настоящее время вы работаете художественным руководителем эстрадно-симфонического оркестра имени Батыра Закирова. Расскажите о своем знакомстве с этим певцом.
- Батыр Закиров не просто легенда, а основатель узбекского эстрадного жанра. Думаю, не будет преувеличением сказать, что он был ориентиром для всех молодых певцов того времени. У Батыра Закирова был природный дар не просто вокалиста, но актера, художника… Мне посчастливилось с ним работать. Мы познакомились в театре эстрады: он находился в составе жюри вокального конкурса, а я подошел к нему перед первым туром и попросил совета, т.к. очень волновался. Он ответил: «Не бойся, я с тобой». Всегда очень серьезно относился к тому, что нахожусь на одной сцене с таким артистом. Это большая ответственность, а значит, стремление соответствовать данному уровню.
«Севара Назархан - несомненный лидер»
- Вы и сами сыграли немаловажную роль в становлении многих известных исполнителей. В их числе - известная сегодня певица Севара Назархан.
- На момент знакомства с Севарой у меня было немало учеников. Но она, конечно, сумела обратить на себя внимание - очень талантливая и, главное, хваткая: на лету ловила все, что ей интересно, и развивала это в себе. Вместе с тем в ней присутствуют черты несомненного лидера. Когда она хотела солировать, обязательно возникали споры, но в итоге у нее получалось убедить всех, что большая часть сольных номеров должна достаться ей.
- Какие еще новые имена и таланты, открытые вами, могут вырасти в звездных исполнителей?
- Я продолжаю готовить молодых одаренных певцов к международным вокальным конкурсам, и практически каждый год они привозят престижные награды. В прошлом году, например, 10-летняя Хайринисо Акбарова заняла I место на конкурсе в Праге. Тогда же на «Золотом шлягере» в Беларуси 23-летняя Алена Елизарова из Узбекистана завоевала II место.
«Хочу не думать о возрасте!»
- Творческая жизнь полна забавных историй, курьезов. Можете вспомнить что-то особенно яркое?
- Самым забавным с годами, пожалуй, становится то, что стал получать комплименты вовсе не по душе. Вот, например, подходит взрослый солидный человек, явно старше меня, и говорит: «Мы выросли на ваших песнях». Бывают случаи, когда известные молодые певцы вдруг являются ко мне с просьбой: «Дайте благословение на концерт». Чувствуешь себя неким аксакалом от эстрады. Мне как человеку творческому хотелось бы не думать о возрасте, годах, опыте и пр. Главное, что ты молод душой.
О джазе
- Расскажите о том, как реализуются ваши проекты, связанные с джазом, большим почитателем которого вы являетесь.
- Я очень рад оказанной мне чести - возглавлять Государственный джаз-оркестр Узбекистана, поскольку наш коллектив - один из немногих в Центральной Азии, выступающий в этом жанре. Ежегодно по нашей инициативе в Ташкенте проводится Международный джазовый фестиваль. В 2016-м к нам приедут звездные гости и коллективы: чешский саксофонист Михайло Врублевский, джазовые оркестры из Франции, Швейцарии, Турции, Индии и т.д. Отрадно, что наш зритель любит джаз, - это видно по переполненным залам и площадкам. Среди выступающих от Узбекистана есть и коллективы, которые «родились» в нашем оркестре, например, джаз-группа «Джазирома» или молодежный джазовый коллектив «Чайхона-джаз».
Пожелание
- Приближается прекрасный, добрый праздник Навруз. Чего вы пожелаете нашим читателям?
- Навруз в переводе с фарси - «новый день». Для нас он несет с собой много хорошего и приятного - цветение, оживление природы, ощущение радости и новизны, единение с окружающим миром. Отрадно, что оживают многовековые традиции, связанные с Наврузом. Это самый красивый праздник (и не только потому, что он весенний), радостные улыбки, хорошее настроение, доброта, проявляющаяся даже в мелочах, сумаляк, разделенный с соседями, тепло. От всей души я желаю мира, спокойствия и счастья всем соотечественникам!
Факт
Ни одна из моих дочерей не стала певицей, чему я очень рад, обе работают психологами. Младшая, Сабина, отучилась в филиале Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, старшая, Карина окончила Ташкентский государственный институт востоковедения.
Записала Ольга ФАЗЫЛОВА
17.03.№11