ГлавнаяЗамечательные люди

ЛЕКИМ ИБРАГИМОВ: «Я ЧУВСТВУЮ БОЛЬ ЛЮДЕЙ»

Изрображение 'ЛЕКИМ ИБРАГИМОВ: «Я ЧУВСТВУЮ БОЛЬ ЛЮДЕЙ»'

Наш сегодняшний гость - художник с мировым именем, поэт и писатель Леким Ибрагимов. Работы Лекима Хакимовича отличает особый стиль восточного импрессионизма, им присущ едва уловимый философский стиль. Его полотна широко известны за рубежом и находятся в крупных галереях и частных коллекциях благодаря персональным выставкам. В прошлом году его имя вошло в Книгу рекордов Гиннесса как автора эпического полотна «Тысяча ангелов и одна картина» («1001»). 

- Леким Хакимович, на мой взгляд, в вашей картине есть некое зашифрованное послание человечеству. Это правда?

- Мое мироощущение таково, что я могу чувствовать боль людей, даже целого народа. И мои ангелы, в частности, а в целом все творчество призваны помочь людям, принести им радость. В этом - суть. У каждого человека есть свой ангел. Когда я выставил полотно «Тысяча ангелов и одна картина» в Праге, посмотреть на него пришли тысячи человек! И каждый искал своего ангела, особенно маленькие дети! Также на выставке я увидел, что люди собираются у моей картины просто… отдохнуть. Видимо, такую положительную энергетику излучали ангелы! Сейчас полотно находится в Ташкенте, а в ближайших планах вывезти его в Китай.

- Как родилась идея создания полотна «1001»?

- Идея появилась в конце 1990-х, а в 2010-м были написаны первые 10 ангелов. Хотя на самом деле они всегда были на моих картинах, и в этом свете проект не что иное, как логическое продолжение творческого пути. Я шел к этому лет сорок. Тысяча и один персонаж, самобытный, но и являющийся частью всеобщего единства, - вот в чем суть картины.

 

- Как получилась, что эта работа стала рекордной?

- В Книге рекордов Гиннесса мою картину отметили в номинациях «Самая большая картина в мире, написанная на холсте маслом одним художником» и «Самое большое количество ангелов на одной картине». Это было что-то новое, очень много журналистов осветили данное событие, что является, на мой взгляд, признанием культуры нашей страны.

О близких и начале пути

- У вас в семье есть еще творческие люди?

- Мой дед был музыкантом, предки - тоже известные творческие люди. Родители - педагоги - делали все, чтобы мы - дети - могли получать знания, хорошее образование. Папа привозил из Москвы книги. Мы хоть и жили в деревне, однако были в курсе всех общественных событий, получили достойное образование.  

- Когда появились первые рисунки?

- Поступать я поехал в Алмату, но экзамены провалил и поступил на следующий год, прозанимавшись все это время. Мы, студенты, молодые художники, заинтересовались европейским искусством: Пикассо, Матисс, Сезан. Их творчество буквально вторглось в наше сознание настолько, что мы стали отходить от репинской школы художественного реализма, которой нас обучали в вузе, хотели создавать свои направления. Поэтому я не поехал в Москву, а отправился в Ташкент. Здесь огромное культурное наследие, обычаи, традиции, Восток, Самарканд, Бухара, Хива… Я изучал древнюю методику живописи, доисламскую культуру - посвятил этому много лет. А искусству отдал всю свою жизнь. Моя первая зарубежная выставка состоялась в 1998 году в Люксембурге, после - в Китае, Корее, Японии, Европе. В Узбекистане же выставки проходили каждый год. Участие в таких мероприятиях, признание, награды - все это радует, и мы стараемся стать лучше.

- Родители ваши застали этот творческий взлет?

- Отец частично, а мамы не стало, когда ей было 90 лет, так что она смогла наблюдать этот расцвет.

- А согласитесь, чтобы внучки пошли по вашим стопам?

- Не знаю. Это очень сложный путь.

- Есть время на себя, семью?

- Конечно, есть, мы часто проводим вместе время, например, выезжаем в горы. Однако каждый художник сам по себе одинок. Нас интересует только искусство.

«Искусство требует жертв»

- Вы перечисляли имена великих художников: Пикассо, Матисса… А кто-нибудь импонирует вам?

- Да, все они великие художники. Но в творчестве необходимо найти свое направление - для меня всегда было важно именно это. Например, Матисс многое взял от искусства создания сюзане. Некоторые обращались к Востоку и находили свой почерк. Николаев, Беньков, Волков - все эти художники приехали в Узбекистан для того, чтобы обрести собственный индивидуальный стиль, направление и каждый преуспел в этом. Я тоже после окончания института стал вырабатывать свой почерк, обращался к древней восточной живописи, миниатюрам и др.

- Кто вдохновлял вас в те годы, когда вы только начали писать?

- Всегда находятся люди, которые конструктивно критикуют, подскажут, помогут. Раньше были очень хорошие искусствоведы. Сейчас таких встретишь редко, мало кто способен на профессиональную критику. Родители, жена, двое сыновей - все поддерживали меня. Даже когда было очень трудно материально, я старался не брать заказы - в прошлую эпоху процветала сеть заказов: непременно писали портреты вождей, председателей. Художников просто обязывали это делать. Я таких заказов не исполнял, потому что знал: ты будешь получать деньги за это, твои аппетиты возрастут, ты начнешь брать новые заказы, а искусству - конец. А истинное творчество - самопожертвование. Искусство действительно требует жертв.

- Поэзия и проза - еще одна грань вашего творчества и таланта?

- Да, я писал всегда - стихи и рассказы. Моя поэзия - отражение моих картин. «Рассвет встречать не каждому дано», «Обнял лепешку - увидел солнце на руках», «Где я? Где мой дом?»… Вот последнее стихотворение отражает подлинное состояние души художников - людей мира. Мы не знаем, где наш настоящий дом.

- С Чингизом Айтматовым вы познакомились на литературной почве?

- С Айтматовым нас познакомил человек, который переводил наши рассказы для сборников. Айтматов любил мое искусство, был очень обаятельным, спокойным, всепонимающим, тактичным, дипломатичным, мог глубоко сопереживать.

- Какой вы сами по характеру человек?

- Я не знаю до сих пор (смеется).

- Как, по-вашему, повлияло ли обретение Узбекистаном независимости на развитие живописи, творчества?

- Да, открылся железный занавес. Художники, в том числе и я спокойно стали выезжать за границу, проводить международные выставки. В каждой стране есть своя изюминка, но и нас уже узнают, хвалят. И я был рад, что в других странах могу через свои творения представить наши традиции, культуру. И я пропагандирую через свое искусство, что мы - светское государство, богатое культурными традициями, с очень образованным народом. Были и люди, которые изменили мнение об Узбекистане после посещения выставок, в частности, после «1001»: увидели, какая у нас богатая культура, древняя и духовная.

Беседовала Диана ИБАТУЛЛИНА

Награды

 

1998 г. - золотая медаль Академии художеств Республики Узбекистан «За вклад в развитие мировой культуры»;

1999 г. - действительный член (академик) Академии художеств Республики Узбекистан;

1999 г. - профессор Национального института художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода АХ РУз; 

2001 г. - главный приз жюри I Ташкентской биеннале современного искусства; 

2001г. - звание «Народный художник Узбекистана»;

2008 г. - почетный член Российской Академии художеств.

1.09 №35

    Следите за нами в соц.сетях

    Другие новости