«Мотор! Начали!» - после этой режиссерской команды стихают все разговоры на съемочной площадке, актеры спешно занимают свои позиции, ибо знают: с Рашидом Маликовым во время работы лучше не шутить. Другое дело - после съемок: серьезная маска уступает место по-мальчишески обаятельной улыбке, напоминающей зрителям того самого юношу, которого они полюбили за роли в фильмах «Дуэль под чинарой», «Бунт невесток», «Найти любимую»…
Сегодня Рашид Маликов - известный режиссер и сценарист, обладатель нескольких наград в области кинематографии. Каким был его путь к славе? Не жалеет ли Рашид Каримович о смене профессионального амплуа? Чем еще он нас порадует? На эти и другие вопросы мэтр ответил в предпраздничном интервью.
- Рашид Каримович, люди старшего поколения помнят вас как актера. Сегодня, будучи режиссером, вы уже не появляетесь в кадре?
- Нет, я вообще уже давным-давно не ощущаю себя актером. Бывает, что иногда играю ма-а-ленькую роль, и то по необходимости. Чувствую - уже не мое. Гораздо комфортнее ощущаю себя в кресле режиссера.
«Люди на улице все еще узнают меня. В основном помнят по роли в фильме «Дуэль под чинарой», реже вспоминают «Бунт невесток» и совсем редко - «Найти любимую».
- Свой режиссерский путь вы начинали в далекие 1980-е. Что сегодня изменилось в творчестве, манере работы, характере, может быть?
- Если раньше я снимал фильмы, рассчитанные на массового зрителя, в основном в жанре экшн, то сейчас все больше стремлюсь снимать картины фестивального, арт-хаусного толка, более сложные по композиции.
Награды
«Дядя» - Гран-при Международного кинофестиваля «В кругу семьи» (2014 г.);
«Полуночный блюз» - главный приз Международного кинофестиваля в Ашхабаде (1991 г.);
«Правила хорошего тона» - короткометражный фильм, дипломная работа - приз Московского фестиваля молодых кинематографистов (1986 г).
«Любая награда - это всегда приятно. С годами даже волнуешься больше, потому что понимаешь, сколько труда, сил и эмоций вложено в каждую работу. А работу я свою люблю».
- Один из ваших самых известных фильмов - «Дядя». Вы сами написали сценарий к нему, причем рассказанная история несет очень глубокий смысл. Чем это было навеяно?
- Отчасти детскими воспоминаниями, но во главе угла стояло желание рассказать историю, которая была бы многослойной: на первый взгляд - легкая и увлекательная, а глубже - философская. И этот фильм был показан на большом количестве кинофестивалей и ретроспектив. А вот самая свежая новость - во французском городе Нант в марте этого года проходил фестиваль российских фильмов. Там демонстрировали лучшие киноленты за период 2014-2016 гг., и в этот список попал «Дядя». При большом количестве зрителей он был показан с огромным успехом. Причем это была одна-единственная картина из всей Центральной Азии. Вообще сначала на главную роль я серьезно пробовал Бориса Гафурова, но по внутреннему самоощущению Бобур Юлдашев оказался более подходящей кандидатурой. Словом, каждый актер сыграл ту роль, которая ближе ему внутренне. А вот с мальчиком я помучился, уже даже отчаялся его найти, была и мысль прекратить съемки. Но все же отыскал! Талантливого мальчугана, который готов был стараться, вкладывать душу в игру, выполнять мои требования.
- Над чем работаете сейчас?
- Совсем скоро начинаем съемки нового фильма под названием «Пустота». Позади два года подготовительной работы. Это фильм о воине-интернационалисте, точнее, о его личной драме, которую он пережил в Афганистане. Она повлияла на всю его жизнь, и, подходя к финалу своего пути, он понимает, что медлить больше нельзя, пора совершать поступки, которые он откладывал. На главную роль будут пробоваться лучшие актеры.
Беседовала Диана ИБАТУЛЛИНА
1.09 №35