1

БЕРНАРА КАРИЕВА: ПРИЗНАНИЯ В ЛЮБВИ К ЮБИЛЕЮ ЗНАМЕНИТОЙ БАЛЕРИНЫ

Замечательные люди 28.11.2016, 19:19
БЕРНАРА КАРИЕВА:  ПРИЗНАНИЯ В ЛЮБВИ К ЮБИЛЕЮ ЗНАМЕНИТОЙ БАЛЕРИНЫ

28 января 80-летие отметила известная балерина, выдающийся балетмейстер и хореограф, народная артистка Узбекистана Бернара Рахимовна КАРИЕВА.

…В 1951 году в числе выпускной группы Узбекского хореографического училища (ныне Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии - прим. ред.) оказалась еще никому не известная Бернара Кариева. А в 1955-м после окончания Московского хореографического училища в Государственном театре оперы и балета имени А. Навои (ныне Государственный академический Большой театр им. Алишера Навои - прим. ред.) в Ташкенте состоялся ее дебют. Сорок лет - с 1956 по 1996 годы - Бернара Кариева была прима-балериной этого храма искусства, а с 1994 по 2002 годы - его  художественным руководителем. В период с 1979 по 1983 годы  Бернара Рахимовна возглавляла созданное ею же сообщество «Молодой балет Узбекистана».

Сегодня юбилей великой балерины - настоящий праздник в родном театре, где о ней говорят с большой теплотой и благодарностью. Ведь именно с ее именем связано рождение и развитие классического балета в Узбекистане.

Узбекская Одетта

Отечественная балерина Бернара Кариева известна во всем мире. Она исполняла партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» П. И. Чайковского, Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева, Мехри в «Сухайле и Мехри» М. Левиева, Сонни в «Амулете любви» М. Ашрафи и др. Балеты с ее участием наполнены невероятной чувственностью и глубиной. В прессе Бернару Кариеву нередко называли узбекской Одеттой, хотя она станцевала в более чем 55 балетных постановках!

 

Неиссякаемая энергия Бернары Рахимовны проявлялась в каждом творческом начинании, касающемся театра. Многочисленные фестивали и смотры кукольного, драматического, балетного театров, организованные по ее инициативе, принесли свои плоды. А главное - была выполнена важная задача, поставленная перед храмами Мельпомены, - достойный выход узбекского театрального искусства в мировое культурное пространство. И первым триумфом стал фестиваль «Театр: Восток - Запад» с участием коллективов из 27 стран в количестве 800 человек, который надолго запомнился жителям Ташкента. Бернара Рахимовна была не только его генеральным директором, но и вдохновителем.

С  приходом Бернары Кариевой в театр как руководителя ожила работа по обогащению репертуара. Приглашая на постановки видных театральных деятелей из-за рубежа, она содействовала рождению на сцене ГАБТа им. Алишера Навои таких величайших оперных произведений, как «Порги и Бесс» Д. Гершвина, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и др.

Высокая требовательность, организаторские способности, колоссальный энтузиазм и бескрайний полет мысли,  все это - Бернара Кариева, талантливая балерина и просто прекрасный человек.

Мы решили дать слово тем, кто долгие годы проработал с этой удивительной женщиной в одной большой творческой семье.

 

Артист балета ГАБТа им. Алишера Навои, заслуженный артист Узбекистана Владислав ЕГАЙ (В. Е.):

 

- В 1967 году, когда я окончил учебу, Бернара Рахимовна уже была примой. Но ко мне, только пришедшему в театр молодому актеру, она проявила максимум внимания. Наверное, что-то особенное во мне разглядела (смеется). А вообще я немного завидую целеустремленности этой прекрасной и хрупкой на вид женщины. Сколько замечательных творческих проектов удалось ей реализовать на сцене нашего театра - не сосчитать!

Помню, как она добилась постановки балета Улугбека Мусаева «В долине легенд». Постановщиков Юламея Скотта и Николая Попко пригласили из московского Большого театра, а руководил спектаклем непосредственно Юрий Григорович. Именно после этой постановки я получил звание заслуженного артиста. Окружающих всегда удивлял и удивляет напор, с которым Бернара Рахимовна решает любые вопросы. Но, несмотря на умение быть жесткой в повседневных делах, она невероятно музыкальна и нежна на сцене. И еще один момент: Кариева способна сделать любую роль, но мы привыкли видеть ее в образах лирических героинь. В спектакле «Любовью за любовь» Тихона Хренникова по пьесе Шекспира «Много шума из ничего» она играла Беатриче. Боже, сколько юмора было вложено в этот образ: как изящно она «косила» на один глаз, как грациозно «хромала». Зал взрывался смехом и аплодисментами при каждом ее жесте. Талантливый человек талантлив во всем.

Режиссер ГАБТа им. Алишера Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей СЛОНИМ (А. С.):

- Могу сказать, что Бернара Кариева - весьма своеобразный феномен в истории искусства нашей страны. И пусть она попробует со мной поспорить (улыбается)! Начнем с того, что Кариевы - это династия. В моем семейном архиве есть фотографии ее отца, где на сборе театра присутствует и Бернара - в то время ученица восьмого класса. Так что она, можно сказать, корнями впитала историю мировой культуры. Ее репертуар включал практически всю известную классику, при этом она не боялась экспериментировать, работала над современными постановками, тяготела ко всему новому. Как не вспомнить замечательную постановку балета «Анна Каренина» Р. Щедрина - инициативу самой Бернары Рахимовны. Многие годы Кариева ярко исполняла заглавную роль в этом значимом и для нее самой, и для театра спектакле. Нельзя забыть и о ее работе в балете «Тановар» А. Козловского: там Кариева создала утонченный образ главной героини, поразительно живой и трепетный. А Нина в «Маскараде» Л. Лапутина! А ее экспериментальные работы в балетах малой формы!

В Бернаре Кариевой живет неуемная страсть к искусству. Помню, как в 1986 году она сообщила мне новость о передаче Союзу театральных деятелей семейного дома Слонимов. Сегодня там располагается творческое объединение «Узбектеатр». А потом Бернара Рахимовна горячо поддержала идею создания при Союзе театральных деятелей камерного оперного театра. И первый поставленный мною и дирижером Владимиром Неймером спектакль «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова был сыгран на террасе того самого дома, публика располагалась во дворе. А какие незабываемые Бернара Кариева организовывала новогодние представления! Сама их режиссировала, заботилась о декоре, заказывала какие-то невероятные цветы, бутафорию… В общем, разводила такую бурную деятельность, что никто не мог остаться в стороне. Конечно, не обходилось без трудностей и препятствий, порой весьма неожиданных. Отмечу, что Кариева - человек, органически не переносящий словосочетание «не могу». Как-то во время спектакля «Кармен», дирижером которого выступал маэстро Уинстон Фогель из США, прямо в финале знаменитой «Хабанеры» погас свет. Дирижер разволновался, зрители загудели. Тогда Бернара Рахимовна закрылась в своем кабинете и села за телефон. Не знаю точно, на какие рычаги она надавила, только в театре свет включили минут через двадцать и спектакль продолжился.

 

В. Е.: Она единственный директор театра, не пропустивший ни одного спектакля, - всегда сидела в ложе. И знала уровень работы каждого солиста оперы или балета.

 

А. С.: Бернара Кариева сделала очень многое для оживления гастрольной деятельности театра. Будучи директором, она организовала и провела в Ташкенте театральный фестиваль «Восток - Запад» - первый за годы независимости, затем - Международный фестиваль балета, на который съехались артисты со всего мира, представители ведущих балетных школ и просто почитатели этого вида искусства. В их числе присутствовал известный импресарио господин Оберой - человек очень простой и общительный. Он просил обращаться к нему просто Куку (таково было его имя!). Именно он стал первым импресарио и спонсором балетной труппы нашего театра в гастрольных поездках. Мы искренне благодарны ему и по сей день! Но не обошлось без курьезов - не смогли удержаться от смеха, когда Оберой направил к нам своего фотографа для гастрольных съемок. Его звали… Кики. Ребята так и говорили: «Приехал Кики от Куку». А если серьезно, то с подачи Куку в этапных гастролях балета театра практически по всей Азии, помимо наших танцовщиков, были приглашены и самые яркие звезды мирового уровня. Нам горячо аплодировали в Таиланде, Малайзии, Китае, Японии, Индии…

Главный дирижер ГАБТа им. Алишера Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлитдин ЯКУБДЖАНОВ:

Отмечать знаменательные даты и мировых, и отечественных деятелей культуры тоже стало традицией театра, который Бернара Кариева создавала, точно родной дом. Эти вечера словно заново открывали для зрителей поэтов, композиторов, певцов. Я сам познакомился с ней в 2002 году. Совершенно неожиданно она пригласила меня на собеседование и предложила место главного дирижера (тогда я был главным дирижером Самаркандского музыкального театра). Подумав, согласился, но, придя на первую репетицию, обнаружил, что в оркестре - «некомплект». Я заявил, что требую укомплектовать состав полностью. Бернара удивилась, но пошла мне навстречу, а я начал работать  в театре. Могу сказать от нашего творческого коллектива, - все мы выражаем Бернаре Рахимовне искреннюю благодарность, любовь и низко кланяемся за все, что она сделала. И сегодня, когда она приходит сюда, мы видим все тот же блеск в ее глазах. Пусть ее природная красота, пластика тела, энергия и твердость характера остаются с ней на долгие годы!

4.02.№5

Комментарии

Погода: Ташкент
Курсы валют